К. Д. Чермит, В. Г. Левченко - страница 9
.RU

К. Д. Чермит, В. Г. Левченко - страница 9


Р



Общие профессиональные дисциплины

55-60%

Гуманитарные

и социально-экономические дисциплины 70%

Специальные дисциплины

55-60%

Общематематические и естественно-научные дисциплины

55-60%
ис. 8. Соотношение федерального и национально-регионального комплексов ГОС

Существенно расширены академические свободы вуза и студентов, что само по себе позитивно. Но возникают противоречия и проблемы методологического и организационно-методического порядка (рис. 9,10).

^ Проблема первая. При обязательном изучении лишь четырех базовых дисциплин из одиннадцати, поименованных в цикле, могут выпадать те или иные дисциплины или направления социально-гуманитарного знания. Тем самым нарушается целостность, системность цикла. В каждом вузе возникнет своя, «урезанная» по-разному модель социально-гуманитарного образования (СГО). Компенсацией, видимо, могло бы послужить внедрение в практику учебной деятельности вузов преподавание междисциплинарных курсов по смежным дисциплинам. Но тогда возникает вторая проблема: каков концептуальный алгоритм таких курсов, где стандартные требования к нему?

^ Третья проблема. Если вуз сам решает судьбу тех или иных сегментов общей модели СГО, то теряет смысл выделение требований к знаниям и умениям выпускника по совокупной группе (области) дисциплин, как это представлено сейчас в стандарте. Ведь вуз сам выбирает «свою» конфигурацию этой совокупности. То есть, тогда логично в стандарте уровень требований определять по каждой конкретной дисциплине, а не по символическим группам дисциплин.

^ Четвертая проблема. Вуз может, того не желая, разрушить взаимосвязь дисциплин единого блока. К примеру, неправомерно выбирать изучение дисциплины «политология», опустив дисциплину «социология», которая методологически органически предшествует, создает предпосылки для изучения политической науки.

Таким образом, внедрение нового стандарта в практику потребует соответствующего методического регулирования этого процесса и соответствующей корректировки макетной версии стандарта. Представляется целесообразным в этой связи разрабатывать вариативные проблемно-дисциплинарные (предметные) поля учебных курсов по выбору, которые позволяли бы в конечном итоге сохранять целостность и системность социально-гуманитарного цикла.

Р
ис.9. Документальное обеспечение учебного процесса в соответствии с новыми ГОС





Рис.10. Нерешенные проблеммы

Содержание и дух нового стандарта предполагает необходимость решения ряда проблем.

Требуется:

  1. Разработать внутривузовские системы мониторинга и управления качеством подготовки специалистов.

  2. Уделить особое внимание внедрению в образовательный процесс современных информационных технологий.

  3. Провести мониторинг обеспеченности образовательного процесса учебно-методическими материалами и лабораторным оборудованием в соответствии с новыми государственными образовательными программами высшего профессионального образования и довести ее до уровня не ниже нормативного.

  4. Широко использовать в учебном процессе отечественные и зарубежные периодические издания и другие оперативные источники научно-технической информации, обеспечить их наличие в корпоративной сети и библиотечных фондах.

  5. Разработать внутривузовские программы оптимизации учебного процесса с целью сокращения аудиторной нагрузки студентов и увеличения доли их самостоятельной работы.

  6. Определить и утвердить новые подходы и методики планирования учебной нагрузки преподавателей, самостоятельной работы студентов и реструктуризации учебного процесса.

  7. Тот факт, что ГОС подтверждает многокомпетентность образования (федеральный, регионально-национальный и вузовский компоненты), определяет необходимость создания внутривузовских образовательных стандартов с определением:

а) общих требований к основной образовательной программе и содержанию обучения по федеральному компоненту, по регионально-национальному компоненту, по вузовскому компоненту;

б) требования и содержания образовательной программы по дополнительным квалификациям;

в) требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программе по циклам ГСЭ, ЕН и ОПД;

г) порядок введения и требования к содержанию специализаций.

  1. Формирование основных образовательных программ (ОПП).

В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 19 мая 2000 г. рекомендовано формировать по каждому направлению или по специальности основную образовательную программу, представляющую собой комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы обучения и воспитания.

