.RU

История краеведческого движения в Восточном Казахстане в ХХ веке 07. 00. 02 Отечественная история (История Республики Казахстан)




УДК 908 (574.42) На правах рукописи


ТУРОВА ЛИДИЯ ПЕТРОВНА


История краеведческого движения в Восточном Казахстане

в ХХ веке


07.00.02 – Отечественная история (История Республики Казахстан)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Республика Казахстан

Караганда, 2009

Работа выполнена на кафедре истории Казахстана Восточно-Казахстанского государственного университета имени С.Аманжолова


Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор Игибаев С.К.


Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Толочко А.П.

кандидат исторических наук,

доцент Мусабалина Г.Т.


Ведущая организация: Казахский Национальный

университет им. аль-Фараби


Защита состоится: «30» мая 2009 г. в 17.00 часов на заседании Объединенного диссертационного совета ОД 14.50.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история (История Республики Казахстан) при Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганда, ул. Университетская, 28. (аудитория № 204 Главного корпуса КарГУ им. Е.А. Букетова).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова.


Автореферат разослан «____» __________ 2009 г.


Ученый секретарь

Объединенного Диссертационного совета,

доктор исторических наук, профессор Т.А. Алимбаев





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях развития суверенного Казахстана актуальность темы исследования связана с необходимостью объективного осмысления отечественной истории. В этой связи, особое значение приобретают краеведческие исследования, так как позволяют глубже изучить и осмыслить, а значит, всесторонне реконструировать историческое прошлое нашей страны. Вместе с тем это направление отечественной исторической науки до сих пор не стало предметом систематических научных изысканий. Это определяет несомненную актуальность настоящей научной работы, которая представляет собой попытку комплексного изучения вопросов становления и развития краеведческого движения в Казахстане на примере Восточно-Казахстанской области.

В Государственной программе «Культурное наследие» на 2009-2011 годы говорится о том, что в целях развития духовной и образовательной сферы необходимо воссоздание и научное исследование значительных историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры. Выбор Восточного Казахстана для краеведческого исследования не случаен. Этот регион богат различными историческими памятниками, высокой концентрацией петроглифов, характеризующих общечеловеческую цивилизацию. В них нашли отражение все этапы тысячелетней истории и культуры. Территория Восточного Казахстана издревле была одним из важнейших торгово-экономических, финансовых, культурных центров, играя большую роль в функционировании трансконтинентального сухопутного Великого Шелкового пути, связывающего народы и государства Запада и Востока, Севера и Юга. Здесь возникали, развивались и сменяли друг друга многочисленные государственные образования тюркских племен, большая часть которых вошли в состав казахского народа.

Изучение истории развития краеведческого движения Восточно-Казахстанского региона представляет не только большой научный и практический интерес – Восточный Казахстан имеет важное государственное значение для социально-экономического развития всей Республики. Сегодня регион занимает одно из ведущих мест в Казахстане по выпуску промышленной продукции, запасам цветных и редких металлов; обладает мощными сырьевыми, земельными ресурсами и людским потенциалом; обеспечивает экономический рост и прогресс в решении вопросов социальной сферы, культуры и системы образования. «Я горжусь, что в нашей стране есть такая «корона», как Восточно-Казахстанская область», - подчеркивает Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев [1].

Исследование краеведческого движения в Республики и её регионах продиктовано необходимостью воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, интернационализма, любви и уважения к Родине. Не случайно в программах средних образовательных школ в качестве обязательного компонента введен региональный аспект изучения отечественной истории.

Кроме того, следует признать, что история краеведческого движения ни в республике Казахстан, ни в её регионах не стало объектом специального научного исследования.

^ Степень изученности темы. Следуя хронологически-тематическому принципу, мы разделили труды, посвященные данной проблеме, на несколько групп: дореволюционная, советская и современная историография.

Литературу дореволюционного периода, содержащую богатый фактологический материал, можно разделить на подгруппы в зависимости от предмета изучения.

В первую подгруппу вошли труды исследователей по истории края, опубликованные в «Записках» Семипалатинского подотдела ЗСО РГО. Труд Б.Г. Герасимова освещает историю открытия Семипалатинского филиала Русского Географического общества и его краеведческой миссии в начале XX века. Обстоятельные труды А.Н. Седельникова представляют собой изыскания об оз. Зайсан, Черном Иртыше, о температуре грунтовых вод в мерзлой почве Каркаралинского уезда. Исследования Е.П. Михаэлиса посвящены «песчаным заносам» в г. Семипалатинске. Работа А.Н. Белослюдова знакомит со свадебным ритуалом алтайских «каменщиков», сказаниями и сказками киргиз-кайсаков. Фольклору посвящены исследования Ф.К. Зобнина и В.Н. Плотникова. К этой же группе можно отнести труд известного краеведа, секретаря Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества Н.Я. Коншина, внесшего значительный вклад в изучение быта и хозяйства населения Восточного Казахстана [2].

Ко второй подгруппе относятся труды Б.Г. Герасимова и М.И. Суворцева, посвященные истории образования и деятельности Семипалатинского музея, в частности уникального домашнего музея братьев Белослюдовых.

В дореволюционный период лишь одна корреспонденция в газете «Семипалатинский листок» была посвящена истории библиотечного дела в крае. В ней сообщалось о роли Г.А. Вестениуса и Д.Г. Панкратьева в обеспечении городской библиотеки уездного центра необходимыми средствами.

Таким образом, историографический обзор дореволюционного периода позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на ценность краеведческой информации в ней отсутствует научная систематизация и анализ накопленных сведений по Восточному Казахстану.

В советский период, появился целый ряд диссертаций, посвященных различным вопросам краеведения в союзных республиках, в том числе и в Казахстане, в частности работы С.Ш. Ахметовой и Р.С. Федоровой. Разработкой вопросов теории, истории и источниковедения общего краеведения занимались российские ученые Н.П. Милонов, Ю.Ф. Кононов, А.М., Разгон, М.Н. Черноморский, А.С. Завадье, С.О. Шмидт, С.Б. Филимонов и др. В 1987 г. в г. Полтаве на Первой Всесоюзной научной конференции по историческому краеведению вопросам методологии был посвящен ряд интересных сообщений российских ученых, в том числе и казахстанских учёных.

В следующую подгруппу этого периода вошли работы казахстанских исследователей, которые занимались изучением истории Семипалатинского филиала РГО и его краеведческой деятельности. Среди трудов Б.Г. Герасимова, особую историографическую ценность представляет очерк, посвященный 25-летию Семипалатинского Географического объединения, в котором описываются его исследования по географии, гидрологии, геологии, сейсмологии, естествознания и этнографии Семипалатинской области [3]. Из числа работ, посвященных истории Западно-Сибирского (Омского) отдела РГО, наиболее значимой является труд В.Ф. Семенова, в котором дан анализ краеведческой деятельности общества за пятьдесят лет и его вклад в изучение истории Восточного Казахстана. В статье Ж.К. Касымбаева и Ф. Маликова, вышедшей в 1974 году, кратко освещена история открытия и деятельности Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества. Это была одна из первых специальных работ, подготовленная к изданию не членами этого общества.

Впервые история краеведения Казахстана за большой исторический период с XVIII в. по 1980-е гг. XX в. была представлена в трудах С.Ш. Ахметовой [4]. Наибольшее внимание автор уделяет истории создания и развития Общества изучения Казахстана, а также его филиалам и музеям Казахстана. Исследователь выделяет пять этапов развития краеведческого движения в республике: дореволюционный; 1917-1924 гг.; наибольшего расцвета массового краеведческого движения (30-е годы ХХ в.); Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Непосредственно краеведению Восточного Казахстана посвящены труды Р.С. Федоровой, в которых автор дает характеристику этапам становления и развития краеведения на востоке Казахстана до 1939 года, анализируя позитивный и негативный опыт краеведческой деятельности в регионе.

