.RU

Из опыта применения в вузе активных методов обучения Т.Н. Гаврилова - Конференция организована при финансовой поддержке...


^ Из опыта применения в вузе активных методов обучения
Т.Н. Гаврилова
Подготовка специалистов в высшей школе должна быть ориентирована на умение решать типовые задачи, с которыми они столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности. По мнению Н.Ф. Талызиной, эти задачи могут быть выстроены в иерархию, одновременно являющуюся иерархией целей высшего образования [6]. Верхнюю ступень в этой иерархии занимают задачи, которые должны уметь решать все специалисты, независимо от конкретной профессии или страны проживания. Второй уровень образуют задачи, специфичные для данной страны. Третий уровень – собственно профессиональные задачи.

Эти уровни задач свидетельствуют о том, что у выпускника вуза должна быть сформированы не только профессиональные и методические компетенции, но и социальные и личностные компетенции. Среди компонентов, характеризующих социальную компетенцию студентов, можно выделить следующие: способность устанавливать контакты, способность к кооперации, к активному слушанию, внимание к другим вместо эгоцентризма, способность к социальной ответственности, компромиссу, определению дистанции, альтруизм, эмпатия, знание иностранных языков. Среди личностных компетенций студентов, которые необходимо формировать в вузе, можно отметить следующие: терпение, выдержка, готовность учиться, демонстрировать результаты, способность к вынесению суждений, к инициативе и самоорганизации, к анализу и синтезу и т.п. [В. Веблер, 2005].

Выбирая способы достижения этих учебных целей, необходимо помнить, что они должны быть измеримыми, т.е. «диагностически задаваемыми» [1]. Беспалько В.П. предложил качественную шкалу для оценки уровня усвоения знаний и умений в зависимости от того, какой вид деятельности они могут информационно обеспечить: 1) узнавание информации; 2) воспроизведение информации; 3) совершение продуктивной деятельности по усвоенному алгоритму (репродуктивная деятельность); 4) осуществление продуктивной деятельности на основе самостоятельно простроенной программы (творческая деятельность).

Для того чтобы готовить специалистов в вузе, обладающих обозначенными выше социальными и личностными компетенциями и способных к творческой деятельности, необходимо использовать активные методы обучения. Кашапов М.М. определяет их как систему способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, активизирующих мышление и поведение обучаемых и ориентированных на конструирование педагогических ситуаций. Он выделяет имитационные (игровые и неигровые) и неимитационные методы обучения [3,4].

Первая группа методов для активизации мышления и поведения студентов требует воспроизведения контекста профессиональной деятельности, а вторая группа – активизирует их на основе установления между ними прямых и обратных связей.

В учебном процессе мы используем обе группы методов. Среди неимитационных активных методов обучения наиболее предпочтительными являются «интервью с партнером» и «групповая дискуссия «за» и «против»». Эти методы, прежде всего, направлены на формирование у студентов социальных и личностных компетенций.

Интервью с партнером целесообразнее использовать при знакомстве с учебной группой. Преимущества этой методики по сравнению с самопредставлением для студентов становятся очевидными после того, как они, взяв интервью у коллеги по группе, представят его другим. В результате такой работы не только преподаватель, но и студенты получают более разнообразные сведения об учебной группе.

Методика «дискуссия «за» и «против»», прежде всего, направлена на формирование культуры диалога. Студенты сами выбирают проблему для дискуссии, разбиваются на группы, готовят аргументы в защиту тезиса и антитезиса. Иногда преподаватель может поменять между собой сделанный группами выбор тезиса и антитезиса с тем, чтобы студенты учились находить аргументы в защиту и не предпочитаемой ими позиции.

