.RU

Исследование ряда образовательных программ, разработанных для курса чтения ряда предметов в высших учебных ведениях, как например, в области социологии, социальной геронтологии,


П.В. ПУЧКОВ


ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМАТИКИ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА


Исследование ряда образовательных программ, разработанных для курса чтения ряда предметов в высших учебных ведениях, как например, в области социологии, социальной геронтологии, девиантологии, социальной антропологии, социальной политики, социальной работы, наглядно показывает, что тематике геронтологического насилия недостаточно уделяется внимание. Тем не менее, за последние годы произошли значительные изменения в вопросе изучения самого феномена семейного насилия и геронтологического насилия, в частности.

В этой связи подчеркнем, что научный интерес по проблеме насилия в семье, что, в свою очередь, тесно связанной с темой, представленной в названии статьи, привлекает к себе значительное количество ученых как у нас в стране, так и за рубежом.

Так, делая краткий обзор исследований феномена насилия в западной литературе, необходимо отметить следующее.

Исследование социального явления, каким является насилие в семье, является сравнительно новым предметом изучения со стороны различных ученых, изучающих этот феномен. Считается, что первым, кто заявил о проблеме насилия в семье, и, прежде всего, над детьми, были врачи-рентгенологи Г. Кемп и его коллеги. В 1962 г. Они, базируясь на свои исследования, опубликовали статью «Синдром избиваемого ребенка» [1]. В конце 1970-х гг. прошлого века за ними последовали С. Стейнметц и К. Силвер. Эти американские ученые информировали читателя о насилии над интимным партнером, касающегося как женщины, так и мужчины [2]. Несколько позже широкая западная общественность знакомится и с жестоким отношением по отношению к людям пожилого возраста, когда в научной печати появляется статья Дж. Берстона [3] и А. Бейкера [4] о, так называемом, «granny battering».

Таким образом, мы видим, как научное общество обеспокоено социальным явлением семейного насилия, от которого безвинно страдают дети, женщины и их партнеры, пожилые люди.

Почему же это происходит? Почему мировое сообщество, государства не могут побороть это социальное зло? Ответ может стоять в плоскости «легитимизации» проблемы, работы по предупреждению насилия во всех его проявлениях.

Касаясь последнего, подчеркнем, что данная проблема практически находится в тупиковой ситуации, хотя, несмотря на то, что существуют определенные подвижки в решении вопроса о жестоком отношении к детям в России, то, в целом, проблема решения проблемы семейного насилия находится не на должном уровне.

Тем не менее, все же отметим, что группа депутатов, возглавляемой членом Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ Г. Силласте еще в 1999 г. пыталась внести законопроект «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» на рассмотрение в Государственную Думу. Однако данный документ, до сегодняшнего времени так и не стал законом.

Несмотря на это, мы поддерживаем в нем четко сформулированные основные положения, которые отражают основные принципы и механизмы предоставляемой социальной защиты всем жертвам семейного насилия:

а) своевременно выявлять ситуации в семье, где существовала опасность возникновения насилия;

б) полно и доступно предоставлять жертвам насилия все средства социально-правовой защиты;

в) формировать сеть социальных служб от насилия в семье;

г) формировать социально-правовые институты по защите зависимых членов семьи и по социальной реабилитации лиц, совершивших насилие в семье;

д) обеспечивать права на получение достоверной информации по вопросам защиты от насилия в семье [5].

Важным считаем и то, что, несмотря на то, что закон на федеральном уровне так и не был принят, в ряде городов России на федеральном и региональном уровне стали разрабатываться долгосрочные социальные программы, направленные на изучение проблемы насилия в семье как социальной проблемы и аккумулирование информации о семьях, переживающих ситуацию домашнего насилия [6].

К этому необходимо добавить приложенные усилия на местном уровне в ряде краев, областей и городов России по формированию общественных организаций, различных фондов, организации кризисных центров. Цель всех этих мероприятий заключается в том, чтобы объединить усилия всех общественных организаций [7] и кризисных центров для предотвращения домашнего насилия в России.

