.RU

Историческое развитие и концептуальные основы управления

Раздел 1. Историческое развитие и концептуальные основы управления

Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса

Задачи изучения дисциплины. Предмет и содержание курса, его место в системе обще-профессиональных и специальных дисциплин. Управление в социально-экономических системах. Связь теории управления с другими научными дисциплинами. Сущность и задачи менеджмента. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики. Менеджмент в условиях рыночной экономики России.

Приступая к изучению дисциплины «Менеджмент» для уяснения его содержания, предмета изучения, сущности задач, стоящих перед ним, а также места в системе современных знаний, необходимо с самого начала подробнейшим образом остановиться на понятийном аппарате, имеющим достаточно универсальный характер.

1. Управление и менеджмент

Английское слово менеджмент (management), в переводе на русский язык, может означать:

1) управление, происходит от корня латинского слова рука (первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми);

2) умение владеть (например, инструментом), справляться (с работой);

3) бережное, чуткое отношение к людям;

4) правление, дирекция, администрация (управляющий орган).

Обычно менеджмент так и отождествляется с понятием управления . На деле же понятие управление , с одной стороны, шире, чем менеджмент , а с другой – не полностью отражает содержание деятельности управляющего (manager).

Управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Из данного определения видно, что существует три класса управления:

- в неживой природе (технических системах);

- в организмах (биологических системах);

- в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин. Например, водитель управляет автомашиной, пилот – самолетом, оператор – автоматической линией, но никому не придет в голову называть кого-нибудь из них менеджером.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов , относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки. В этом смысле здесь можно вести речь скорее о самоуправлении внутри биологических систем.

Управление в социальных системах – это управление людьми. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы. Воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, с их различными интересами – есть суть социального управления .

Социальное управление – процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития, и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности связано, прежде всего, с появлением и развитием разделения труда. Совместная работа многих людей в одном или связанных между собой процессах производства составила одну из форм общественного разделения труда – кооперацию. При этом связь единства общего процесса работы обеспечивается одной управляющей функцией, которая оказывает воздействие на весь коллектив. Поэтому управление присуще всякому общественному труду. Причем, чем больше масштабы, тем в большей степени возрастает роль управления.

По мнению одного из патриархов современного менеджмента Питера Друкера (Дракера) – «Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу».

Майкл Мескон более конкретен: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для формирования и достижения целей организации».

Таким образом, управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей, независимо от целей их деятельности. Например, - управление государством, регионом, армией, церковью, библиотекой, больницей, национальной безопасностью, общественной организацией и предпринимательской корпорацией. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции для достижения поставленной цели. Однако, в этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение прибыли. Это промышленные организации, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании и т.п. Управление в этих организациях носит название менеджмент . Данная точка зрения вытекает из того, что в англоязычных странах, откуда, собственно, и пришло это понятие, термин менеджмент употребляется в различных значениях, но только применительно к хозяйственной деятельности.

До настоящего времени не сформировалось однозначное толкование термина «менеджмент».

Менеджмент определяется как вид деятельности; процесс управления; орган или аппарат управления; категория людей; наука и искусство управления.

Менеджмент как вид деятельности является совместной человеческой деятельностью, направленной на достижение также совместно поставленной цели.

Менеджмент как процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки целей и разработки способов их достижения до анализа ее фактического результата.

Менеджмент как орган или аппарат управления представляет собой отдел или иное подразделение аппарата управления, объединяющее менеджеров . Это особая категория людей, профессионально занимающихся управлением хозяйствующих объектов.

Менеджмент – это умение добиваться поставленной цели.

Менеджмент – это создании гармонии внутри организации, а также гармонии между «нашей» организацией и окружающей ее средой. Отсюда public relations – одно из наиболее важных и перспективных направлений современного менеджмента.

Менеджмент следует воспринимать как теорию, порожденную практикой и служащую практике.

Менеджмент – это самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, позволяющая осуществлять руководство людьми.

Менеджмент – это определенный процесс планирования, организации, руководства и контролирования ресурсов: трудовых, финансовых и материальных – для достижения заданной цели.

Менеджмент – это организация и управление работой людей с чувством собственника, хозяина, обеспечивающего применение противоречивых принципов: - бережное отношение к людям и наличие арсенала методов, приемов, содержащих определенные хитрости и уловки, позволяющие без прямого нажима обеспечить эффективное выполнение работы.

Менеджмент – это деятельность, которая в соответствии с целями и задачами бизнеса разрабатывает планы, определяет не только что и когда делать, но также как и кто будет выполнять намеченное, а также формирует рабочие процедуры и осуществляет контроль.

Но из всех существующих определений я отдаю предпочтение следующему: «Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов».

