.RU

Как студенту-очнику подготовиться к докладу (или студенту-заочнику написать контрольную работу) по философской проблеме


^ Как студенту-очнику подготовиться к докладу (или студенту-заочнику написать контрольную работу) по философской проблеме.
Общие рекомендации такие же, как в предыдущем разделе. А вопросы плана могут быть примерно следующие (они же могут стать планом контрольной работы заочника):

1. По каким причинам, каким философом (философами), в какой период истории философии и в каких социальных и культурных условиях была впервые сформулирована эта проблема?

2. Какова общая формулировка, структура проблемы, ее основные аспекты? К какому разделу (разделам) философии как теоретической дисциплины ее можно отнести?

3. Как развивалось обсуждение этой проблемы на различных этапах истории философии? Какие философы принимали в нем участие? Какие (возможно противоположные) точки зрения по этой проблеме они высказывали? Почему? Что нового в углублении постановки и возможных решений проблемы появилось в результате этого обсуждения?

4. Каково отношение (позиция) основных течений современной философии к данной проблеме?

5. Каково современное философско-мировоззренческое, общекультурное, научное, возможно идеологическое значение проблемы? В чем ее актуальность сегодня, для нас?



^ Как студенту очной формы обучения подготовиться к аудиторной контрольной работе (или студенту-заочнику написать контрольную работу) по истории философии.
При характеристике любого этапа развития мировой философии можно отметить ряд общих вопросов (их же можно рассматривать в качестве плана контрольной работы заочника, тема которой касается конкретного этапа истории философской мысли). Продумайте ответы на них.

1. Каковы временные рамки данного этапа? В каких странах он проявился наиболее ярко?

2. Какова центральная тема (темы), проблема (проблемы), подвергаемые философскому анализу на данном этапе? Какие в связи с этим возникли философские течения, направления, школы? Каковы их основные представители?

3. На какие периоды и почему подразделяется данный этап развития философии?

Какие сферы жизни общества (мифология, религия, искусство, наука, политика, право, мораль, идеология, экономика и т.п.) оказывали тогда наибольшее влияние на философию и являлись главными «поставщиками» решаемых ею проблем.

4. Какие части философского знания (см. программу п. 1) получили в связи с этим наиболее сильное развитие? Почему именно эти, а не другие вопросы интересовали тогда философов?

5. Каково место и значение анализируемого этапа развития философии в целом? Что нового он вносит в понимание ее предмета?

Для подготовки используйте конспект лекций, соответствующие главы учебника, статьи «Философского словаря», разделы специальных пособий по истории философии. Не надо заучивать даты, для студента технического вуза вполне достаточно знать век (века). Выражение Вашего личного отношения к каким-то аспектам разбираемых проблем отнюдь не будет лишним, но оно должно быть аргументированным.



Период

Время

Центральная

проблема

Течения,

школы

Периоды

Представители

Опора в культуре

Античная

философия



















Средневековая философия



















Философия

эпохи Возрождения



















Философия

Нового времени



















Философия

Просвещения



















Немецкая

классическая

философия



















Неклассическая

философия

XIX – начала XX вв.



















Марксистская философия






















Русская

философия

XIX – начала XX вв.



















Западная

философия

ХХ в.





















Как написать реферат по философии.

Согласуйте с преподавателем тему реферата (она может быть избрана Вами, либо являться уточнением стандартной темы из списка кафедры философии), предполагаемые к использованию источники, и сроки представления на проверку.

Спектр тематики может быть весьма разнообразен: определенное течение, направление, школа из истории философии, характеристика творчества известного философа (см. выше), анализ национального типа философствования какой-либо страны, философской проблемы и даже отдельной философской категории.

Реферат должен представлять собой самостоятельную работу, свидетельствующую об умении автора ставить и обсуждать философские вопросы, подбирать и анализировать литературу по проблеме, систематизировать и логично излагать материал, делать из него выводы. Реферат должен иметь план, введение, в котором формулируется его цель и дается краткая характеристика темы по используемой литературе, затем несколько параграфов, в которых рассматриваются отдельные аспекты проблемы. В заключении необходимо сделать выводы, которые полезно определенным образом связать (как и примеры в основной части) со специализацией автора. В конце приводится список использованной литературы. Цитаты и ссылки лучше всего делать по сквозной двузначной системе в косых скобках, где первое число - номер источника в списке литературы, а второе – страница (например: /5, 341/). Общий объем реферата – 10 - 15 машинописных страниц.
^ Как подготовиться к семинару по философии.
Основой подготовки к семинару должны являться «Планы семинарских занятий». Однако, следует, конечно, учитывать специфику изложения материала тем или иным лектором потока. Ориентируйтесь на конспект и учебник.