Анализ направлений вышеуказанных социальных организаций показывает, что их деятельность, направленная на формирование социальной политики в отношении жертв семейного насилия, характеризуется отсутствием единых задач и скоординированных взаимодействий между учеными и практиками, законодателями и исполнителями, всеми теми, кто заинтересован в решении этой социальной проблемы.

На наш взгляд, чтобы кардинально изменить современную ситуацию в России по данному вопросу, в нашей стране необходимо использовать все положительное, что разработано, внедрено и апробировано в других зарубежных странах.

С этой целью нами предлагается конкретизировать направления превенции семейного насилия во всех его проявлениях. Данное мероприятие может включать:

а) социально-правовое направление, которое связано с разработкой законодательно-правовой базы, поскольку в российской правовой системе имеется ряд существенных неопределенностей, препятствующих формированию правового поля по защите жертв семейного насилия и возможности минимизировать его последствия. Рамочная структура данного направления включает проведение общей профилактики правонарушений, состоящей из системы социальных, правовых и психологических мер. В аспекте данного направления обосновывается необходимость принятия законодательных решений, расширяющих права граждан на самооборону, закрепления их в качестве гражданских прав личности;

б) просветительско-информационное направление находит отражение в распространении информации о семейном насилии посредством создания веб-сайтов, справочников, проведении рекламных компаний, лекций, курсов, круглых столов, научно-практических конференций, тренингов по предупреждению насилия и вмешательству в случае фактов насилия, создании образовательных программ, подготовке и обучении специалистов, стимулировании сотрудничества между компетентными учреждениями и поощрении научных исследований, актуализации данной тематики в учебных заведениях в рамках существующих курсов и дисциплин: криминологии, уголовного права, семейного права, социальной работы, гендерных проблем, социологии старости.

В качестве приоритетного рассматривается вопрос о повышении виктимной грамотности всех жертв насилия с учетом того богатого материала, который накоплен в современной виктимологии о формах и способах поведения потерпевших, личных особенностях и методах защиты потенциальных жертв насилия; в) консультационно-реабилитационное направление включает вопросы, касающиеся предоставления квалифицированной медицинской, финансовой и социальной помощи всем жертвам от семейного насилия.

___________________

1. Kempe C. H., Silverman F. N., Steele B. F., Droegemueller W., Silver H. K. The battered child syndrome // Journal of the American Medical Association. 1962. №181. P. 17-24.

2. Steinmetz, Suzanne K. «The Battered Husband Syndrome» Victimology 2, 1977-1978, p. 499 Baker F. J.; Stopping wife abuse a guide to the emotional, psychological, and legal implications ... for the abused woman and those helping her. N.Y. Anchor Press (Garden City, N.Y). 1979.

3. Burston, G.R. «Granny – Battering» / G.R. Burston // British Medical Journal. 1975. September. No. 6. P. 592.

4. Baker, A.A. Granny Battering / A.A. Baker // Modern Geriatrics. 1975. No. 5 (8). P. 20-24.

5. Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье (законопроект) // Электр. изд. Режим доступа к изд.: http://www.owl.ru/win/booksnasilie /nasil_pr.htm

6. См., напр., республиканскую программу «Профилактика и предотвращение насилия в семье” в Республике Бурятия» (проект) // Электр. изд. Режим доступа к изд.: http://www.owl. ru/cgi/ Content/runbroker.cgi?broker=Brokers

7. О роли общественных организаций в защите прав пожилых людей см.: Кирюхин, Э.В. Общественные организации / Э.В. Кирюхин // Электр. изд. Режим доступа к изд.: www.owl.ru/win/infolist/1999/v26_99.htm http://pvlast.ru/img/pdf2005-6/13.pdf.