Определяя менеджмент как вид профессиональной деятельности, мы тем самым подчеркиваем, что в его основе лежит некая база знаний. Знания, необходимые профессиональному менеджеру, весьма обширны. Прежде всего, это знания экономики, социологии, психологии и права. Организационная деятельность менеджера требует также знания ряда технических дисциплин, основ кибернетики и системотехники, владение методами исследования операций, логистики, информатики и многого другого. Занимаясь организацией того или иного производства, менеджер, конечно, должен изучить технологический процесс данного производства, но это вовсе не означает, что он должен быть высококвалифицированным специалистом-технологом в данной отрасли. Замечено, что профессиональный менеджер может рационально поставить дело и достаточно успешно организовать труд и управление в разных отраслях. Это означает, что существует область специфических знаний, которые и образуют менеджмент как профессию, специальность. Отсюда можно дать еще одно определение менеджмента: «Менеджмент – это сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми. Это постановка целей и их эффективное достижение с помощью людей». В этом определении связаны воедино три главных фактора менеджмента – цели, эффективность, человек.

В условиях конкуренции эффективность – главное условие выживания фирмы. Эффективный менеджмент, обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды – на потребителя, в части внутренней среды – на персонал.

2. Виды менеджмента

Общий менеджмент включает в себя три вида специального менеджмента: практический, инновационный и стратегический.

Практический менеджмент распространяется на все виды управления:

- производство

- маркетинг

- финансы

- работа с кадрами

- эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственной деятельности).

Управление производством обеспечивает эффективное осуществление процесса создания товаров и услуг, которые организация предлагает внешней среде. Управление производством (производственный менеджмент) включает в себя следующие операции:


instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-magnitogorskom-gosudarstvennom.html
instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-respubliki-kazahstan-stranica-14.html
instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-respubliki-kazahstan-stranica-6.html
instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-rossijskoj-federacii-stranica-10.html
instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-rossijskoj-federacii-stranica-6.html
instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-ispolnitelnoj-vlasti-nizhegorodskoj-oblasti-i-ih-strukturnih-podrazdeleniyah.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-6-1837-7-stranica-7.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyatochnij-rasskaz-kak-zhanr.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/variant-34-pravotvorchestvo-v-rossijskom-gosudarstve-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-030501.html
  • college.bystrickaya.ru/13-baudolino-vidit-kak-zachinaetsya-gorod-umberto-eko.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-afroamerikancev-ssha.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-ocenki-kachestva-usvoeniya-kursa-programma-disciplini-mediatehnologii-tehniko-tehnologicheskie-osnovi.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovannaya-bibliografiya-programma-po-specialnosti-domashnej-i-kommunitarnoj-medicini-nacionalnaya-komissiya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhivoj-ogonek-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-vtoroj.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekretnie-vojni-sovetskogo-soyuza-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ods-10-materialno-tehnicheskoe-obespechenie-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi-celi-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini.html
  • literature.bystrickaya.ru/data-formirovaniya-01-06-2010-reestr-vidannih-licenzij-na-roznichnuyu-prodazhu-alkogolnoj-produkcii-stranica-14.html
  • writing.bystrickaya.ru/intellektualnij-centr-fundamentalnaya-biblioteka-mgu-3-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kraevogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/neravenstva--cel-poyasnitelnaya-zapiska-status-dokumenta-rabochaya-programma-po-matematike-sostavlena.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vtoroe-kosmicheskoe-posvyashenie-24-kommentarij-k-duhovnoj-ierarhii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-16-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-obshestvo-i-priroda-stranica-26.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-aviacionnie-organizacii-chast-16.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/individualnie-i-kollektivnie-sredstva-zashiti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-gon-igra-v-poddavki-aleksandr-mitich.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-personalom-stranica-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/igrovaya-programma-koordinacionnie-soveti-organizacij-profsoyuzov-dokumenti-i-rekomendacii-prakticheskij-opit.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/particle-formirovanie-struzhechnogo-kovra-spring-1-pri-raskroe-v-nuzhnij-razmer.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-tematicheskij-rubrikator-hranilisha-cor-stranica-57.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdaniya-20022005-gg-ne-voshedshie-v-predidushie-vipuski-g-ya-fetisova-redaktor-bibliograficheskogo-opisaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/enciklopediya-stranica-32.html
  • education.bystrickaya.ru/21-informacionnaya-bezopasnost-vidi-ugroz-bezopasnosti-informacionnim-sistemam-marketinga.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-geologosemochnaya-praktika-yavlyaetsya-vazhnim-zvenom-v-podgotovke-inzhenernih-geologicheskih-kadrov-t-k-v-processe-prohozhdeniya-praktiki-studenti-priobretayu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-peterburgsko-varshavskoj-zheleznoj-dorogi-na-vseh-parah-podhodil-k-peterburgu-bilo-tak-siro-i-tumanno-chto-stranica-21.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variant-11-materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-studentam-vi-kursa-zaochnogo-obucheniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasshirenie-obshestvennogo-uchastiya-ocherednoj-vipusk-nauchno-metodicheskogo-zhurnala-pedagogich-eskoe-obozrenie-posvyashyon.html
  • studies.bystrickaya.ru/ivobsheobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obsheobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obespechivayushaya-dopolnitelnuyu-uglublennuyu-podgotovku-po-fizike.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervichnaya-profsoyuznaya-organizaciya-oao-tiraspolskij-hlebokombinat-intervyu-ekspertov-i-drugie-sociologicheskie-issledovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svetskaya-sistema-oformleniya-deyatelnosti-sintez-ognya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvennie-organizacii-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.