При подготовке будущих учителей и преподавателей вузов большую помощь могут оказать игровые имитационные методы обучения, такие как ролевая педагогическая игра и деловая игра. Так, при изучении курса «Теории и технологии обучения» студенты готовят фрагменты уроков по своему предмету в микрогруппах [2]. После презентации фрагментов, отражающих тот или иной раздел курса, другая часть учебной группы должна прокомментировать увиденное. Подобные педагогические ролевые игры мы используем и на практических занятиях в курсе «Дидактика высшей школы». Студенты магистратуры готовят и представляют свои варианты нестандартных лекций, таких как интервальная лекция, лекция – диалог двух преподавателей. Изучая формы контроля в вузе, они презентуют подготовленные фрагменты экзамена. Кроме основных участников происходящего (двух экзаменаторов и экзаменуемого), свои роли получают и остальные члены учебной группы. Кто-то фиксирует и дает оценку предложенной режиссуры помещения, в котором проходит экзамен, кто-то ведет наблюдение за экзаменуемым (вербальные и невербальные сигналы), кто-то – за экзаменаторами, кто-то – за количеством и качеством вопросов к экзаменуемому, кто-то – за совещательной фазой преподавателей и обоснованностью выставленной ими оценки и т.п.

На практических занятиях мы используем и деловую игру. Например, в курсе «Теории и технологии обучения», изучая тему «Содержание образования», студенты, разбившись на группы, на основе базисного учебного плана общеобразовательных школ, разрабатывают варианты учебного плана конкретной школы, выбрав по своему желанию ее профиль. Затем они через своего представителя знакомят со своими проектами участников другой группы, в задачу которой входит критическая оценка и предложения по корректировке этого документа. После двукратного посещения соседних микрогрупп представители, возвратившись в свою группу, знакомят остальных участников команды с высказанными замечаниями, вносят в свой план необходимые исправления, и защищают свои окончательные проекты перед преподавателем.

Среди неигровых имитационных методов обучения чаще всего мы используем «метаплановую технику» (В. Веблер), «мозговой штурм» (А.Ф. Осборн), решение профессиональных ситуаций и «баллинтовскую группу». Последнюю методику мы применяем после прохождения студентами педагогической практики. Для этого студенты рассаживаются по кругу и по очереди озвучивают одну или две проблемы, с которыми они столкнулись на практике, после чего все остальные члены группы задают вопросы на уточнение причин, вызвавших проблему. Затем следуют советы по снятию или минимизации этих трудностей. Такая работа позволяет подчас посмотреть на волнующие каждого проблемы с неожиданной для них стороны и помочь найти выход из сложной ситуации.

«Метаплановая техника» и «мозговой штурм» применяются тогда, когда возникает необходимость определить доминирующие в группе студентов предпочтения, вес и значение того или иного вопроса. В курсе «Основы управления педагогическими системами» мы используем методику решения профессиональных ситуаций. Например, им предлагается следующая ситуация: «Вам, как заместителю декана факультета, необходимо грамотно организовать курс по выбору для студентов. При этом следует учесть, что он запланирован пяти преподавателям, студентов –75 человек, состояться он может, если в нем участвуют не менее 12 человек». Студенты иногда предлагают варианты решения таких ситуаций совершеннее, чем это бывает в реальной практике факультета.

Использование нами активных методов обучения при подготовке будущих учителей свидетельствует о том, что они формируют помимо предметных компетенций также социальные и личностные компетенции. Кроме того, студенты овладевают таким важным компонентом содержания образования, как опыт творческой деятельности. Согласно таксономии учебных целей по Б. Блуму [5], использование этих методов не только позволяет запомнить необходимые знания, понять материал, но и применять его в новых ситуациях, выносить суждения, давать собственную оценку учебному материалу.

Литература

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

  2. Гаврилова Т.Н., Кузнецов А.Н. Теории и технологии обучения: Учебное пособие. – Ярославль, 2004.

  3. Имитационные активные методы обучения: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. – Ярославль, 2001.

  4. Неимитационные активные методы обучения: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. – Ярославль, 2001.

  5. Стоун Э. Психопедагогика. – М., 1984.