Обстоятельства открытия подотдела ЗСО РГО в г. Семипалатинске и краткий анализ исследований семипалатинских краеведов представлен в коллективном труде «Из истории деятельности научных учреждений по изучению Казахстана XIX - начала XX в.» за период с 1902-1924 гг.

Деятельность Русского Географического Общества по изучению экономического и общественного положения казахского народа Северо-Восточного Казахстана на рубеже XIX-XX вв. нашла отражение в диссертации Э.Ж. Валиханова [5].

Отдельную группу составляют труды, посвященные истории отдельных музеев и библиотек. Очерк А.А. Адрианова освещает историю образования музея и библиотеки в г. Семипалатинске, которые были учреждены статистическим комитетом в 1883 году. Очерк Н.П.Ивлева - историю создания «Первого музея», который повествует, что это была выставка из даров опального писателя, оставленных им командиру А.И. Гейбовичу в июле 1859 года, перед отъездом из Семипалатинска. Выставку экспонатов, подаренных Ф.М. Достоевским, в том числе и археологическую коллекцию, А.И. Гейбович устраивал в своих «казенных квартирах» в Аягузе-Сергиополе.

В исследованиях С.Ш.Ахметовой, раскрываются отдельные сюжеты деятельности Семипалатинского музея. С.Е. Черных, принадлежит очерк, посвященный жизни и деятельности братьев Белослюдовых и др.

Заметным вкладом в становление музейного дела в Восточном Казахстане является коллективный труд под редакцией В.Я. Басина, А.С. Елагина, К.Н. Нурпеисова и Н.М. Лукьянова, в котором содержатся интересные сведения о главных музеях г. Семипалатинска: Семипалатинского историко-краеведческого, Республиканского литературно-мемориального музея Абая, Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского.

В юбилейном издании, посвященном 265-летию Семипалатинска с одноименным названием «Семипалатинск», помимо сведений о ведущей библиотеке города и области, есть данные об общей численности библиотек Семипалатинска в 1940 – 1980-е гг. ХХ века. Отметим, что публикации о музеях и библиотеках края, издавались как правило, юбилейным датам.

Истории образования архивных центров Восточного Казахстана посвящены труды Н.Я. Коншина и Г. Темченко. Сюда же можно отнести путеводители по архивам Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей.

Краевед С.Е. Черных в своей работе представляет историю создания первых школ и крестьянского университета в Усть-Каменогорске. Н.В. Алексеенко, С.К. Игибаев, Р.С. Федорова, С.Н. Герасимов, И.Ф. Самусев, Ф.Х. Арсланова, В.В. Романов, К.Ш. Керейбаев и др. рассматривают отдельные аспекты краеведческой деятельности в учебных заведениях различного уровня в Восточном Казахстане.

Как видно из историографического обзора, и в советский период комплексного исследования краеведческого движения в Восточном Казахстане не предпринималось.

Современная историография по краеведческой проблематике представлена трудами российских и казахстанских ученых. В первую очередь необходимо выделить труды, посвященные теоретической и методологической базе краеведения. С.О. Шмидт характеризует 20-е гг. ХХ века, как «золотое десятилетие» краеведения, представляя его массовым научно-культурным движением. В.Г. Рыженко выявляет методологию, изучает методическое наследие в краеведении, определяя, насколько близки теоретические построения и методики 1920-х гг. и современные краеведческие изыскания. А.Т. Топчий рассматривает предмет исторического краеведения и его метод [7; 8; 9].

Деятельности Западно-Сибирского Отдела Русского Географического общества и его отделов по изучению социально-экономической и культурной истории Северо-Восточного Казахстана во второй половине XIX – начале XX вв., положившим начало историко-географическим исследованиям о Казахстане, посвящена диссертация А.С. Ильясовой [10]. Большое место занимает в современной историографии работа доктора исторических наук Г.М. Карасаева, которой впервые на казахском языке, на богатом фактологическом материале показал краеведческую деятельность Русского Географического общества и ученых просветителей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина [11]. Определенный интерес представляют публикации Н. Косенковой, Т. Тусунбаевой и Л.Часнык по истории «Ученого общества Семипалатинского края» на страницах периодической печати, а также изыскания М. Алипиновой, П. Бортник и А. Кратенко, С. Веретенниковой, Н. Михеевой, Д. Шавлевой, Л. Костюк, Л. Семеновой и О. Темирбаевой по истории областных, городских, районных, школьных и заводских музеев Восточного Казахстана.

История школьного краеведения в Восточном Казахстане в XX веке освещалась, в основном, в газетных публикациях, которые содержат сведения по истории конкретных школьных музеев.

Изучению истории библиотек Казахстана, в том числе и Восточно-Казахстанского региона в ХХ веке посвящена работа В.З. Галиева.

В 2003 году авторским коллективом издано первое казахстанское учебное пособие по «Архивоведению», где представлена краткая история всех архивов Казахстана. Не умаляя достоинств этого труда, следует отметить отдельные хронологические неточности. Современный Государственный архив Восточно-Казахстанской области (с центром в Усть-Каменогорске и с филиалами в Зайсане, Зыряновске, Риддере) исследователи показали, как архив начало которому было положено в 1920 году в городе Семипалатинске. Усть-Каменогорский государственный архив был образован, в 1940 году, и не мог быть филиалом Государственного архива Восточно-Казахстанской области в 1932-1939 гг. города Семипалатинска [12].

История открытия русско-казахских школ и других учебных заведений в Степном крае в начале ХХ века нашла отражение в статье А.П. Толочко. Автор пишет, что в Семипалатинске предполагалось открыть 20 аульных школ, а в декабре 1903 года - учительской семинарии и подчеркивалась значимость открытия этих учебных заведений в данном регионе [13].

История образовательных учреждений региона отражена в работах информационно-справочного характера: «Восточный Казахстан - феномен неизвестного континента», «Восточно-Казахстанский государственный университет», «Наш исторический», «Семипалатинский пединститут».

Обзор литературы современного периода не будет полным без публикаций преподавателей вузов Восточного Казахстана Н.В. Алексеенко, С.К. Игибаева, Е.Б. Сыдыкова, В.Н. Кашляк, Г.Т. Мусабалиной, М.Х. Айдарханова, Г.А. Левченко, С.А. Глованарь и др. по историческому краеведению.

Анализ деятельности культурно-просветительских учреждений и истории развития народного образования в крае получили свое отражение в трудах А.М. Балтабаевой и А.К. Богенбаевой. В исследовании Р.М. Жумашева дается анализ становления музейного дела в Казахстане и показана роль музеев в военные годы [14].

В трудах С.Е.Черных, В.В. Кашляк, О.В. Жандабековой, Г. Кущ, О Мацкевич, и А. Стрелец, жизненный путь известного краеведа Б.Г. Герасимова, стал предметом научного интереса.

Значительным вкладом в изучение данной темы явился труд авторского коллектива на казахском языке «Шығыс Қазақстанның мәдени мұралы» (тарих, мәдени бiлiм). В нём ярко представлены монументальное искусство древних и средних веков, топонимическая картина Восточно-Казахстанской области, выявлены малоизученные вопросы по археологии [15].

Таким образом, в современный период идет активная работа по изучению истории краеведческого движения в Казахстане. Вместе с тем, комплексное изучение этой большой проблемы в Восточном Казахстане не получило достаточного освещения.

^ Цель и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе источникового материала представить историю краеведческого движения в ХХ веке на территории современной Восточно-Казахстанской области.

В соответствии с указанной целью в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:

- обозначить этапы в истории становления и развития Семипалатинского филиала Русского Географического общества и Общества изучения Казахстана;

- показать результаты научно-организационной деятельности и вклад в изучение природных ресурсов и промышленности Восточного Казахстана.