В структуру ОПП входят:

Следует отметить, что введение новых стандартов не только не решило все задачи, но даже обострило некоторые проблемы. В первую очередь это касается слабой отраженности в ГОС проблем воспитания, в том числе и физического воспитания, в той части, которая касается формирования физической культуры личности. Резко актуализированы проблемы:

Из всех нововведений, именно последнее требует революционного пересмотра всей системы обучения. Ученые и руководители образования обращают внимание на изучение опыта самостоятельной деятельности студентов заочного отделения.

Увеличение доли самостоятельной работы требуют использования разнообразных способов при минимальном прямом воздействии на студентов со стороны преподавателя.

Ученые считают, что в этом случае возникает возможность максимального личностного самовыражения. Студент сам управляет временем, местом и темпом своей работы, широтой охвата и последовательностью изучения учебного материала. При этом со стороны преподавателя общение со студентом должно принимать больше характер консультации. Преподаватель "задает" ориентировочную основу действий, предоставляя возможность студентам в осуществлении поиска решения проблем. Помощь студенту постепенно от курса к курсу должна сокращаться. Необходимо обеспечить диверсификацию образования, т.е. обеспечить способность системы учитывать и удовлетворять разнообразные запросы, потребности и интересы студентов.

Реструктуризация учебного процесса требует:

- применение видеоконференциий, электронной почты, Интернет-связей и других, не применявшихся до сих пор широко способов получения обратной информации;

- резкого изменения технической оснащенности учебного процесса;

- изменения структуры работы преподавателей и увеличения доли подготовки учебных и учебно-методических пособий;

- резкого улучшения библиотечного обслуживания и оснащенности библиотек;

- перехода от предметного преподавания к межпредметному и обеспечения межпредметной интеграции и многого другого.

Обсуждение образовательных стандартов и подходов к их реализации заставляет уделить особое внимание состоянию здоровья студентов. Здоровье нации резко ухудшается. Сегодня общеобразовательная школа выпускает только 5% здоровых детей. По средней продолжительности жизни Россия в списке стран "третьего мира", и если тенденция не будет преодолена, через 10 лет она будет замыкать этот список. Особую тревогу вызывает резкое ухудшение состояния психического здоровья населения. 61.5% населения, по данным центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, нуждаются в психотерапевтической помощи, а 40% страдают различными психическими нарушениями. По данным Минздрава, в 1998 г. более 71% детей школьного возраста имели проблемы с психическим здоровьем.

На совещании проректоров по учебной работе Министр образования Филиппов подчеркнул, что 40% студентов 1 курса по объективным причинам попадают в группы ЛФК.

В числе причин такого явления немалое место занимает система образования, не учитывающая биологические, физиологические, психологические и возрастные особенности развития. Учебная нагрузка во всех учреждениях образования превышает возможности обучающихся.

Это требует:

1) Приоритет интересов сохранения здоровья студентов при организации учебной деятельности;

2) Изменения роли и содержания физического воспитания в системе обучения. Необходимо особое внимание уделить формированию физической культуры личности и удовлетворению двигательных потребностей, а не сдаче зачетных нормативов.

3) Следует резко активизировать внеучебную работу по физическому воспитанию.

Без решения этого вопроса не реализуются декларированные в законе о высшем образовании и ГОСТе принципы:

В новых ГОСТах введены достаточно жесткие требования к кадровому обеспечению:

010100 Математика: 60% преподавателей должны иметь научную степень или научное звание, не менее 10% преподавательского состава должны быть докторами наук;

^ 010200 Прикладная математика и информатика - доля преподавателей общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализаций, имеющих ученую степень или звание, должна составлять не менее 50%.

010400 Физика. По всем дисциплинам естественно-научных, общепрофессиональных циклов и дисциплинам специализации лекторами могут быть только профессора и доценты, имеющие научную степень доктора или кандидата наук по специальности дисциплины. К преподаванию на семинарских и лабораторных занятиях допускаются преподаватели, не имеющие ученую степень (не более 50%).

011600 Биология. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями должна быть не менее 67 %.

Вероятно, и в дальнейшем этот вопрос будет ставиться еще острей, так как именно кадровый потенциал определяет успех всех реформ и модернизации образования.

