.RU

Историческое развитие и концептуальные основы управления

Раздел 1. Историческое развитие и концептуальные основы управления

Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса

Задачи изучения дисциплины. Предмет и содержание курса, его место в системе обще-профессиональных и специальных дисциплин. Управление в социально-экономических системах. Связь теории управления с другими научными дисциплинами. Сущность и задачи менеджмента. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики. Менеджмент в условиях рыночной экономики России.

Приступая к изучению дисциплины «Менеджмент» для уяснения его содержания, предмета изучения, сущности задач, стоящих перед ним, а также места в системе современных знаний, необходимо с самого начала подробнейшим образом остановиться на понятийном аппарате, имеющим достаточно универсальный характер.

1. Управление и менеджмент

Английское слово менеджмент (management), в переводе на русский язык, может означать:

1) управление, происходит от корня латинского слова рука (первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми);

2) умение владеть (например, инструментом), справляться (с работой);

3) бережное, чуткое отношение к людям;

4) правление, дирекция, администрация (управляющий орган).

Обычно менеджмент так и отождествляется с понятием управления . На деле же понятие управление , с одной стороны, шире, чем менеджмент , а с другой – не полностью отражает содержание деятельности управляющего (manager).

Управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Из данного определения видно, что существует три класса управления:

- в неживой природе (технических системах);

- в организмах (биологических системах);

- в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин. Например, водитель управляет автомашиной, пилот – самолетом, оператор – автоматической линией, но никому не придет в голову называть кого-нибудь из них менеджером.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов , относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки. В этом смысле здесь можно вести речь скорее о самоуправлении внутри биологических систем.

Управление в социальных системах – это управление людьми. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы. Воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, с их различными интересами – есть суть социального управления .

Социальное управление – процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития, и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности связано, прежде всего, с появлением и развитием разделения труда. Совместная работа многих людей в одном или связанных между собой процессах производства составила одну из форм общественного разделения труда – кооперацию. При этом связь единства общего процесса работы обеспечивается одной управляющей функцией, которая оказывает воздействие на весь коллектив. Поэтому управление присуще всякому общественному труду. Причем, чем больше масштабы, тем в большей степени возрастает роль управления.

По мнению одного из патриархов современного менеджмента Питера Друкера (Дракера) – «Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу».

Майкл Мескон более конкретен: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для формирования и достижения целей организации».

Таким образом, управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей, независимо от целей их деятельности. Например, - управление государством, регионом, армией, церковью, библиотекой, больницей, национальной безопасностью, общественной организацией и предпринимательской корпорацией. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции для достижения поставленной цели. Однако, в этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение прибыли. Это промышленные организации, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании и т.п. Управление в этих организациях носит название менеджмент . Данная точка зрения вытекает из того, что в англоязычных странах, откуда, собственно, и пришло это понятие, термин менеджмент употребляется в различных значениях, но только применительно к хозяйственной деятельности.

До настоящего времени не сформировалось однозначное толкование термина «менеджмент».

Менеджмент определяется как вид деятельности; процесс управления; орган или аппарат управления; категория людей; наука и искусство управления.

Менеджмент как вид деятельности является совместной человеческой деятельностью, направленной на достижение также совместно поставленной цели.

Менеджмент как процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки целей и разработки способов их достижения до анализа ее фактического результата.

Менеджмент как орган или аппарат управления представляет собой отдел или иное подразделение аппарата управления, объединяющее менеджеров . Это особая категория людей, профессионально занимающихся управлением хозяйствующих объектов.

Менеджмент – это умение добиваться поставленной цели.

Менеджмент – это создании гармонии внутри организации, а также гармонии между «нашей» организацией и окружающей ее средой. Отсюда public relations – одно из наиболее важных и перспективных направлений современного менеджмента.

Менеджмент следует воспринимать как теорию, порожденную практикой и служащую практике.

Менеджмент – это самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, позволяющая осуществлять руководство людьми.

Менеджмент – это определенный процесс планирования, организации, руководства и контролирования ресурсов: трудовых, финансовых и материальных – для достижения заданной цели.

Менеджмент – это организация и управление работой людей с чувством собственника, хозяина, обеспечивающего применение противоречивых принципов: - бережное отношение к людям и наличие арсенала методов, приемов, содержащих определенные хитрости и уловки, позволяющие без прямого нажима обеспечить эффективное выполнение работы.

Менеджмент – это деятельность, которая в соответствии с целями и задачами бизнеса разрабатывает планы, определяет не только что и когда делать, но также как и кто будет выполнять намеченное, а также формирует рабочие процедуры и осуществляет контроль.

Но из всех существующих определений я отдаю предпочтение следующему: «Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов».