  6. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хохловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. – Саратов, 1987.

grazhdanskij-kontrol-obshestvennaya-pravozashitnaya-organizaciya-sankt-peterburg-mezhdunarodnaya-kollegiya-advokatov-sankt-peterburga-pri-finansovoj-podderzhke-generalnogo-konsulstva-velikobritanii-v-sankt-peterburge.html
grazhdanskij-process-chast-3.html
grazhdanskij-process-doklad-sudebnaya-reforma.html
grazhdanskimi-sluzhashimi-yaroslavskoj-oblasti-trebovanij-k-sluzhebnomu-povedeniyu.html
grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-moskovskaya-oblast-gorodskoj-okrug-himki-mkr-podrezkovo-ul-shkolnaya-d.html
grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/35znachenie-sudebnogo-razbiratelstva-poryadok-provedeniya-sudebnogo-zasedaniya-a-m-gatin-shpargalka-po-grazhdanskomu-processualnomu-pravu.html
  • college.bystrickaya.ru/17-santimetrov-lyubvi.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-pravovogo-monitoringa-v-samarskoj-gubernskoj-dume.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rannyaya-profilaktika-prestupnosti-nesovershennoletnih-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/chastnoe-unitarnoe-predpriyatie-po-avtotransportnoe-gosudarstvennoe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-zakona-bozhiya-dlya-cerkovno-prihodskih-voskresnih-shkol-rostov-na-donu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-samostoyatelnoj-rabote-studentov-i-izucheniyu-disciplini-sd-8-opasnie-situacii-tehnogennogo-haraktera-i-zashita-ot-nih.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoroj-etap-egipetskogo-krizisa-nachalo-tanzimata-londonskaya-konvenciya-1840-g-literatura-i-iskusstvo-29.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mou-chokurdahskaya-nachalnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-referat.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oplate-truda-rabotnikov-gosudarstvennih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-moskovskoj-oblasti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleks-mer-po-restrukturizacii-bankovskoj-sistemi-voprosi-k-kandidatskomu-ekzamenu-po-specialnosti-08-00.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/inzheneriya-znanij-chast-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-biologiya-10-klass-34-chasa-uchitel-biologii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-kursa-vladivostok-2006-ministerstvo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-vladivostokskij-gosudarstvennij-universitet-ekonomiki-i-servisa-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/r-tipa-oni-organizovanni-how-to-enrich-your-style-of.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-aktualnie-problemi-razvitiya-sovremennoj-rossii-instituti-i-praktiki-rossijskoj-politiki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-zanyatij-osnovnogo-kursa.html
  • grade.bystrickaya.ru/negosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-institut-prikladnoj-avtomatizacii-i-programmirovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/moego-referata-posvyashena-aktualnoj-probleme-sovremennosti-informatizacii-obshestva-pochti-vo-vse-sferi-deyatelnos.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-7-metodicheskie-ukazaniya-po-samostoyatelnoj-vneauditornoj-rabote-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-metodicheskie-materiali-dlya-razrabotki-kollektivnih-dogovorov-v-2012-godu-minsk.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravila-okazaniya-1-medicinskoj-pomoshi-chast-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasshirennij-spravochnik-kompanij-uvazhaemie-podpischiki-glavnie-novosti-po-indeksu-citiruemosti-ic.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saratovskij-gosudarstvennij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sushestvuet-li-nastoyashee-l-ya-averyanov-pochemu-lyudi-zadayut-voprosi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-e-i-ivanova-zam-direktora-po-uvr-mou-shkola-6-g-tihvina.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-obzor-literaturi-po-regulirovaniyu-finansovih-rinkov-usloviya-ustojchivogo-razvitiya-finansovogo-sektora.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informatika-i-programmirovanie-specialnost-stranica-4.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-socialno-psihologicheskij-trening.html
  • lesson.bystrickaya.ru/polevie-shpati-mineralov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-55-tema-n-a-nekrasov-ded-mazaj-i-zajci.html
  • student.bystrickaya.ru/199-tablica-224-harakter-mikst-infekcii-pri-ureaplazmoze-zhenshin-kniga-predstavlyaet-soboj-kollektivnij-trud.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhidkost-42-l-v-vasin-puteshestvie-na-zemlyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-tehnologij-raboti-pedagogicheskogo-kollektiva-shkoli-kak-formi-vzaimodejstviya-deyatelnosti-uchitelej-napravlennoj-na-povishenie-kachestva-obrazovaniya-i-vzaimnuyu-pedagogicheskuyu-podderzhku.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.