- изучить влияние историко-культурного наследия Общества изучения Казахстана на краеведческую деятельность в Республике;

- осветить краеведческую деятельность областных, городских, школьных и других музеев Восточного Казахстана и опыт охраны памятников истории и архитектуры;

- раскрыть роль библиотек, архивов, учебных центров Восточного Казахстана в развитии краеведческого движения;

- выявить формы научно-исследовательской деятельности краеведов

Восточного Казахстана, показать их значение в популяризации знаний о

культуре, традициях и обычаях казахского народа и других этносов края.

^ Объектом исследования являются местные центры развития научного, просветительского и педагогического краеведения в Восточном Казахстане в ХХ веке.

Предмет исследования – краеведческое движение в Восточном Казахстане в ХХ веке.

^ Хронологические рамки исследования охватывают ХХ век.

Это был самый продолжительный, самостоятельный период в общей истории развития краеведческого движения на территории всего Казахстана и на Востоке, в частности. Внутренняя периодизация периодов исследуемой темы: 1) период развития краеведческого движения на территории современной ВКО в годы её пребывания в составе Российской империи и в так называемой «Свободной России» - до октября 1917 года; 2) период развития краеведческого движения на территории современной ВКО в годы её пребывания в составе СССР; 3) краеведческое движение на территории ВКО в период суверенного Казахстана.

^ Территориальные рамки диссертационного исследования включают территорию современной Восточно-Казахстанской области, которая была образована в мае 1997 года в результате административно-территориальных реформ и географически охватывает восточный регион Казахстана.

^ Источниковая база состоит из комплекса исторических источников, которые составили материалы и документы казахстанских архивов, их можно разделить на следующие группы: законодательные, делопроизводственные, статистические материалы, периодическая печать, документы личного происхождения.

К первой группе источников, сыгравших особую роль в выявлении значимости исторического краеведения, относятся: 1) Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах» от 22 декабря 1998 года, с изменениями и дополнениями от 10 ноября 2001 года и от 20 декабря 2004 года; 2) Государственная программа «Культурное наследие», действующая с 2004 по 2011 гг. В этой программе поставлены цели и задачи по изучению и сохранению исторических памятников края; 3) Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 декабря 1992 г. №1035 о переименовании Семипалатинской областной универсальной научной библиотеки имени Н.В. Гоголя в Семипалатинскую областную универсальную научную библиотеку имени Абая Кунанбаева; 4) Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Казахстан об особенностях преподавания основ наук на новый учебный год.

Ко второй группе источников:

- Планы и отчеты Семипалатинского подотдела ЗСО ИРГО, Семипалатинского отдела РГО, Семипалатинского филиала Общества изучения Казахстана с 1929 по 1941 годы, а также отчеты музеев и архивов Восточного Казахстана.

- Устав Общества Изучения Казахстана, резолюции о состоянии краеведческой работы в Казахстане и в г. Семипалатинске, материалы об организации краеведческой работы, список краеведческих ячеек и членов Общества изучения Казахстана;

- Протоколы заседаний правления Семипалатинского отдела Общества изучения Казахстана, заявления в члены Общества и разная переписка.

- Материалы экспедиций Семипалатинского филиала Общества изучения Казахстана, Семипалатинского окружного музея и школьных археологических изысканий, в которых содержатся сведения о программе, целях и задачах исследований.

- Материалы Первой Семипалатинской губернской краеведческой конференции 1924 года, Материалы Первого Всеказахстанского научно-исследовательского съезда 1930 года, Материалы учредительной конференции общества краеведов 1989 года [16].

В третью группу источников вошли сметы расходов Семипалатинского отдела Общества изучения Казахстана, статистические сведения по «посевной площади», по «себестоимости производства» в конкретный хозяйственный год и др. Опубликованные статистические данные в журнале «Ежегодник Семипалатинской губернии».

К четвертой группе источников относится периодическая печать. В хронологической последовательности её можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и период суверенного Казахстана. Материалы периодической печати стали существенным дополнением к архивным источникам и помогли более полно представить историю музеев.

Пятая группа источников включает в себя личные фонды краеведов Восточного Казахстана:

- Фонд 1070 (ГАВКО) Б.Г. Герасимова включает документы, содержащие биографию, сведения о производственной и общественной деятельности Бориса Герасимова: членские билеты, удостоверения, научные труды, опубликованные в различных изданиях; вырезки из сибирских и казахстанских газет со статьями и корреспонденциями по истории Восточного Казахстана;

- Фонд 32 (ГАВКО) Н.Я. Коншина состоит из мемуаров и творческих материалов по Усть-Каменогорскому уезду, в частности о переходе казахского населения Семипалатинской области к оседлому образу жизни;

- Фонд 50 (ГАВКО) С.Е. Черных содержит как документы автобиографического характера, так и материалы о жизни и творчестве других известных краеведов – Б.Г. Герасимова, Н.Я. Коншина, П. Васильева и др.

В работе были использованы материалы: Ф. 693 (ЦГА) - Общества изучения Казахстана (1902 - 1941 гг.). В нем хранятся Постановления, протоколы, списки членов Семипалатинского филиала ОИК и др. Нами впервые выявлены документы, в которых содержатся факты о деятельности Семипалатинского филиала Общества изучения Казахстана за 1941 год (прежде считалось, что его деятельность закончилась в 30-е годы).

В Центре документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области (ЦДНИ ВКО) был изучен Ф.415 – Губернский отдел народного образования. В данном фонде выявлен документ составленный «К программе третьего года обучения в школе» за 1927 год. В «Объяснительной записке» к нему перед учителями школы были поставлены задачи по развитию краеведения. В Ф.374 – Семипалатинский областной краеведческий музей Министерства Культуры Казахской ССР, обнаружен документ, касающийся сметы расходов Семипалатинского отдела ОИК за 1930-31 гг., а также отчеты Семипалатинского областного музея с 1935 по 1990 гг. [17; 18].

В Государственном архиве Восточно-Казахстанской области (ГАВКО), нами были выявлены и систематизированы документы.

Ф.54 – Отдела культурно-просветительских учреждений при исполнительном комитете Восточно-Казахстанского областного Совета депутатов трудящихся, обнаружен документ, подтверждающий, что культурные учреждения являлись преемниками Общества изучения Казахстана в послевоенное время. Ф.653 – Восточно-Казахстанского областного управления культуры, отражают деятельность областного краеведческого музея Восточного Казахстана 1960-е годы ХХ века.

Таким образом, комплекс использованных в данном исследовании архивных источников позволил объективно и всесторонне раскрыть вопросы по исследуемой теме.

^ Методология исследования. В основу методологии нашего исследования был положен принцип историзма и концепция целостности и объективности исторических событий и явлений. Это позволило рассмотреть историю развития краеведческого движения в Восточном Казахстане в ХХ веке как часть единого целого исторического механизма, находящегося во взаимосвязи с другими регионами.

В нашей работе были использованы методологические подходы: анализа и синтеза; исторический и логический; проблемно-хронологический, историко-сравнительный и системный методы.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных авторов, внесших заметный вклад в изучение казахстанского краеведения и краеведческой деятельности научных, просветительских и учебных центров края.

Проблемно-хронологический метод и метод анализа и синтеза помогли выделить составные объекты изучаемой темы и актуальные вопросы изложить в хронологической и логической последовательности по исследуемой проблеме.

Историко-сравнительный и системный методы применялись при установлении объективности источников и в ходе обобщения результатов исследования

^ Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего тем, что история краеведческого движения в Восточно-Казахстанском регионе является не исследованной темой. Научная новизна заключается также в том, что данная тема исследуется в качестве комплексной проблемы. В научный оборот впервые вводятся ранее не изученные архивные документы и материалы по истории краеведческого движения Восточного Казахстана.