Прежде, чем начать подготовку повторите разделы курса и главы учебника, предшествующие изучаемой теме и имеющие к ней непосредственное отношение. Это, а также использование «Философского словаря», позволит Вам более свободно работать над ответами на вопросы плана семинара, лучше понимать смысл используемых категорий: философский текст достаточно труден.
Полезно продумать небольшие планы ответов по каждому вопросу семинара отдельно, но никогда не следует упускать из виду главное, т.е. роль всех пунктов и подпунктов в общей связи философского знания. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Если Вы сумели понять, какое значение имеет изучаемый вопрос для того, чем, как Вы понимаете, занимается философия вообще, основа успеха обеспечена. Ваш ответ должен быть аргументирован, снабжен некоторым количеством примеров, иллюстрирующих Ваше понимание (лучше всего из области Вашей специальности). Это значит, что ответ не должен быть декларативным и абстрактным. Покажите в нем уровень своей эрудиции, не бойтесь примеров из любой области, близкой Вам. Преподаватель может потребовать развернутого ответа на вопрос. Такой ответ всегда необходимо заключить каким-то выводом. Но он может построить весь семинар или часть его в виде беседы. Тогда ценным будет каждое Ваше добавление, пусть и краткое. Проявляйте больше активности.

^ Как работать с «Философским словарем» и другими философскими текстами.
Статьи любого философского словаря можно разделить на четыре основных типа:

При изучении философских понятий рекомендуется не ограничиваться первыми двумя строчками определения, ибо они остаются совершенно бессмысленными и формальными без изучения всего содержания статьи. Статьи располагаются в алфавитном порядке. Если название статьи состоит из нескольких слов, то на первое место помещается слово, с которым связано специфическое содержание статьи. В том случае, если определенная проблема или имя затрагиваются и в других статьях данного словаря, ссылка на них передается в тексте курсивом, либо выделяется иным способом. Как правило, в словаре имеется постраничный (или постатейный) указатель, список сокращений, а также список употребленных в нем иностранных терминов и выражений (философских «крылатых слов»).

В ряде случаев от студентов требуется умение анализировать отрывки из текстов классических философских работ. При этом целесообразно руководствоваться следующим кратким планом:

  1. Из какого произведения отрывок?

  2. Какова главная мысль автора? Как он аргументирует ее? Как в ней выражается общий замысел произведения? Как в ней выражается общий дух эпохи, к которой относится произведение?

  3. Какова философская традиция и жанр, к которым относится произведение? Какие основные философские категории и как использует автор?



Как подготовиться к зачету или экзамену по философии.

1. В первую очередь фронтально, целиком прочитать свой собственный конспект лекций. Таким образом, выявите вопросы из экзаменационного (зачетного) списка, по каким-либо причинам отсутствующие в конспекте, а также хотя и присутствующие, но оставшиеся непонятными при первом прочтении.

2. Изучить отдельно каждый пропущенный или оставшийся неясным вопрос. Для этого целесообразно использовать только учебно-методическую литературу и «Философский словарь». К теоретической литературе и первоисточникам (в отличие от подготовки докладов и рефератов) следует обращаться только в самом крайнем случае. Наилучший вариант используемой литературы - принятый в данном вузе учебник и методические разработки по любым общим и специальным, историко-философским и философским проблемам, выполненные непосредственно преподавателями кафедры философии вуза. (Последнее полезно также и при подготовке к семинарам).

3. В любом случае необходимо посетить предэкзаменационную консультацию. На ней следует задать преподавателю как можно больше вопросов с тем, чтобы еще раз учесть специфику его требований.
4. На заключительном этапе подготовки следует вновь один – два раза прочитать весь курс, включая разъясненные трудности, особое внимание обращая на адекватное понимание философских терминов и категорий. Составить краткие планы (схемы) всех ответов. Помните: лучший способ подготовки к зачету или экзамену – это аккуратное посещение и конспектирование лекций, активная работа на семинарах, консультации с преподавателем по трудным вопросам, внимательное чтение учебника; худший же способ – попытка обмануть преподавателя.

^ Желаем успеха!
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Место философии в системе знаний и ее значение для человека и общества. Предмет и функции философии.

