.RU

К муниципальному и городскому этапам олимпиады по экологии


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

_________________________________


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ

К МУНИЦИПАЛЬНОМУ И ГОРОДСКОМУ ЭТАПАМ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ


База проведения подготовительных занятий:

Государственное образовательное учреждение Московский детский эколого-биологический центр, адрес: м. Каховская или Севастопольская (ЮЗАО), ул. Одесская, 12А, тел. (495) 318 00 03 (доб. 121), сайт www.mgsun.ru, эл. почта mgsun.edu@mail.ru

Обоснование базы проведения занятий:

1. Материально-технические ресурсы.

2. Кадровые ресурсы. 115 педагогов дополнительного образования и тьюторов. Опыт работы в системе дополнительного экологического образования с 1982 года.

3. ^ Научно-исследовательский и методический потенциал учреждения. Опыт организации и проведения экологических конкурсных мероприятий по экологическим исследованиям и научно-практических конференций с 1984 года. Опыт проведения городских экологических олимпиад.


^ Режим подготовки:

  1. Теоретический блок включает в себя подготовку учащихся 7-11 классов к выполнению теоретических заданий на муниципальном и региональном этапах. Работа ведется с постоянным составом учебного объединения по пятницам с 17.00 до 19.00 (с 7.10.2011 г.) до проведения регионального этапа.

  2. Практический блок включает подготовку индивидуальных проектно-исследовательских работ по индивидуальным графикам под руководством тьюторов – сотрудников ГОУ МДЭБЦ. Подготовка ведется с 10.10.2011 г. до проведения регионального этапа. Учащиеся работают совместно с тьюторами не менее 1 раза в неделю. Тьютор является научным руководителем или консультантом в процессе подготовки проектно-исследовательской работы для ее защиты на практическом туре городского этапа олимпиады.



^ Количество учащихся – участников группы подготовки: 25 учащихся – постоянное учебное объединение; 35 учащихся выполняют проектно-исследовательские работы в режиме занятий с тьюторами.


Формы занятий:


Главный тренер, преподаватель – организатор системы подготовки – Моргун Д.В., кандидат биологических наук, кандидат философских наук, зам. директора по научно-методической работе МДЭБЦ, доцент (тел. (495) 318 00 03, доб. 121).


^ Страница в Интернете - http://www.mgsun.ru/Olimpiada/


Программа и расписание теоретических занятий по подготовке участников к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по экологии

По образовательной программе «Основы экологии и устойчивое развитие» (автор Д.В. Моргун)


7.10.11, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Модуль «Общая экология (биоэкология)»


Тема 1. История экологии.

Становление современного предмета экологии. «Дотеоретический» этап развития эколого-биологического знания. Зачатки экологических исследований в Античности (Эмпедокл, Аристотель, Теофраст, Плиний Старший). Господство схоластического метода при объяснении явлений живой природы в Средние века. Леонардо из Пизы (13 в.). Зарождение опытного естествознания в Позднем Возрождении и в Новое Время. Механистическая трактовка природы (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Р. Бойль (1670 г.): зарождение экспериментального метода в экологии. Шведская школа ботаников в 18 в. Ван Левенгук и изучение трофических цепей. Вклад К. Линнея в экологию. Возникновение моделей экологических отношений и изучение экологических факторов в теории эволюции в 19 в. Вклад К. Ф. Рулье в формирование экологических представлений. Экологические представления в концепции Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Принцип единства организма и внешней среды Рулье-Сеченова. Э. Геккель и становление классической экологии. Мебиус К. и биоценология. Дифференциация экологического знания в 20 в. Становление популяционной экологии. Шелфорд В., Келлер Б. А., Алехин В. В. Труды В. И. Вернадского. Формирование экологии человека как отдельной дисциплины. Экосистемное мышление в классической экологии середины 20 в. Возникновение ландшафтной экологии (Тролль К.). Возникновение проблемы биологического разнообразия и развитие количественных методов в экологии. Осмысление глобально-экологической и природоохранной проблематики в 20 в. Основание «Римского клуба». Работа Ю. Одума «Основы экологии» и ее значение в становлении содержательных проблем экологии 20 в. Н. Ф. Реймерс и его трактовка экологии. I Международный конгресс экологов 1974 г. Становление урбоэкологии и агроэкологии. Развитие нормативно-правовой базы природопользования и охраны окружающей среды. Мониторинговые исследования как ведущая методология экологического познания в конце 20 в. Конференция ООН по окружающей среде (1992 г.). Экология как «наука будущего».