Новизна и значимость научных задач решаемых в работе выражается в следующем:

- выявлены этапы краеведческого движения Семипалатинского филиала РГО и Общества изучения Казахстана в ХХ веке;

- на основе архивного материала рассматривается научно-исследовательская, организационная деятельность Семипалатинского филиала РГО и Общества Изучения Казахстана;

- освещены истории создания и деятельности музеев, архивов, библиотек, общеобразовательных, среднеспециальных учебных центров и вузов края, как центров краеведческой деятельности в Восточном Казахстане в ХХ веке. На современном этапе они имеют первостепенное значение в сохранении историко-культурного наследия и в воспитании у молодежи чувства уважения к прошлому края.

- систематизированы и обобщены материалы о деятельности краеведов Б.Г. Герасимова, Н.Я. Коншина, Е.П. Михаэлис и др., внесших значительный вклад в развитие краеведческого движения в Восточном Казахстане.

- научная значимость диссертационного исследования заключается также в определении основных приоритетных направлений дальнейшего развития исторического краеведения в Восточном Казахстане. Это составление энциклопедии Восточного Казахстана, выпуск методических пособий для учащихся по краеведению, разработка рекомендаций по созданию краеведческих музеев в школах.

^ Научно-практическая значимость работы диссертационного исследования состоит в том, что выводы и обобщения, сделанные в работе, могут быть использованы в создании обобщающих работ по истории края и чтении фундаментальных курсов по отечественной истории, при разработке курсов «Историческое краеведение», «Музееведение» и «Архивоведение», а также при организации краеведческих курсов для учителей школ области.

^ Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры истории Казахстана ВКГУ им. С. Аманжолова и заседании научно-методологического семинара исторического факультета КарГу им. Е.А. Букетова. Основные результаты исследования нашли отражение в 14 публикациях, среди которых 4 - в научных журналах, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства Республики Казахстан, 10 - в материалах научных конференций республиканского и международного уровней.

^ Положения, выносимые на защиту:

- Краеведческое движение развивалось в контексте реорганизации статуса Семипалатинского филиала Русского Географического Общества и Общества изучения Казахстана.

- Члены Семипалатинского филиала РГО и Общества изучения Казахстана изучали не только историю края, но исследовали природные ресурсы, сельское хозяйство, промышленность области.

- Образованное в 1920 году, в Оренбурге Общество изучения Казахстана, способствовало созданию филиалов в областных центрах, городах, что в свою очередь значительно активизировало краеведческое движение в Республике.

- Областные, районные, городские, поселково-сельские, «заводские» и школьные музеи осуществляли большую работу по воссозданию исторического прошлого Восточного Казахстана, способствовали сохранению памятников истории и архитектуры.

- Деятельность библиотек, Государственного архива Восточно-Казахстанской области, Центра документации новейшей истории ориентирована на сохранение культурного наследия казахского народа и этносов, проживающих в Восточно-Казахстанской области.

- Школы, ВУЗы, созданные в Семипалатинске и Усть-Каменогорске, на территории Восточного Казахстана, в разные периоды в ходе изучения края систематизировали, пропагандировали краеведческие знания и способствовали формированию гражданского сознания учащихся и студентов суверенного Казахстана.

^ Структура диссертации состоит из определений, сокращений и обозначений, введения, трех глав, 10 параграфов, заключения, списка использованных источников. Все центры краеведения представлены в трех разделах, в заключительной части исследования сделаны выводы по данной работе.

^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Во введении обоснована актуальность темы исследования; выявлена степень изученности проблемы; определены цели и задачи; обозначены объект и предмет исследования; территориальные и хронологические рамки; теоретико-методологическая основа и методы исследования; дан обзор источников, использованных в работе; определены научная новизна и практическая значимость исследования и сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

^ В первом разделе «Краеведческая деятельность Семипалатинского филиала Русского Географического общества и Общества изучения Казахстана» освещается история Семипалатинского филиала Общества изучения Казахстана и его краеведческая деятельность с 1902 и по 1941 гг. на территории Восточного Казахстана и выявлен вклад Общества изучения Казахстана в развитие краеведческого движения.

В первом подразделе «Семипалатинский подотдел Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества (1902-1924)» дается история открытия подотдела и анализируется его краеведческая деятельность в 1902-1924 годах.

Семипалатинский подотдел Западно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества был открыт 31 марта (13 апреля) 1902 года. В период с 1902 по 1924 гг. Семипалатинский подотдел входил в состав ЗСО РГО и руководствовался Положением о Западно-Сибирском Отделе.

Это был период в истории Семипалатинского филиала Русского Географического общества самый продолжительный, наиболее успешный и продуктивный.

Члены Семипалатинского подотдела занимались изучением истории, археологии, зоологии, его природных ископаемых ресурсов, сельского хозяйства, промышленности края. Они читали лекции, устраивали вечера просветительского характера, выставки и т.д. На своих собраниях рассматривали вопросы повседневной жизни казахского народа: о народном суде, выборном начале, переселении, кооперации, о строительстве железной дороги и др. Административно-колониальные органы управления всячески препятствовали участию членов Семипалатинского подотдела в решении важных вопросов по социально-экономическому и политическому положению края в начале ХХ века.

Исследования краеведов Семипалатинского подотдела ЗСО РГО получили высокую оценку центральных научных учреждений и внесли большой вклад в развитие краеведческого движения Восточного Казахстана. В 14-ти выпусках «Записок» Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества (1903-1923) опубликованы их труды.

Во втором подразделе «Семипалатинский отдел Русского Географического общества в 1924-1929 годах» рассматривается его научно-исследовательская и издательская деятельность.

С 1924 года филиал был переведен на более высокий статус отдела, с финансовым подчинением центру Русского Географического общества.

До полного утверждения «Положения Семипалатинского отдела Русского Географического общества», в августе 1924 года отделом была проведена первая Семипалатинская губернская краеведческая конференция, на которой было заслушано 36 докладов по различным аспектам местного краеведения.

За время своей деятельности (1924-1929 г.г.) Семипалатинский отдел РГО издал в печати 15-й, 16-й, 17-й (в двух частях) выпуски «Записок», в которых были опубликованы исследования по истории, природных особенностях и возможностях края, о его развитии в промышленном, сельскохозяйственном, торговом отношениях. Ко времени выхода шестнадцатого выпуска «Записок», в 1927 году, Русскому Географическому Обществу присвоен статус государственного образования. Это обстоятельство отразилось и в названии «Записок» Семипалатинского отдела - Государственный Русский Географический отдел.

В 1928 - 1929 гг. Обществом были организованы экспедиции под руководством секретаря Отдела И.А. Чеканинского в Каркаралинский уезд с археологической целью и с целью обследования развалин Кзыл-Кенча и А.А. Адрианова для обследования развалин Аблай-Китского буддийского монастыря.

Семипалатинским отделом РГО проводилась большая культурно-просветительская и экскурсионная работа среди населения.

Таким образом, будучи научной организацией региона, Семипалатинский подотдел, а затем Семипалатинский отдел Русского Географического общества способствовал всестороннему изучению Восточного Казахстана.

В третьем подразделе «Семипалатинский отдел Общества изучения Казахстана» показана история Общества изучения Казахстана в 1920-1941 гг. и его Семипалатинского филиала 1929-1941 гг., анализируется их краеведческая деятельность.

Общество изучения Казахстана было образовано в Оренбурге, 15 октября 1920 года. На первом организационном собрании тридцать восемь членов-учредителей приняли Устав Общества. Это научное общество за двадцать один год достигло больших успехов в накоплении, систематизации и пропаганде краеведческих знаний. С момента образования Общества изучения Казахстана и на местах были созданы краеведческие кружки или отделы Общества изучения Казахстана: в Уральске, Урде, Кокчетаве, Акмолинске, Кустанае, Актюбинске, Джетысу, Талды-Кургане, Каракалпакии.