Определяя менеджмент как вид профессиональной деятельности, мы тем самым подчеркиваем, что в его основе лежит некая база знаний. Знания, необходимые профессиональному менеджеру, весьма обширны. Прежде всего, это знания экономики, социологии, психологии и права. Организационная деятельность менеджера требует также знания ряда технических дисциплин, основ кибернетики и системотехники, владение методами исследования операций, логистики, информатики и многого другого. Занимаясь организацией того или иного производства, менеджер, конечно, должен изучить технологический процесс данного производства, но это вовсе не означает, что он должен быть высококвалифицированным специалистом-технологом в данной отрасли. Замечено, что профессиональный менеджер может рационально поставить дело и достаточно успешно организовать труд и управление в разных отраслях. Это означает, что существует область специфических знаний, которые и образуют менеджмент как профессию, специальность. Отсюда можно дать еще одно определение менеджмента: «Менеджмент – это сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми. Это постановка целей и их эффективное достижение с помощью людей». В этом определении связаны воедино три главных фактора менеджмента – цели, эффективность, человек.

В условиях конкуренции эффективность – главное условие выживания фирмы. Эффективный менеджмент, обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды – на потребителя, в части внутренней среды – на персонал.

2. Виды менеджмента

Общий менеджмент включает в себя три вида специального менеджмента: практический, инновационный и стратегический.

Практический менеджмент распространяется на все виды управления:

- производство

- маркетинг

- финансы

- работа с кадрами

- эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственной деятельности).

Управление производством обеспечивает эффективное осуществление процесса создания товаров и услуг, которые организация предлагает внешней среде. Управление производством (производственный менеджмент) включает в себя следующие операции:


instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-magnitogorskom-gosudarstvennom.html
instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-respubliki-kazahstan-stranica-14.html
instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-respubliki-kazahstan-stranica-6.html
instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-rossijskoj-federacii-stranica-10.html
instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-rossijskoj-federacii-stranica-6.html
instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-ispolnitelnoj-vlasti-nizhegorodskoj-oblasti-i-ih-strukturnih-podrazdeleniyah.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pluton.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/511-zashita-ot-perenapryazhenij-prikaz-minenergo-rf-ot-19-iyunya-2003-g-229-zaregistrirovano-v-minyuste-rf-20-iyunya-2003-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prioritetnie-napravleniya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-mggu-s-uchetom-programma-razvitiya-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-bochkah-na-volyu-ronald-ruel-tolkien-hobbit-ili-tuda-i-obratno.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tradicionnie-i-novie-sposobi-kratkosrochnogo-finansirovaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-m-lotman-lekcii-po-strukturalnoj-poetike-stranica-14.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-obsuzhden-i-utverzhden-na-zasedanii-soveta-filiala-26-yanvarya-2009-goda-protokol-ryazan-stranica-6.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-po-kafedre-ekspluataciya-avtomobilnogo-transporta-buhgalterskij-uchet-na-atp.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervimi-idut-avtomati-prishelci-oni-uzhe-zdes.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-religioznogo-turizma-i-ego-socialnaya-rol-v-rossii-i-za-rubezhom.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/ladya-zimnyaya-skazka-2011-v-xxi-veke-s-ego-stremitelnim-ritmom-zhizni-i-somnitelnimi-cennostyami-est-veshi-kotorie-nepodvlastni-vremeni-i-siyuminutnoj-mod.html
  • spur.bystrickaya.ru/konsultacionnoe-soprovozhdenie-professionalnogo-razvitiya-pedagogov-v-usloviyah-neprerivnogo-obrazovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/18-o-normalizacii-funkcionalnih-i-mnogoznachnih-zavisimostyah-vospriyatie-realnogo-mira-mozhno-sootnesti-s-posledovatelnostyu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-vetvi-politicheskij-vlasti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osobennosti-predstavlenij-o-smisle-zhizni-podrostkov-s-internet-zavisimostyu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ivanov-e-s-ingibitori-korrozii-metallov-v-kislih-sredah-spravochnik.html
  • assessments.bystrickaya.ru/energeticheskij-obmen-vselennaya-i-chelovek-klyuchnikov-s-yu-nevidimaya-bronya-teoriya-i-praktika-psihoenergeticheskoj-zashiti.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-9-12.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-temnota-sajmon-klark-noch-triffidov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-dalnejshih-merah-po-povisheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-snizheniyu-chisla-pogibshih-pri-dorozhno-transportnih-proisshestviyah.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-xii-festivalya-detskogo-i-yunosheskogo-tvorchestva-yunie-talanti-moskovii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ocenka-viborochnoj-dispersii-kursi-v-vuzah-ispolzuyushie-teoriyu-veroyatnosti-i-matstatistiku-socialno-ekonomicheskaya-statistika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozheniya-prilozhenie-a-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-molodezhi-vvedenie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/menyu-chast-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/novouralskaya-sosh.html
  • education.bystrickaya.ru/1-osnovnie-makroekonomicheskie-pokazateli-razvitiya-strani-za-poslednie-10-let.html
  • institut.bystrickaya.ru/teorii-smerti-tela-inner-dreambody-work.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-biologicheskaya-himiya-vuzovskogo-komponenta-cikla-ds-10-032500-01-geografiya-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-biologiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-utverzhdeno.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/envd-715-mln-rublej-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-almetevskogo-municipalnogo-rajona.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-pedagogicheskaya-psihologiya-specialnost.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osoblivost-funkconuvannya-fnansovih-rinkv.html
  • assessments.bystrickaya.ru/emblemhealth-bronx-open-2009.html
  • testyi.bystrickaya.ru/48--sv622234k957-novie-postupleniya-v-biblioteku-1.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.