  2. Понятие и структура мировоззрения. Его исторические типы.

  3. Античная философия: основные школы и их представители.

  4. Основные проблемы философии Средних веков.

  5. Философия эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия и социально-философские концепции.

  6. Основные проблемы и направления философии Нового времени (XVII в.).

  7. Роль немецкой классической философии в развитии философской мысли (Кант, Гегель, Фейербах).

  8. Основные идеи и эволюция философии марксизма.

  9. Русская философия XIX – начала XX вв.: основные идеи и направления.

  10. Основные черты и направления западной философии 2-й половины XIX – XX веков (содержательная характеристика одного из направлений на выбор).

  11. Бытие и его основные виды. Проблема субстанции в философии.

  12. Понятия движения, пространства и времени в философии и научной картине мира.

  13. Диалектика как философское учение о развитии и всеобщей связи. Категории диалектики (содержательный анализ пары категорий на выбор).

  14. Основные законы диалектики.

  15. Сознание: происхождение, структура и функции.

  16. Основные подходы к проблеме познания. Структура процесса познания.

  17. Отражение и эволюция его форм. Психика животных и сознание человека.

  18. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы и взаимосвязь.

  19. Проблема истины в философии: основные концепции. Диалектика относительного и абсолютного в познании.

  20. Общество как объект философского исследования. Основные подходы к анализу общества.

  21. Общество как система. Его составляющие и их взаимодействие.

  22. Духовная жизнь общества: специфика, формы и уровни.

  23. Взаимоотношение общества и природы. Философские проблемы экологии.

  24. Философское понятие культуры, ее структура и функции. Проблема диалога культур.

  25. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия.

  26. Общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации.

  27. Человек как предмет философского осмысления. Взаимосвязь природного, социального и духовного.

  28. Происхождение и сущность человека: многообразие подходов.

  29. Проблема личности в философии. Феномен отчуждения.

  30. Специфика научного познания, его структура, методы и формы.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Учебники по всему курсу




  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 5-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 2010.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авторск. колл. И.Т.Фролов и др. - Изд. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, 2007.

  3. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов /В.О.Голубинцев, А.А. Данцев, В.С.Любченко. – Изд. 5-е, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  4. Кармин А.С. Философия: Учебник для вузов / А.С.Кармин, Г.Г Бернадский. – 2-е изд.– СПб.: Питер, 2009.

  5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.

  6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2009.

  7. Спиркин А.Г. Философия: учебник /А.Г.Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2010.

  8. Толпыкин В.Е. Основы философии: учебное пособие /В.Е.Толпыкин, - 2-е изд. – М.: Эксмо, 2010.

  9. Кириленко Г.Г. Философия / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В.. – М.: АСТ: СЛОВО, 2009.

  10. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. (Отв. ред-р В.П.Кохановский. - Изд. 19-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

  11. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.




Учебники по истории философии

    1. Зотов А.Ф. Современная западная философия: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010.

    2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

    3. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова, Д.В.Бугая. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2008.

    4. Орлов С.В.История философии: краткий курс. – СПб.: Питер, 2009.

    5. Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. / Пер. с англ. – М.: Академический Проект, 2009.

    6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 -х т. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994 – 1997.

    7. История философии: Учебник для вузов / Под ред. А.С.Колесникова. - СПб.: Питер, 2010.



Дополнительная литература

  1. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

  2. Словарь философских терминов /Научная редакция проф. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  3. Философия: хрестоматия /сост. В.Б.Рожковский, Д.Л.Устименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

  4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА - М, 2009.

  5. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Изд. 3, перераб. и доп. / Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2004.




Преподавателями кафедры философии Лесотехнической академии подготовлены и изданы методические разработки по отдельным темам курса: «Философия как теоретическое мировоззрение», «Западноевропейская философия XVII века», «Философия эпохи Просвещения», «Западная и русская философия второй половины XIX – XX веков», «Философия Средних веков», «Философская антропология. Введение» и другие, которые можно найти в библиотеке ЛТА или на кафедре философии.