В 1929 года Семипалатинский отдел РГО был переведен на статус отдела Общества изучения Казахстана. В 1929-1931 гг. были изданы 3 тома трудов Семипалатинского отдела Общества изучения Казахстана, в которых были опубликованы работы исследователей Восточного Казахстана Н.К. Алексеева, С.М. Бабинцева, М.В. Вологдина, И.М., П.М. Залеских и др.

После 1931 года Семипалатинский центр Общества изучения Казахстана имел свои ячейки и в других городах Восточного Казахстана – г. Усть-Каменогорске, г. Зайсане. Члены Семипалатинского отдела Общества изучения Казахстана читали лекции по истории края, проводили регулярные беседы с людьми по поводу того, что и как следует изучать краеведам, как оформлять свои отчёты.

В эти годы было выпущено два издания методического характера – «Памятка краеведа на 1937 год», «Спутник краеведа» в 1941 г.

В 1941 Семипалатинский отдел ОИК перестраивает краеведческую деятельность в связи с учетом военного времени. В это время краеведческий актив исследует геологический материал, необходимый для местной и военной промышленности, совместно с краеведческим музеем проводит агитационно-массовую и пропагандистскую работу среди населения, выставки, посвященные Великой Отечественной войне и Отечественной войне 1812 года. Более поздних документов, связанных с краеведческой деятельностью как центральных, так и местных отделов Общества изучения Казахстана, обнаружить не удалось.

Таким образом, за двадцать один год Общество изучения Казахстана осуществило большую работу в накоплении, систематизации и пропаганде разнопрофильных знаний о Казахстанском крае, в том числе о его Восточно-Казахстанском регионе.

^ Во втором разделе «Краеведческая деятельность музеев Восточного Казахстана в ХХ веке» показана история и краеведческая деятельность областных, частных, городских и районных, поселково-сельских, «заводских», школьных музеев края.

В первом подразделе «Семипалатинский историко-краеведческий музей и его деятельность» освещается его история и краеведческая деятельность. Семипалатинский областной музей был открыт в 1883 году. Это был первый музей в Семипалатинске, он управлялся и содержался Статкомитетом. В 1893 году музей был передан в ведение Общества Попечения о Начальном Образовании …. К этому времени его коллекции заключали в себе материалы по этнологии, археологии, зоологии, палеонтологии и горному делу, книги издания Российской Академии наук, в количестве 283 тома, и 36 томов и С-Петербургского Общества Естествоиспытателей.

В 1902 году Семипалатинский областной музей передается в ведение Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. Его работа в этот период заключалась в приведение в порядок его коллекций.

С приходом в край Советской власти статус музея поменялся, он переходит в ведение Семипалатинского Отдела Народного Образования и получает новое название Губернский научный музея. В 1980-1990 гг. было основано пять филиалов Семипалатинского историко-краеведческого музея.

В начале ХХI века в Семипалатинском историко-краеведческом музее Восточного Казахстана была собрана богатая коллекция, состоящая 96.650 наименований памятников природы, истории, культуры Восточного Казахстана. История края в этом музее представлена от далекого прошлого (с помощью археологических реликвий) и до современности включительно

Таким образом, Семипалатинский историко-краеведческий музей был и остается главным центром краеведческого движения в крае, выполняя роль просветительства и накопления разнопрофильных краеведческих знаний.

Во втором подразделе «Областные музеи в Усть-Каменогорске и их деятельность» показана история создания и развития областного историко-краеведческого, этнографического музеев и музея искусств Восточного Казахстана.

Работа по созданию Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея в Усть-Каменогорске началась в 1939 году, как только Усть-Каменогорск стал областным центром. Однако, датой его организации считается 1947 год.

В 1968 году в школе села Бутаково был создан этнографический музей. Инициатором был молодой учитель истории Н. А. Зайцев. В настоящее время директор «Восточно-Казахстанского областного архитектурно- этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника», заслуженный работник культуры Республики Казахстан. В 1970 году музею было присвоено звание народного. В 1971 году, музей в Бутаково, как филиал Лениногорского историко-краеведческого музея, был переведен на статус «Бутаковского этнографического музея под открытым небом». В течение 1977-1978 гг. был решен вопрос о предоставлении Бутаковскому музею статуса областного под открытым небом. Переезд в Усть-Каменогорск этнографического музея состоялся в 1983 году.

В 1990 году в Усть-Каменогорске открыли музей искусств, деятельность которого осуществлялась по нескольким направлениям: изобразительному, декоративно-прикладному искусству, литературы и музыки. Основатель директора М. Агейкина. Музей искусств - настоящий духовный центр, где встречаются талантливые люди, проходят вернисажи, выставки, музыкальные вечера, творческие встречи.

Работники областных музеев активно участвуют в конференциях, свои исследования публикуют в газетах, журналах и монографиях. В целом, три областных музея в Усть-Каменогорске, выполняют важную и многогранную работу по пропаганде краеведческих знаний и воспитанию у молодежи чувства уважения к прошлому своего края.

В третьем подразделе «Частные музеи Восточного Казахстана и музей-заповедник «Жидебай-Борли» рассматривается история создания частных музеев и их вклад краеведческое движение, рассказывает об уникальном мемориальном музейном комплексе в г. Семипалатинске.

Частные музеи Восточно-Казахстанской области появились в начале ХХ века: музей А.С. Хахлова в г. Зайсане; музеи М.С. Колмагорова и Е.П. Михаэлиса в г. Усть-Каменогорске; музей братьев Белослюдовых в г. Семипалатинске.

В своё время частному музею Белослюдовых один из его посетителей дал очень высокую оценку: «Видел много сибирских музеев, но такого систематического порядка, в каком содержится музей Белослюдовых, таких великолепных каталогов, такого знания и любви к делу, как у руководителей этого музея, встречать приходилось редко». Данный отзыв «Семипалатинский край» опубликовал 2 февраля 1914 года.

В Семипалатинске 16 октября 1940 года к 95-летию со дня рождения великого поэта и мыслителя Абая Кунанбаева торжественно открыли мемориальный музей.

Постановлением правительства Казахской ССР от 5.04.1990 г., в связи 50-летием, музей Абая стал Государственным историко-культурным и литературно-мемориальным заповедником-музеем «Жидебай-Борли» и к этому времени он заметно расширил тематические и территориальные пределы.

Современный Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник – музей Абая, музей-заповедник «Жидебай-Борли» является шедевром национальной архитектуры, гигантским комплексом, первым литературным музеем Казахстана. Безусловному способствует формированию чувств любви и уважения к своему краю, росту патриотизма и гражданской позиции у населения.

В четвертом подразделе «Городские и районные, поселково-сельские, «заводские» и школьные музеи края» рассматривается история и деятельность музеев различного уровня и назначения.

Городские, районные, поселково-сельские, «заводские» и школьные музеи были созданы в Восточном Казахстане во второй половине ХХ века. С тех пор они играют большую роль в сохранении истории и традиций населения края.

Музейный уголок в Зыряновске был открыт в 1958 году. Его история началась с палеонтологических находок, размещенных в музейном уголке одного из отделов Зыряновского свинцового комбината. Отсюда ведёт свой отсчёт современный Зыряновский историко-краеведческий музей.

Риддерский городской музей основан в 1961 году. Его история началась с картин Юрия Хабарова и коллекции минералов Владимира Клинка.

Большую роль в развитии краеведческого движения сыграли Зайсанский, Курчумский, Шемонаихинский историко-краеведческие музеи, созданные в 1971 г., и литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в городе Семипалатинске. В 1985 году был открыт музей изобразительных искусств имени Невзоровых в Семипалатинске.