^ Тема 2. Основные разделы современной экологии и их методология.

Классическая (общая) экология, или биоэкология. Предмет классической экологии, его многоуровневая организация. Социальная экология и экология человека. Социоэкосистемы. Промышленная экология. Глобальная экология. Урбоэкология (экология городской среды). Агроэкология. Геоэкология и ландшафтная экология.


14.10.11, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Тема 3. Системный подход в экологии.

Системный подход в науке и его основные понятия (система, структура, элементы, компонента). Биологические системы и уровни организации живого (ген, клетка, ткань, организм, популяция, вид, экосистема, биосфера). Замкнутые и незамкнутые системы. Обмен энергией и информацией системы с Основные характеристики «живых» систем: структурность, целостность, многоуровневость, иерархичность. Биологическое время как специфическая характеристика «живых» систем (биологические ритмы, эволюционная хронология и др.). Понятие фенологии. Фенологические наблюдения в природе.


^ Тема 4. Концепции окружающей среды.

Понятие окружающей среды. Я. Юкскюль и его трактовка окружающей среды. Экология среды. Среда обитания. Водная, наземная, воздушная среды, почва. Живой организм как среда обитания. Местообитание. Элементы среды. Природная среда и техногенная среда.


^ Тема 5. Адаптация как экологическая характеристика и эволюционный механизм.

Понятие адаптации. Приспособленность к различным условиям обитания (в разных средах) животных и растений. Понятие жизненных форм (биоморф). Адаптивные свойства организмов в разных условиях существования. Классификация гидробионтов, геобионтов. Значение адаптации в эволюционном учении Ч. Дарвина.


^ Тема 6. Экологические факторы.

Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Другие варианты классификации экологических факторов. Периодические и непериодические факторы. Важнейшие абиотические факторы. Закон экологического оптимума.


^ Тема 7. Аутэкология (экология организмов).

Понятие организма. Влияние абиотических факторов на онтогенез (индивидуальное развитие организма). Экологическая валентность (пластичность). Стенобионты, эврибионты. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда.


^ Тема 8. Демэкология (экология популяций).

Понятие популяции. Популяционные уровень организации живого. Соотношение понятий популяции и вида.


Тема 9. Основные характеристики популяций и методы их изучения.

Численность популяции и шкалы ее оценки. Динамика численности популяций, ее возможные причины и ее оценка. Колебания численности. Плотность популяции, ее оценка. Соотношение численности и плотности. Прогнозирование численности и устойчивости популяций. Стратегии регулирования численности популяций. Понятие лимитирующих факторов. Рождаемость, смертность, прирост популяции. Половая и возрастная структура популяции. Пространственное распределение популяции и их причины. Проблема колониальных организмов.


^ Тема 10. Особенности развития популяций.

Понятие «емкости среды». Противоречия между численностью популяций и емкостью среды (ограниченность ресурсов и условий). Биотические взаимоотношения в развитии популяций. Принцип Гаузе (теорема Гаузе). Экологическое взаимодействие (модель хищник — жертва, конкуренция, мутуализм (симбиоз), комменсализм, аменсализм, паразитизм). Проблема нейтрализма.


^ Тема 11. Эйдэкология (экология видов).

Понятие вида. Экологический критерий вида и его значение в систематике. Современная концепция вида в биологии. Эволюционная экология в трактовке экологической уникальности вида.


21.10.2011, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Тема 12. Синэкология (экология сообществ).