Изучение и анализ государственных образовательных стандартов и тенденций развития мировой и отечественной системы ВПО позволяет прогнозировать, что:

  1. Пределы образования не будут замкнуты на освоение знаний, навыков, умений и методов их реализации в рамках сегодняшнего дня. Образование будет охватывать ближайшую и по мере возможности отдаленную перспективу.

  2. Возрастет фундаментальная часть в структуре образования. При этом в ГОС будут дополнительно включаться методология системы образования и воспитания, законы природного и общественного развития, закономерности, лежащие в основе организационной и технологической деятельности будущего специалиста.

  3. Возрастет степень междисциплинарной интеграции и появятся полидисциплинарные предметы, формирующие творчество и проективные способности, позволяющие адаптировать проект профессиональной деятельности к меняющимся условиям среды и производства.

  4. Изменится представительство воспитательного воздействия ГОСом в сторону большей регламентации; центральным звеном системы окажутся методы содействия саморазвитию личности, самообучению, постоянному развитию творческого мышления;

  5. Особое внимание будет обращаться на условия и методы воспитания приоритета утверждения морально-нравственных ценностей, что усилит общественную направленность воспитания;

  6. Усилится направление формирования знаний и опыта организации профессионального процесса в условиях многоукладной экономики;

  7. Параллельно будут существовать две линии подготовки: отечественный и западный (бакалавр-магистр) варианты. Однако в силу постепенной интеграции в единое европейское образовательное сообщество высшая школа России по основным программам перейдет на ГОСы соответствующие западной линии.

  8. В ближайшей перспективе сохранится почасовое составление учебных планов, однако параллельно будет осуществляться кредитное планирование, которое с возрастанием мобильности студентов, преподавателей и вхождением вузов в европейское образовательное пространство полностью вытеснит отечественный, почасово-дисциплинарный подход к составлению учебных планов.

  9. Дальнейшая демократизация образования, поддерживаемая кредитной системой планирования, приведет к возрастанию роли регионального компонента и практическому изучению региональных возможностей реализации общероссийских и мировых проблем. Т.е. изменится роль и содержание регионально-национального компонента.


III.2. Гуманистическая ориентация высшего образования

Прогнозируемые изменения в системе стандартов образования определяются основными принципами, которые заложены ныне действующими федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», среди которых важнейшими являются:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  2. единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Эти два принципа тесно взаимосвязаны между собой и, кроме того, имеют принципиальное значение для изучаемой проблемы, в связи с чем рассмотрим их подробнее.

Преобразования, происходящие в России, главной стратегической задачей должны иметь установление примата Человека, то есть, раскрепощение личности, создание для каждого человека условий к свободному проявлению всех своих способностей. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит образованию, и поэтому профессиональное образование, как подчеркивает академик Российской Академии образования A.M. Новиков (163), должно стать адекватным соответствующим запросам всех заинтересованных субъектов общества XXI века.

Данный постулат реализуется посредством четырех основных идей развития профессионального образования России, как целостной системы. А именно, идеи должны соответствовать запросам четырех основных субъектов общества; гуманизация профессионального образования отвечает потребностям развития личности; демократизация образования - потребностям общества; опережающее образование необходимо для прогресса производства и непрерывность соответствует потребностям собственно сферы производства. В результате проекции данных идей на естественно-научную подготовку студентов выявляется противоречие между необходимостью обеспечения подготовки специалистов в русле современных требований к их интеллекту, перспектив развития профессионального образования России и реальным сформированным в процессе подготовки характером применения знании при решении возникающих в процессе профессиональной деятельности задач, имеющих естественнонаучное содержание.

Российское общество характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку, как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя

Гуманизация образования предполагает единство общекулътурного, социально нравственного и профессионального развития личности Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

«Начав реформу, - пишет Е. Ткаченко, бывший в то время министром образования России (228), - мы провозгласили в качестве одного из главных приоритетов образования – гуманизацию. Гуманизация образования, ставящая в центр педагогических усилий личность ребенка, является одной из важнейших проблем в педагогике и школьной прак­тике. Очень важно, чтобы процесс обра­зования воспринимался ребенком не только как необходимость, а вызывал пози­тивные чувства и проходил в условиям психологического комфорта».