В 2001 году были созданы музеи на ведущих предприятиях: ОАО «УМЗ», ОАО «Казцинк», АО «УК ТМК», «Востокмашзавод» и др.

В селе Выдриха в 1951 году по инициативе выпускника Ленинградского университета В.В. Анисимова был основан школьный музей. В 1976 году началась история школьного музея в селе Рулиха, где собран материал о разных периодах местной истории. Основателем музея была К.И. Козьмина. В первой половине 70-х годов ХХ века в селе Сугатовка, в ауле Токтамыс Абайского района, были основаны школьные музеи историко-краеведческого профиля; в селе Коростели Музей славы первоцелинников. В 1998 году - уникальный краеведческий музей в школе-гимназии №6 города Семипалатинска.

Таким образом, создание базы музеев городских, районных, поселково-сельских, «заводских» и школьных в ХХ веке значительно расширили пропаганду знаний по истории региона и систематизировали изучение экономики, культуры и населения края.

^ В третьем разделе «Краеведческая деятельность библиотек, архивов, школ и вузов Восточного Казахстана» показана история создания библиотек и архивов, анализируется их краеведческая деятельность, а также рассматривается вклад школ и вузов Восточного Казахстана в историческое краеведение, в том числе в развитие краеведческого движения.

В первом подразделе рассматриваются «Библиотеки Восточного Казахстана и их вклад в краеведческое движение». В этом подразделе показана история создания библиотек в области.

В 1878 году г. Семипалатинске при областном статистическом комитете была образована библиотека, а затем в 1883 году - областная общественная библиотека, наследницей которой ныне является универсальная библиотека имени Абая в городе Семипалатинске. В настоящее время её фонд, включает в себя «более 366 тысяч экземпляров».

Рождение народной, платной библиотеки с читальней в Усть-Каменогорске состоялось 20 марта 1896 года. Теперь это – Восточно-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени А.С.Пушкина. Её фонд насчитывает около пятисот тысяч единиц хранения, включая и редкие издания. Краеведческая деятельность областной библиотеки осуществляется по следующим направлениям: через организацию встреч с интересными людьми, творчеством и биографией напрямую связанных с историей края, с его прошлым и настоящим; через организацию выставок, посвященных краеведческой литературе, новым поступлениям, по определенным вопросам, темам; через публикации справочных брошюр, с данными о памятных датах в жизни области.

В Зайсане публичная библиотека для читателей впервые была открыта 26 марта 1896 года, а история библиотек Риддера началась с 1916 года.

Школьные библиотеки в отдельных сёлах Восточного Казахстана появились в конце ХIX века. После революций сложилась система сельских библиотек, а с 80-х годов ХХ века в крае, как и в стране в целом, началось и более общее объединение библиотечного дела – по линии районов, областей, краёв и республик.

В 1998 году представители библиотек суверенного Казахстана впервые собрались на свой съезд, на котором обсуждались стоящие перед библиотеками задачи.

Таким образом, библиотеки всегда играли большую роль в популяризации краеведческих знаний, прошлого, настоящего края, его природы, истории, этнографии, его героев, в возрождении интереса к историко-культурному наследию.

Во втором подразделе «Архивы и их вклад в краеведческое движение» рассматривается процесс образования архивов Восточного Казахстана и выявляется роль архивных учреждений в развитии краеведения.

Отсчёт в истории архивных учреждений Казахстана принято начинать от архива, созданного в Нарын-песках в 1794 году.

Специальное архивное учреждение с программой сбора, учёта и хранения всех письменных источников в Восточном Казахстане появилось в 1920 году – в губернском г. Семипалатинске.

С 1940 года начинается история современного Государственного архива Восточно-Казахстанской области, центральные учреждения которого находятся в Усть-Каменогорске.

Основываясь на данных изученных нами источников, в истории архивного дела в Восточном Казахстане можно выделить следующие этапы:

- 29 марта 1920 года - 31 марта 1923 года: начало формирования в Семипалатинске губернского архива вплоть до образования там же Архивного бюро;

- 31 марта 1923 года - 9 марта 1935 года: образование Архивного бюро в Семипалатинске, создание во всех областях республики сети районных архивных учреждений;

- 9 марта 1935 года - 17 июля 1960 года: архивы из подчинения Народного комиссариата просвещения передаются в подчинение Наркомату Внутренних дел;

- 17 июля 1960 года - 3 мая 1997 года. Архивы края находятся в ведении управленческих структур двух областей – Восточно-Казахстанской и Семипалатинской.

С 1997 года все архивы края функционируют в системе управления одной области – укрупненной Восточно-Казахстанской с центром в городе Усть-Каменогорске.

Архивы, также несли определенный вклад в развитие краеведческого движения: проводили конференции на различных уровнях с презентацией документов, публиковали по истории края статьи научного характера и т.д.

В третьем подразделе «Школы, вузы Восточного Казахстана и их вклад в краеведческое движение» прослеживается процесс образования учебных центров, анализируется их краеведческая деятельность.

Первое среднее учебное заведение в крае было открыто в 1871 году в

г. Семипалатинске. Это была женская гимназия, преемственно связанная с женской школой, созданной там же в 1863 году.

Школьное краеведение в пределах современной ВКО зародилось ещё до начала ХХ века, но относительно заметным оно становится в 1914-1915 гг. Первый вуз, открытый в рамках ВКО, очень сильно отличался от последующих. Это был крестьянский университет, открытый в Усть-Каменогорске в 1920 году. Он состоял из одного, общественного факультета.

В 1927 году, в «Объяснительной записке», составленной «К программе третьего года обучения в школе», главными темами для учащихся третьих классов в школах Семипалатинской губернии были: «Деревня», «Деревня и Город», «Весна в деревне и труд крестьянина». При этом, в «Записке», относительно «Характера краеведческой работы в 3-м году обучения» сказано: «Всестороннее, законченное, тщательное знание краеведческого материала не по силам ребятам 3-го года обучения», в связи с чем, «при проработке краеведческого материала» с ними, «основными задачами школы должны быть: а) выявление основных жизненных связей между природой, трудом крестьянина и общественными организациями деревни; б) выявление наиболее существенных недостатков окружающей жизни ... причины их ... задачи, которые стоят перед деревней. в) определение, деятельности Советской власти для разрешения этих задач ... поднятия сельского хозяйства и общего культурного уровня деревни ...».

В 1932 году, 25 августа, ЦК ВКП (б) принял специальное постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». В нем указывалось на необходимость «в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ... ввести элементы краеведения ...».

В 1934 году в Семипалатинске одновременно было открыто два института – педагогический (с четырехлетним сроком обучения) и учительский (с двухгодичным сроком обучения). В 1934 году при Семипалатинском учительском институте был открыт вечерний филиал по подготовке преподавателей истории, физики, математики, химии и биологии. В 1937 году он был преобразован в педагогический институт имени Н.К.Крупской.

Студенческое краеведение, как деятельность местных вузов, в ВКО начинает оформляться лишь с середины 30-х годов ХХ века. А более масштабным и качественным оно постепенно становится, начиная с 1952 года, когда в крае появился ещё один педагогический вуз – Усть-Каменогорский, созданный на базе Семипалатинского учительского института.

С 90-х годов ХХ века в границах Восточного Казахстана стали создаваться частные учебные центры, в их числе и вузы. В итоге, к концу ХХ века в Усть-Каменогорске вузов стало десять, а в Семипалатинске – пять.

К концу ХХ века в Восточном Казахстане, в связи с изменением статуса вузов, активизировалось школьное и студенческое краеведение, способствовавшее развитию краеведческого движения в регионе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, краеведческое движение в Восточном Казахстане прошло в своём развитии несколько этапов, которые были обусловлены воздействием тех или иных социально-экономических и политических реалий на том или ином этапе исторического развития региона.