Понятие сообщества, биогеоценоза, экосистемы, биоты, биотопа, их соотношение. Биогеоценотический уровень организации живого и его характеристики.


^ Тема 13. Концепция экосистемы.

Экосистема и ее основные характеристики. Взгляды В. Н. Сукачева, А. Д. Тенсли, К. Мебиуса. Естественные и искусственные экосистемы. Гомеостаз и динамика экосистемы. Сукцессии. Законы сукцессионного замедления. Проблема стабильности экосистемы. Границы экосистемы. Энергетический и информационный обмен экосистемы. Продуктивность экосистемы. Биомасса. Понятие экологической ниши. Экологическое развитие: смена видов и изменение продуктивности. Ограниченность экологических ниш и рост продукции. Устойчивость экосистемы и необходимость разнообразия видов.


^ Тема 14. Трофические (пищевые) цепи в экосистеме и потоки энергии.

Трофическая структура экосистемы. Пищевые цепи и трофические уровни. Понятие автотрофов и гетеротрофов. Понятие продуцентов, консументов, редуцентов. Трофическая структура разных типов экосистем (водной, воздушной, наземной). Потоки энергии в экосистеме. Детрит, детритофаги. Монофаги, полифаги, олигофаги..


^ Тема 15. Биосферный уровень организации живого.

Понятие биосферы. Биосфера как глобальная экосистема. Земля и становление биосферы. Основные концепции происхождения жизни (биогенез и абиогенез, концепция Опарина — Холдейна, биохимические концепции и др.). Основные эволюционные концепции. Эволюционно-экологическая необратимость. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенные элементы, космические, общепланетарные факторы. Функции живого вещества. Биосфера и геосфера. Зональность. Труды В. И. Вернадского и его учение о биосфере и ноосфере. Труды П. Тейяр-де-Шардена. Взгляды А. Л. Чижевского на целостность живого. Устойчивость биосферы.


Тема 16. Круговорот веществ в биосфере.

Геологический и биологический круговороты. Круговорот азота, углерода, серы и др.


28.10.2011, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Модуль 2. Охрана природы (энвайронментология).


Тема 1. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Понятие охраны природы. «Законы» Б. Коммонера. Антропогенное воздействие и его формы. Прямое и косвенное антропогенное воздействие. Загрязнения разных сред. Природные и техногенные катастрофы. Экологические последствия антропогенного воздействия.


^ Тема 2. Организационно-правовые аспекты природоохранной деятельности.

Понятие управления природопользованием. Понятие менеджмента и маркетинга. Экологический менеджмент и маркетинг и их методы. Экономические механизмы природопользования. Экологическое законодательство. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Нормирование качества окружающей среды. Экологическая сертификация.


^ Тема 3. Концепция экологической безопасности.

Экологическая опасность и безопасность. Система экологической безопасности. Политика экологической безопасности и ее правовое регулирование. Экономические механизмы обеспечения экологической безопасности. Непрерывное экологическое образование как один из пунктов концепции безопасности России. Территории России с напряженной экологической обстановкой. Зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций.


^ Тема 4. Биологическое разнообразие как объект охраны.

Различные трактовки биологического разнообразия. Качественный и коричневый аспекты биологического разнообразия. Биологическое разнообразие и методы его исчисления (подходы Мэгаррана, Уиттекера, Чернова). Видовое богатство как аспект биологического разнообразия. Генетический, видовой, экосистемный аспекты биологического разнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.). Антропогенные причины сокращения биологического разнообразия. Условия сохранения биологического разнообразия.


^ Тема 5. Красная книга. Охраняемые виды животных и растений (категории).

Понятие Красной книги. Красные книги МСОП и России. Категории охраняемых видов животных и растений. Некоторые охраняемые представители фауны и флоры России, особенности их биологии, распространение, лимитирующие численность факторы.


^ Тема 6. Охраняемые природные территории и объекты.