В период коренной ломки обществен­ных отношении обращение к проблеме гуманизации обусловлено усиливающимся неблагополучием в семье, отсутствием подлинной гуманности в работе с детьми, перегрузкой школьников, ростом детской преступности, состоянием здоровья детей и многим другим.

Гуманистическая ориентация образования предполагает отказ от любых технологий в пользу их адаптивности к индивидуальным особенностям детей (32).

Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Так понятие «гуманизм» употребляется, как

• название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейных течений, направлений общественной мысли:

• название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

• обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты и уважения;

• определение важнейшего фактора развития личности;

• выражение особого отношения к человеку, как высшей ценности жизни:

• название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

Гуманизм, как идейно ценностный комплекс, включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на пути своего развития и получивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, можно сформулировать закономерности гуманизации образования.

1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен явлениями, отмечал С.Л. Рубинштейн, возникающими в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда перелаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность- речевое и мыслительное общение).

2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

3 Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выгодскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть, на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

4 Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой в кадровом потенциале образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных

  1. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

  2. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции обучающего и обучающегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения, консультирует его.

  3. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации

    instrukciya-perehodnie-mufti-2-naklejki-s-instrukciyami-po-ekspluatacii-obshie-harakteristiki.html
    instrukciya-po-bezopasnomu-vedeniyu-gornih-rabot-pri-kombinirovannoj-sovmeshennoj-razrabotke-rudnih-i-nerudnih-mestorozhdenij-poleznih-iskopaemih.html
    instrukciya-po-bezopasnomu-vedeniyu-rabot-i-ohrane-nedr-pri-razrabotke-mestorozhdenij-solej.html
    instrukciya-po-bezopasnosti-proizvodstva-rabot-pri-vosstanovlenii-bezdejstvuyushih-neftegazovih-skvazhin-metodom-stroitelstva-dopolnitelnogo-naklonno-napravlennogo-ili-gorizontalnogo-stvola-skvazhini-rd-08-625-03-stranica-2.html
    instrukciya-po-byudzhetnomu-uchetu-chast-i-organizaciya-byudzhetnogo-ucheta.html
    instrukciya-po-deloproizvodstvu-i-obshie-polozheniya-stranica-4.html
  4. letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-ob-internature.html
  5. tasks.bystrickaya.ru/11-nauchno-metodicheskaya-rabota-pedagogicheskogo-kollektiva-ou-programma-razvitiya-liceya-osnovnie-zadachi-programmi.html
  6. turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-prodelannoj-posle-shestdesyat-vtoroj-sessii-komiteta-i-informaciya-po-ryadu-konkretnih-voprosov-na-kotorie-obrashaetsya-vnimanie-komiteta-i-po-kotorim-on-mozhet-schest-neobhodimim-provesti-obsuzhdenie.html
  7. shpargalka.bystrickaya.ru/v-osnovnie-mehanizmi-i-etapi-realizacii-nastoyashih-osnov-n-ormativno-pravovie-akti-o-nauke-i-gosudarstvennoj-nauchno-tehnicheskoj.html
  8. institute.bystrickaya.ru/glava-1-proizvodstvennie-zapasi-i-ih-rol-v-promishlennom-proizvodstve.html