Создание и функционирование первого научного краеведческого центра в крае - Семипалатинского филиала РГО и Общества Изучения Казахстана внесло существенный вклад в изучение и развитие культурной жизни Восточного Казахстана. Это был первый опыт общественной организации, объединивший в своих рядах представителей различных социальных групп, национальностей и политических убеждений. Члены Общества в результате своей деятельности внесли весомый вклад в изучение природы, населения, сельского хозяйства, промышленности и истории края. Ими были исследованы климатические и сейсмологические условия Семипалатинского округа, судоходность р. Иртыш, состояние вод области, месторождения минерального топлива. Они обосновали значимость мараловодства, кендыря для сельского хозяйства; изучили традиции, обычаи, обряды местного населения. Будучи первой научной организацией Восточного региона, Семипалатинский подотдел, а затем Семипалатинский отдел Общества изучения Казахстана внес определенный вклад в изучение географии, геологии, ботаники, зоологии, экономики, этнографии края.

В ходе создания в октябре 1920 года в г. Оренбурге Общества изучения Казахстана, повсеместно создавались краеведческие кружки или его отделы в Уральске, Урде, Кокчетаве, Акмолинске, Кустанае, Актюбинске, Караганде, Талды-Кургане, Каракалпакии, Алма-Ате. В 1930-х годах в краеведении наметились крупные организационные перемены. Все краеведческие организации на местах были переданы в ведение органов народного образования, а Центральное бюро краеведения (ЦБК) – в Наркомпрос РСФСР. В соответствии с этим началась реорганизация всей краеведческой системы и в Казахской АССР. Этим делом стал заниматься непосредственно Казнаркомпрос. С началом Великой Отечественной войны деятельность Общества изучения Казахстана прекратилась.

С окончанием деятельности Семипалатинского филиала Общества Изучения Казахстана, краеведческая деятельность в Восточном Казахстане стала менее масштабной, вплоть до 1950-х годов. В этот период, краеведческую работу в Восточном Казахстане продолжали вести архивы (до 1940 года, в основном, Семипалатинский областной, а затем и созданный Государственный архив ВКО в Усть-Каменогорске); музеи (до 1947 года, главным образом, Семипалатинский областной, а далее и повторно открытый, после 1939 года, Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей в Усть-Каменогорске); местные библиотеки (от Семипалатинской областной, открытой в 1883 году, Усть-Каменогорской городской, появившейся в 1896 году, до целого ряда других библиотек края)

С середины 1970-х годов краеведческое движение в СССР вновь пошло на убыль. Вместе с тем, был накоплен ценный опыт в деле подготовки краеведческих кадров, что способствовало увеличению численности государственных учреждений - архивов, библиотек, музеев и т.д., имеющих прямое отношение к краеведению. В свою очередь, учебные заведения края использовали возможности местных музеев в подготовке будущих учителей к краеведческой деятельности.

На современном этапе музеи, архивы, библиотеки и учебные центры сохранили преемственность и вносят огромный вклад в развитие краеведческого движения в Восточном Казахстане, выполняя одну из важных задач в воспитании подрастающего поколения – формирование гражданственности, казахстанского патриотизма, любви и уважения к историческому прошлому своего Отечества.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Восточный Казахстан - древний, молодой. - Оскемен, 2004. - 256 с.

2 ГАВКО, Ф.32, оп.1, д.19а, 221 л.

3 Герасимов Б.Г. Двадцатипятилетие Семипалатинского отдела

Государственного Русского Географического общества. 1902-1927 годы –

Кзыл-Орда: Изд-ние Общества изучение Казахстана, 1927. - 20 с.

4 Ахметова С.Ш. Развитие исторического краеведения в Советском
Казахстане (1917-1932 г.г.): Автореф. дис. … канд. ист. наук: - Алма-
Ата, 1981-24 с.

5 Валиханов Э.Ж. Деятельность Русского Географического общества по

изучению экономического и общественного положения казахского народа на рубеже XIX-XX в.в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: – Алма-Ата, 1990. - 32 с.

7 Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение. / С.О. Шмидт– М.: Изд-во Рос.гос.гуман.ун-та, 1997. – 363 с.

8 Рыженко В.Г. Методологическое и методическое наследие «золотого» десятилетия и современность // Иркутское краеведение 30-х: Взгляд сквозь годы: Материалаы региональтной науч.практ.конф. «Золотое десятилетие» иркутского краеведения: 1920 годы. Ч.1./ Ред.кол. А.С. Маджаров и др. Иркутск: изд.Иркут.обл.публ.б-ки им. И.И. Молчанова-Сибирского, 2000. – С.13-30.

9 Топчий А.Т. Предмет и метод исторического краеведения // Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири: Сб.науч.тр.Кемерова, 1996.С.46-51.

10 Ильясова А.С. Деятельность Западно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества по изучению Северо – Восточного Казахстана во второй половине XIX - в нач. XX в. Автореф. дис… к.и.н. Алматы, 2006. – 24 с 11 Карасаев Ғ.М. Қазақстан және Алтай өңірі XVIII-XX гг. Ғасырлар

аралығыңда: Қазақстанның шығысы және Алтай өлкісі деректерінен.- Өскемен: «Медиа-Альянс» Баспасы, 2004.-392 б..

12 Дакенов М.И., Нурпеисова Б.И., Хасанаев М.Ж, Архивоведение.

Учебное пособие. - Алматы: НИЦ «Гылым», 2003. - 144 с.

13 Толочко А.П. К истории открытия русско-казахских школ в Степном крае в начале ХХ в. // Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народа (XVIII-XX вв.): Межд. науч. конф. посвящ. 175-летию образования Омской области. Тезисы докладов и сообщений. Омск: Омский госуниверситет, 1998. – 224 с.

14 Жумашев Р.М. Очерки истории культуры Казахстана 1917-1991 гг. - Изд-во «КарГу», Караганда, 2002.-148 с.

15 Шығыс Қазақстанның мәдени мұралы» (тарих, мәдениет, бiлім)
Өскемен: С.Аманжолова атындағы ШҚМУ Баспасы, 2006. — 432 б.

16 ЦГА РК, Ф.693,оп.1, дд. 1, 4, 7, 21, 37, 45, 74, 76, 77, 89, 104, 105, 106, 108; оп.2, д.7, 34, 61. Ф.374, ЦДНИ ВКО, Ф.374, оп.1, дд.1, 3, 6, 18, 20, 25, 81. Ф.34, оп.1, д.252. Р-124, оп.6, д.410. Ф.409, оп.1, д.65. Ф.1432, оп.1, дд.105, 4. оп.4, д.1. ГАВКО, Ф.1151, оп.1, дд. 3, 6.

17 ЦДНИ ВКО, Ф.415, оп.1, д.32, лл.122-124 об.

1 8 ЦДНИ ВКО - Ф.374 – оп.1 – д. 204.- 21 л.


^ СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1 Население Восточного Казахстана в трудах краеведа Н.Я. Коншина // Взаимосвязи и взаимовлияние народов Восточного Казахстана в хозяйственной и культурной деятельности 18-21 вв.: Материалы Межд.научн.-практич.конф. (11-12 октября 2001). - Усть-Каменогорск, 2001 г. – С.39-41.

2 Краеведение Восточного Казахстана по страницам устькаменогорских изданий 1991-2001 гг. // «Казахстан на пути к государственной независимости: история и современность». Часть II. : Материалы Межд. научн.-практич.конф. - Семипалатинск, 2001. - С. 416-420.

3 История семипалатинского общественного центра краеведения в его «Отчетах», в «Летописи», «Научных хрониках» и «Очерках», опубликованных в 1903-1931 // «Состояние и перспективы развития краеведения в современных условиях», посвященной 90-летию академика С.Б. Бейсембаева: Матер. респуб. науч.-практич. конф.– Павлодар, 2002.–С.77-83.