Понятие особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Заповедники, биосферные заповедники. Меры и режим охраны естественных сообществ в заповедниках. Заказники и режим охраны в заказниках. Национальные парки. Резерваты. Памятники природы. Заповедно-охотничьи хозяйства. Дендрологические парки и ботанические сады. Зоологические сады. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. История заповедного дела в России. География ООПТ в России.


^ Тема 7. Экологический мониторинг и его значение в природоохранной работе.

Цели и задачи экологического мониторинга. Выбор и характеристика объектов мониторинга. Мониторинг биоты, сообщества, популяции, среды (воздушной среды, почв, водных объектов). Экологическая оценка природных сред и объектов по программе мониторинга. Биоиндикационные методы (лихеноиндикация чистоты воздуха, альгоиндикация водной среды, индекс Николаева, Гуднайта и Вудивисса при определении сапробности водоемов). Физико-химические методы мониторинга водной среды и почвы.


11.11.2011, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Модуль «Социальная экология и концепция устойчивого развития»


Тема 1. Глобальная экология.

Понятие экологической проблемы, кризиса, катастрофы. Фундаментальность и системность экологических проблем. Глобальные антропогенные кризисы. Экологический кризис и его характеристики. Проблем разрушения озонового слоя. Проблема «парникового эффекта». Проблема кислотных дождей. Демографические проблемы. Алармизм.


^ Тема 2. Социоэкосистемы и антропоэкосистемы.

Основные концепции антропосоциогенеза (религиозная, трудовая, эволюционная и др.). Человек как биосоциальное существо. Диалектика биологических и социальных факторов в эволюции человека. Потребности и ресурсы человеческой жизнедеятельности. Понятие экологии человека в работах В. П. Казначеева и А. Л. Яншина. Антропоэкосистемы как результат коэволюции природы и общества. Основные этапы взаимодействия общества и природы. Пространственно-временные характеристики социоэкосистемы. Локальные, региональные, глобальные социоэкосистемы. Агро-, урбо-, техноэкосистемы. Демографические кризисы и экологические проблемы.


^ Тема 4. Экологические взаимодействия в социоэкосистемах.

Вещественно-энергетический и информационный обмен между обществом и природой. Проблемы роста народонаселения и ограниченности ресурсов. Экологические противоречия в экосистемах. Развитие социоэкосистем как условие их динамического равновесия и устойчивости. Необходимость взаимосвязи социально-экономического и экологического развития.


^ Тема 5. Экология и социальные подсистемы.

Политическая экология. Экологическое право. Экологическая информатика. Экологизация экономики. Методы экологической экспертизы. Инженерная (промышленная) экология. Взаимодействие в системе «производство — окружающая среда». Экологическое нормирование качества окружающей среды. Биотехнология. Освоение космоса и проблемы экологии. Безотходное и экологическое производство.


^ Тема 6. Концепция устойчивого развития.

Социально-экономические предпосылки концепции устойчивого развития. Международные документы и встречи в области проблем устойчивого развития. Образование для устойчивого развития.


18.11.2011, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Модуль «Экология Московского региона»


Тема 1. Особенности экологии города.

Понятие «урбанизация». Антропоценозы. Урбосистемы, урбоценозы. Шумовое загрязнение, плевое загрязнение, смог. Проблема отходов. Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду.


^ Тема 2. Животные и растения в условиях города.

Парки, лесопарки, национальные парки, ландшафтные и другие заказники в городе. Особенности адаптации древесно-кустарниковой растительности к условиям города. Значение озеленения города. Понятие интродукции. Орнитофауна города. Понятие «антропофил», «синантропофил».


^ Тема 3. Мониторинг городской среды.

Планирование объектов мониторинга. Определение запыленности воздуха. Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки. Мониторинг шумового загрязнения. Физико-химические методы мониторинга водоемов.


^ Тема 4. Экология Московского региона.

Геологическое строение Москвы. Природные особенности городской среды. Характеристика геоморфологических процессов (оседание земной поверхности, формирование поверхностного и подземного стока, провалы, оползни, эрозия, карстово-суффозионные процессы).