karl-yung-analiticheskaya-psihologiya.html
karlo-gocci-voron-stranica-2.html
karlo-kollodi-priklyucheniya-pinokkio-stranica-11.html
karlo-kollodi-priklyucheniya-pinokkio-stranica-16.html
karlo-kollodi-priklyucheniya-pinokkio-stranica-23.html
karlo-kollodi-priklyucheniya-pinokkio-stranica-29.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/z-frejd-stranica-15.html
  • testyi.bystrickaya.ru/bakterialnaya-kolonizaciya-i-gistologicheskaya-kartina-slizistih-obolochek-zheludka-i-dvenadcatiperstnoj-kishki-pri-zhelchnokamennoj-bolezni-integraciya-dannih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-duhovno-nravstvennoe-vospitanie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/samij-bolshoj-konkurent-mi-sami-voronova-t-dlya-biznesa-banka-oligarhi-opasni-dmitrij-orlov-predsedatel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gou-spo-svetlogradskij-pedagogicheskij-kolledzh-kraevoj-centr-sodejstviya-zanyatosti-uchashejsya-molodyozhi-i-trudoustrojstvu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-politologiya-vklyuchaet-v-sebya-rabochuyu-uchebnuyu-programmu-disciplini.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-22-fevralya-2008g-nizhnij-novgorod-43-oprieme-v-aspiranturu-v-2008-g-1.html
  • college.bystrickaya.ru/1-pediatriya-bojinsha-internatura-zhne-rezidentura-kafedrasi-pediatriya-mamandii-bojinsha-internaturaa-tsuge-arnalan.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bogi-i-geroi-v-antichnoj-kulture.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tezisi-uchastnikov-prinimayutsya-do-10-aprelya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ii-proizvodstvo-v-arbitrazhnom-sude-pervoj-instancii-anohin-v-s-arbitrazhnoe-processualnoe-pravo-rossii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/orshaan-ortani-orau-ministrlg-orshaan-ortani-oraudi-aparatti-taldau-ortalii-respublikali-memlekettk-ksporini.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-ukazivaetsya-upolnomochennij-organ-upravleniya-emitenta-utverdivshij-ezhekvartalnij-otchet.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dlya-shkolnikov-i-roditelej-s-detmi-s-1-nochnimi-pereezdami-poleznie-soveti.html
  • control.bystrickaya.ru/dogovor-perevozki-gruza-po-tovarorasporyaditelnomu-dokumentu-konosamentu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-astrahani-postroyat-novij-hram-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • composition.bystrickaya.ru/opyanstve-russkih-pisatelej-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-po-informacionnoj-gramotnosti-dlya-oblegcheniya-virtualnoj-mobilnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastanni-su-resurstarin-basaru-memlekettk-badarlamasin-ske-asiru-bojinsha-esep.html
  • grade.bystrickaya.ru/monstri-antologiya-stiven-dzhons-stranica-23.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstavlenie-rezultatov-ord-organu-doznaniya-sledovatelyu-prokuroru-ili-v-sud.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-t-andrianova-organizaciya-zdorovogo-obraza-zhizni-starshih-doshkolnikov-e-a-lobanova-zav-kafedroj-doshkolnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obedinennie-vtoroj-tretij-i-chetvertij-periodicheskie-dokladi-kirgizskoj-respubliki-o-vipolnenii-mezhdunarodnogo-pakta-o-grazhdanskih-i-politicheskih-pravah-za-period-s-2007-po-2011-godi-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-uroka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kropotova-marina-georgievna-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-torgovij-dom-gum.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-uchebnogo-materiala-disciplini-i-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-25-1-metodicheskie-ukazaniya-po-organizacii-auditornoj-raboti-30.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhpravitelstvennij-komitet-po-intellektualnoj-sobstvennosti-geneticheskim-resursam-tradicionnim-znaniyam-i-folkloru-devyatnadcataya-sessiya-stranica-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/umk-predmetov-komponenta-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-5-10-klassah-umk-predmetov-federalnogo-komponenta-i-komponenta.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sektorni-analizi-sdrzhanie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii-stranica-38.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-direktora-mou-tatarsko-tavlinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • books.bystrickaya.ru/bilet-211-vozniknovenie-nauki-v-drevnej-grecii-kultura-antichnogo-polisa-i-stanovlenie-pervih-form-teoreticheskoj-nauki.html
  • school.bystrickaya.ru/apparatnie-sredstva-chast-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobranie-1-242-22-maya-vtornik-13-20-lekciya-4ch-tsp-novoselcev-yu-p-8-603-16-20-lab-4ch-mehanika-gruntov-krutikova-m-v-6-301.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-dlya-postupayushih-na-2-j-i-posleduyushie-kursi-po-napravleniyu-podgotovki-filologicheskoj-obrazovanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.