4 Усть-Каменогорский педагогический институт как один из центров распространения краеведческих знаний // 50-летию Восточно-Казахстанского Государственного университета посвящается: Матер. Межд. научн.-практич. конф. - Усть-Каменогорск, 2002. – С.232-237.

5 Население Восточного Казахстана в трудах краеведа Б.Г.Герасимова // «Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях»: М-лы 4-ой Межд. научн.-практич.конф. - Усть-Каменогорск, 2002. – С.100.

6 Краеведение Восточного Казахстана в 1917-1991 г.г. // Вестник Семипалатинского государственного университета им. Шакарима – Семипалатинск, 2003. – С.120-133.

7 Семипалатинский филиал РГО и Общество изучения Казахстана (1902-1941) // Вестник ун-та «Кайнар» - Алматы. – 2003 – С.9-15.

8 К истории музеев Восточного Казахстана (в соавторстве с Р.С.Федоровой) // Поиск. Серия гуманитарных наук.– Алматы. – 2003. – № 4. – С. 12-18.

9 Население Восточного Казахстана по страницам двух публикаций (1911, 1914 г.г.) краеведа Б.Г. Герасимова // Станислав Евгеньевич Черных – архивист, краевед, писатель: Материалы научн.-практич. конф. - Усть-Каменогорск, 2005. - С.135-150.

10 Семипалатинский филиал Общества изучения Казахстана в годы Великой Отечественной войны // «Восточный Казахстан в годы Великой Отечественной войны»: Матер. областной научн.-практич. конф. посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне Усть-Каменогорск. - Изд. ВКГУ им. С.Аманжолова, - 2005. - С.279-286.

11 Борис Герасимов и его вклад в краеведение Казахстана // Вестник Семипалатинского государственного педагогического института Семипалатинск, 2005. – С. 98-100.

12 Из истории создания архивов Восточного Казахстана и краеведческой деятельности в ХХ веке // «Региональная история в контексте мирового исторического процесса» (II Касымбаевские чтения): Матер. научн.-практич. конф. - Семипалатинский государственный педагогический институт, 14-16 декабря 2006 г. – Семипалатинск, 2006. – С.336-342.

13 Из истории создания городских, районных и школьных краеведческих музеев ВКО // Региональный вестник Востока. - Усть-Каменогорск.- изд-во ВКГУ им. С.Аманжолова, 2006. - №4. – С.75-84.

14 Семипалатинский подотдел Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества и его краеведческая деятельность в начале ХХ века //Алтай в Евразийском пространстве: исторические традиции и перспективы межрегионального сотрудничества. Сборник научных трудов межд. научн.-практич. конф. Усть-Каменогорск, 9-10 октября 2008 г. – Усть-Каменогорск: «Усть-Каменогорский Печатный Двор», 2008. – часть 1. – С.198-205.


iskusstvo-videt-mir-kniga-eta-ne-yavlyaetsya-ni-teoreticheskim-issledovaniem-ni-tem-bolee-rukovodstvom-eto-prosto.html
iskusstvo-vojni-charlza-vonga-neomarksistskaya-ekonomicheskaya-sociologiya.html
iskusstvo-xx-veka-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kafedra-teorii-i-istorii-arhitekturi.html
iskusstvo-zhivopis-muzika-dizajn.html
iskusstvo-zhivopisi-voshodit-k-glubokoj-drevnosti-nachalom-ego-mozhet-schitatsya-krasivaya-legenda-ovidiya-o-korinfskoj-devushke-kotoraya-na-stene-hizhini-risuet-silue-stranica-5.html
iskusstvovedenie-v-sovremennom-gumanitarnom-znanii-i-hudozhestvennom-obrazovanii-v-rossii-1990-2000-e-gg.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhenshina-v-kuzne-menyajlov-aleksej-smotrite-smotrite-vnimatelno-o-volki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kantor-km-gorbachev-m-s.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomko-statistichnij-analz-shlyahi-pdvishennya-rentabelnost-fnansovih-rezultatv-na-priklad-vat-plemnnij-zavod-blovodskij-lugansko-oblast.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekonomicheskaya-statistika.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vneshnetorgovaya-deyatelnost-respubliki-koreya-chast-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-filosofii-i-istorii-obrazovaniya-na-temu-pedagogicheskie-vzglyadi-n-i-pirogova.html
  • abstract.bystrickaya.ru/08102010-kommercheskaya-nedvizhimost-osknru-kommercheskaya-nedvizhimost-moskvi-v-konce-3-kvartala-2010-goda.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/envd-nalogovoe-planirovanie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-studentov-syllabus-po-discipline-klassicheskij-yazik-latinskij-yazik-dlya-specialnosti-istoriya-forma-obucheniya-dnevnaya-vsego-4-kredita.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biograficheskij-analiz-kak-vid-istoriko-filosofskogo-issledovaniya-19-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-tretya-prevrashenie-uma-v-svoego-luchshego-druga.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnoj-rabote-magistrantov-po-napravleniyu-552700-140500-i-magisterskaya-programma-552716-sankt-peterburg-2005.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-k-docent-ahmetova-a-a.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorodskaya-konferenciya-yunih-kraevedov-moj-pervij-doklad-yunij-issledovatel-v-ramkah-vserossijskoj-programmi-otechestvo-03-02-2012.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-rol-remarok-v-drame-a-p-chehova-tri-sestri.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-po-podgotovke-dokumenta-territorialnogo-planirovaniya-shema-territorialnogo-planirovaniya-pereslavskogo-municipalnogo-rajona-yaroslavskoj-oblasti-stranica-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/korrektnaya-dnk-genealogiya-i-glottohronologiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/medeya-medeia.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-6-nauchno-tehnicheskaya-i-organizacionnaya-podgotovka-proizvodstva-konspekt-lekcij-soderzhanie-tema-predmet-i-zadachi-kursa.html
  • composition.bystrickaya.ru/perepodgotovka-professionalnaya-perepodgotovka-professionalnoe-pereobuchenie-.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-shestaya-most-vremeni-na-vse-eti-i-mnogie-drugie-voprosi-daet-otveti-v-svoem-prekrasnom-biograficheskom-romane.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemnie-voprosi-soblyudeniya-valyutnogo-zakonodatelstva-pri-tamozhennom-oformlenii-vozbuzhdenii-del-ob-ap-v-otnoshenii-dolzhnostnih-lic-organizacij-i-predpriyatij.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-perenapryazheniya-i-koordinaciya-izolyacii-napravlenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-socialnogo-razvitiya-omskoj-oblasti-stranica-9.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vozrozhdenie-pepsi-mtv-ili-kak-video-pogubilo-zvezdu-radio.html
  • university.bystrickaya.ru/filippovich-iv-g-minsk-sbornik-statej-predstavlyaet-obzor-teoreticheskih-i-eksperimentalnih-rabot-po-integrativnoj-psihologii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-241-parametri-razreshennogo-ispolzovaniya-lesov-pri-zagotovke-pishevih-lesnih-resursov-i-sbore-lekarstvennih-rastenij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-ekonomicheskaya-terminologiya-na-inostrannom-yazike-specialnost-080105-65-finansi-i-kredit.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchastniki-oblastnogo-konkursa-pokupaem-kaluzhskoe.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-kalendarno-tematicheskij-plan-metodicheskie-ukazaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/derevometla-osnovnie-personazhi-t-a-spichenko-kultura-yaponii.html
  • school.bystrickaya.ru/globalizaciya-i-ustojchivoe-razvitie.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-foruma-8-30-10-00-registraciya-uchastnikov-foruma-9-00-18-00.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-literature-dlya-abiturientov-negosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-okruzhayushemu-miru-za-ipolugodie-4-klass-dlya-otslezhivaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.