Природные и антропогенные ландшафты.

Почвы и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе. Проблема утилизации ТБО в Москве и мире.

Климат и погода Московского мегаполиса. Влияние города на климат, состояние атмосферы и атмосферные явления (температура, осадки, влажность, давление, ветровой режим города, солнечная радиация, кислотные дожди).

Основные источники загрязнения атмосферы: автотранспорт, топливно-энергетический комплекс, промышленные и коммунально-бытовые предприятия. Способы уменьшения содержания загрязняющих веществ.

Гидрографическая сеть Москвы: реки, озёра, пруды, водохранилища. Значение рек в развитии города. Основные виды загрязняющих веществ ( минеральные вещества, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества и др.).

Экологический каркас города. Понятие особо охраняемых природных территорий (Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское), и биокоридоров, их размещение и функции. История развития растительного покрова Москвы. Основные растительные сообщества города: сосновые, еловые, липовые, осиновые, берёзовые леса, а также фрагменты суходольных пойменных лугов и болота. Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесённые растения). Растительность городских пустырей.

Озеленение улиц, кварталов, домов. Экологические, санитарно-оздоровительные, эстетические функции зелёных насаждений в городе. Растительность как индикатор качества городской среды. Влияние рекреационных процессов на состояние городских зелёных насаждений.

Состав фауны города Москвы. История становления фауны города. Городские представители (виды-синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоёмов. Роль биокоридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в городе. Охрана видового разнообразия и помощь животным в городе.

Функциональная и планировочная структура города: селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская зоны, рекреационная, лесозащитные полосы. Роль исторического центра в формировании планировочной структуры города.

Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе.


25.11.2011, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Тема 4. Экология Московского региона (продолжение).


Экологический каркас города. Понятие особо охраняемых природных территорий (Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское), и биокоридоров, их размещение и функции. История развития растительного покрова Москвы. Основные растительные сообщества города: сосновые, еловые, липовые, осиновые, берёзовые леса, а также фрагменты суходольных пойменных лугов и болота. Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесённые растения). Растительность городских пустырей.

Озеленение улиц, кварталов, домов. Экологические, санитарно-оздоровительные, эстетические функции зелёных насаждений в городе. Растительность как индикатор качества городской среды. Влияние рекреационных процессов на состояние городских зелёных насаждений.

Состав фауны города Москвы. История становления фауны города. Городские представители (виды-синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоёмов. Роль биокоридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в городе. Охрана видового разнообразия и помощь животным в городе.

Функциональная и планировочная структура города: селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская зоны, рекреационная, лесозащитные полосы. Роль исторического центра в формировании планировочной структуры города.

Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе.


Обобщение основных тем курса. Итоговый контроль.


28 ноября 2011 г. – МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Прошедшие этот этап учащиеся в дальнейшем проходят дальнейшую теоретическую и практическую подготовку в том же режиме, на основе углубления тем программы.


Расписание практических занятий по подготовке проектно-исследовательской работы:


По индивидуальным графикам, согласованным научным руководителем работы (тьютором) и учащимися, с 10.10.2011 по 15.01.2012. Режим занятий – очно-дистанционные, не менее 2 часов в неделю.

Основные направления проектно-исследовательских работ:

investicionnie-fondi-vidi-gosudarstvennih-cennih-bumag.html
investicionnie-operacii-kommercheskih-bankov-s-cennimi-bumagami-i-rekomendacii-po-ih-razvitiyu.html
investicionnie-processi-v-rossijskoj-ekonomike.html
investicionnie-proekti-novosti-lesopromishlennaya-konfederaciya-severo-zapada-rossii-soobshaet-ob-ugroze-ocherednogo.html
investicionnie-proekti-v-neftepererabativayushej-promishlennosti-nefte-i-gazopererabativayushaya-promishlennost-i.html
investicionnie-resheniya-predpriyatiya-chast-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-tverskoj-oblasti-kalininskij-rajon-na-sentyabr-2011-goda-ponedelnik.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtemnote-zvuchit-muzika-narastaya-po-tempu-i-gromkosti-ona-obrivaetsya-moshnim-dolgo-zatihayushim-akkordom-vkruge-sveta-na-tyomnoj-scene-kazyonnij-po-bolnichno-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-aukcionnaya-dokumentaciya.html
  • education.bystrickaya.ru/110-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-volgogradskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-nemeckij-yazik.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tancori-na-grani-sveta-kniga-pyataya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalki-po-filosofii.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-v-shlyahtin-d-r-biol-nauk-prof-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/savenko-stati-v-zhurnale-om-stranica-9.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obshegosudarstvennie-nalogi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-bazi-i-banki-dannih-innovacij-071201-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primechaniya-oleg-platonov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/417-meri-disciplinarnogo-vziskaniya-i-saha-yakutiya-dalee-uchrezhdenie-sozdano-v-rezultate-reorganizacii-v.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/altajskij-etnos-v-sisteme-rossijskoj-gosudarstvennosti-chast-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-lekcii-vidi-zubnih-otlozhenij-i-sposobi-ih-indikacii-podgotovka-polosti-rta-pacienta-k-professionalnoj-chistke-zubov-osobennosti-obezbolivaniya-antisepticheskoj-obrabotki-izolyacii-slizistoj-obolochki-rta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-trepetlika-populus-tremula-pri-nego-nyama-opasnost-ot-predozirane-pri-nego-nyama-opasnost-ot-pogreshna-diagnoza.html
  • university.bystrickaya.ru/eshe-raz-o-13-16-stupenyah-seminar-11.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sevshij-na-mel-v-pribrezhnih-vodah-sahalina-tanker-kararkum-neft-zhdet-spasatelej-informacionnoe-agentstvo-primamedia-18022012.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-obuchenie-gramote-metodika-obucheniya-russkomu-yaziku-i-literature-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/52-osnovnie-parametri-kodov-spravochniki-i-grodnev-a-g-muradyan-r-m-sharafutdinov-i-dr.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultet-radiotehniki-i-kibernetiki-stranica-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-torgovle-vseh-form-obucheniya-po-disciplinam-ekonomika-predpriyatiya-stranica-24.html
  • abstract.bystrickaya.ru/15-priyom-pedagogicheskoj-tehniki-dramogermenevtika-didakticheskie-instrumentarii-obrazovatelnih-tehnologij-sovremennie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-zaklyuchenie-kontrakta-po-rezultatam-provedeniya-aukciona-instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-aukcione.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bumaga-i-cifrovaya-pechat-chast-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-konstantin-georgievich-paustovskij.html
  • turn.bystrickaya.ru/pensiya-naznachennaya-po-sluchayu-poteri-kormilca-supruga-sohranyaetsya-pri-vstuplenii-v-novij-brak.html
  • learn.bystrickaya.ru/est-popadanie-v-desyatku-yablokov-maksim-prishelci-oni-uzhe-zdes.html
  • essay.bystrickaya.ru/deputati-odobrili-sozdanie-bakalavriata-i-magistraturi-gosduma-rf-monitoring-smi-17-maya-2007-g.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-pervaya-predislovie-zaratustri-hrestomatiya-po-kulturologii-uchebnoe-posobie-sost-sabirova-a-m-krasnodar.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-finansovoe-pravo-dlya-napravleniya-podgotovki-030500-62-bakalavr-yurisprudencii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-deyatelnosti-mdou-21-za-2010-goda.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referatov-nalogi-i-nalogooblozhenie-tema-familiya.html
  • student.bystrickaya.ru/3-soderzhanie-disciplini-programma-disciplini-grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost-cikl-opd-f-07-obsheprofessionalnie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tv-8-pervij-kanal-novosti-16-09-2008-pankratova-yuliya-18-00-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.