  9. esse.bystrickaya.ru/razdel-3-teoreticheskie-koncepcii-i-paradigmi-sovremennoj-sociologii-semi.html
  10. zadachi.bystrickaya.ru/obespechenie-bezopasnosti-sredi-novell-netware-5.html
  11. testyi.bystrickaya.ru/522-mashinistov-betonosmesitelej-peredvizhnih-sp-12-135-2002-safety-on-labor-conditions-in-construction-industry.html
  12. composition.bystrickaya.ru/organizacionno-metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-organov-upravleniya-i-sil-gosudarstvennoj-sistemi-preduprezhdeniya-i-likvidacii-chrezvichajnih-situacij-na-2009-2011-godi.html
  13. report.bystrickaya.ru/gou-dpo-chippkro-krasnoarmejskaya-ul-d-88-chelyabinsk-454091-telfaks-351-263-89-35-351-263-97-46.html
  14. tests.bystrickaya.ru/kogaou-dod-centr-dopolnitelnogo-obrazovaniya-odarennij-shkolnik-g-kirov-informaciya-o-shkolah-turnirah-i-olimpiadah-provodimih-kirovskim-cdoosh-v-201213-uch-godu.html
  15. lecture.bystrickaya.ru/a-e-godin-razvitie-idej-moskovskoj-filosofsko-matematicheskoj-shkoli-stranica-3.html
  16. holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-srokov-provedeniya-nauchno-pedagogicheskoj-i-nauchno-issledovatelskoj-praktik-magistrantov.html
  17. tests.bystrickaya.ru/konkurs-dlya-detej-i-ih-roditelej-spisok-ispolzovannoj-literaturi-i-internet-istochnikov.html
  18. bukva.bystrickaya.ru/tamozhennie-organi-i-organi-bezopasnosti.html
  19. education.bystrickaya.ru/12naznachenie-i-oblast-primeneniya-tovara-kursovaya-rabota-po-kursu-marketing-na-temu-razrabotka-i-obosnovanie.html
  20. tasks.bystrickaya.ru/-podgotovka-elektronnogo-teksta-dlya-nekommercheskogo-ispolzovaniya-stranica-22.html
  21. prepodavatel.bystrickaya.ru/stenogramma-seminara.html
  22. universitet.bystrickaya.ru/spustya-nekotoroe-vremya-scenarij-frejd.html
  23. teacher.bystrickaya.ru/glava-1-obshie-rinochnie-harakteristiki-dragocennih-kamnej-uchebnoe-posobie-12-12-00-tehnologiya-hudozhestvennoj.html
  24. doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-uravneniya-matematicheskoj-fiziki.html
  25. gramota.bystrickaya.ru/www-vipts-ru-poleznaya-informaciya-pochta.html
  26. uchenik.bystrickaya.ru/glava-i-obshij-obzor-sostoyaniya-bioraznoobraziya-tendencij-v-etoj-oblasti-i-faktorov-ugrozi.html
  27. ucheba.bystrickaya.ru/predgovor-organizaciyata-horata-i-tyahnoto-upravlenie.html
  28. znanie.bystrickaya.ru/5-konec-raskola-i-ego-kanonicheskaya-ocenka-ocherki-cerkovnoj-smuti.html
  29. write.bystrickaya.ru/faza-pervaya-pribitie-v-lager-f-i-tyutchev-pered-vami-velikaya-kniga-velikogo-cheloveka.html
  30. institute.bystrickaya.ru/glava-10-vechernyaya-moskva-lyuboe-izmenenie-etogo-teksta-a-takzhe-vosproizvedenie-ego-v-kommercheskih-celyah.html
  31. upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-12-kovka-konspekt-lekcij-po-discipline-tehnologiya-konstrukcionnih-materialov.html
  32. vospitanie.bystrickaya.ru/vpasporte-programmi-1-razdel-obemi-i-istochniki-finansirovaniya-programmi-izlozhit-v-sleduyushej-redakcii-obemi-i-istochniki.html
  33. education.bystrickaya.ru/22-go-yanvarya-2011-goda-predstaviteli-pervogo-pivnogo-kluba-po-priglasheniyu-vyacheslava-veteleva-partnyora-ppk.html
  34. klass.bystrickaya.ru/62-opisanie-laboratornoj-ustanovki-leti-radiotehnicheskie-cepi-i-signali-laboratornij-praktikum-sankt-peterburg.html
  35. uchenik.bystrickaya.ru/igra-kak-socialnoe-povedenie.html
  36. zadachi.bystrickaya.ru/osnovnie-koncepcii-zdravoohraneniya-v-rossii-i-mire.html
  37. holiday.bystrickaya.ru/monografiya-posvyashena-odnoj-iz-samih-ostrih-nauchno-tehnicheskih-socialno-ekonomicheskih-i-ekologicheskih-problem-probleme-obrasheniya-s-othodami-stranica-6.html
  38. spur.bystrickaya.ru/lekciya-8-vvedenie-v-yasnovidenie-lekciya-1-vvodnaya-chast-v-boevuyu-magiyu.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.