ii-nauchno-organizacionnaya-deyatelnost-otchet-o-deyatelnosti-vladikavkazskogo-nauchnogo-centra.html
ii-nevozmozhno-izbezhat-skorbej-svyatitel-ioann-maksimovich-iliotropion-2010.html
ii-novie-aspekti-28-go-goda-i-otrazhenie-slova-blagodarnosti.html
ii-o-predpolagaemom-narushenii-stati-8-konvencii-obrashenie-v-eropejskij-sud-po-pravam-cheloveka-v-sluchae-narusheniya.html
ii-obespechenie-sohrannosti-i-gosudarstvennij-uchet-dokumentov-arhivnogo-fonda-altajskogo-kraya.html
ii-obobshayushie-kompleksnie-i-kratkie-opredeleniya-otchet-napravlen-na-gos-registraciyu-v-vinti-29-10-2001-95101-inventarnij-.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-konspekt-lekcij-konspekt-lekcij-po-discipline-organizacionnoe-povedenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/oordinacionnij-sovet-po-oohrane-truda-stranica-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-sociokulturnogo-komponenta-professionalnoj-podgotovki-uchitelya-inostrannogo-yazika-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/itc-clause-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/anglijskie-prosvetiteli-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-etiki-i-estetiki-po-specialnosti-050401.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-iyunya-proishodit-ot-slova-iunij-dannoe-emu-rimlyanami-v-chest-bogini-yunoni-zheni-yupitera-v-yuzhnom-polusharii-zemli-iyun-yavlyaetsya-mesyacem-zimi-a-v-severnom-leta.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-perevod-kak-process-i-kak-rezultat.html
  • control.bystrickaya.ru/detyrat-operative-pravilnik-o-izmenama-i-dopunama-pravilnika-o-nastavnom-planu-i-programu-osnovnog-obrazovaa-i-vaspitaa.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-voennoj-sluzhbi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-11-nasledstvennie-otnosheniya-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave-programma-disciplini-mezhdunarodnoe-chastnoe.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/ta-grigoreva-l-e-kozlovskaya-k63-knigi-biblioteki-istoriya-stati-publikacii-soobsheniya-tver-tver-gos-un-t-2005-81-s.html
  • bukva.bystrickaya.ru/micuj-uporitiyat-samuraj-istoriya-na-golemite-imushestva-rotshild-pette-zlatni-streli.html
  • school.bystrickaya.ru/kogda-vozvratitsya-angel.html
  • books.bystrickaya.ru/dela-zhitejskie-zacepilo-o-prisoedinenii-rossii-k-gaagskoj-konvencii.html
  • klass.bystrickaya.ru/81-chislennost-uchashihsya-publichnij-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pbk-daily-moskva-n021-922009-nazarova-yuliya-dividendam-bit-anonsi-sobitij-na-ponedelnik-9-fevralya-2009.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandr-solzhenicin-rakovij-korpus-stranica-24.html
  • books.bystrickaya.ru/dogovori-v-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-sredi-funkcionirovaniya-hozyajstv-kak-obektivnaya-chast-metodiki-kompleksnoj-sravnitelnoj-ocenki-effektivnosti-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatij-selskogo-hozyajstva-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/planirovanie-osnovnoj-deyatelnosti-10-territorialnoe-planirovanie-11-zapovedniki-i-regioni-rossii-12-iii-osnovnie-napravleniya-i-specifika-deyatelnosti-gosudarstvennih-prirodnih-zapovednikov-na-period-do-2010-g-14.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkie-arheologicheskie-dannie-kratkie-istoricheskie-svedeniya123.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prizrachnij-chastokol-minakov-v-i-komandiri-krilatih-linkorov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-metodicheskie-ukazaniya-dlya-podgotovki-k-ekzamenam-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080102-mirovaya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/montazh-lvs-v-g-zhovtobryuh-2009-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-informacionnoe-vzaimodejstvie-stranica-10.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-prikladnoj-matematiki-programma-16-18-fevralya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/47-identifikaciya-authentication-rukovodstvo-polzovatelya-avtorskoe-pravo.html
  • turn.bystrickaya.ru/parfyumer-istoriya-odnogo-ubijci-stranica-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/harakteristika-rabot-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-1.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-vzaimootnosheniya-detej-v-sovmestnoj-deyatelnosti.html
  • control.bystrickaya.ru/biblioteki-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-konstitucionnoe-pravo-zarubezhnih-stran-napravlenie-podgotovki-030900-62-yurisprudenciya.html
  • education.bystrickaya.ru/125-rol-grazhdanskogo-obshestva-v-razvitii-fizkulturi-i-sporta-ob-obshestvennoj-palate-kurganskoj-oblasti.html
  • education.bystrickaya.ru/1-fevralya-2011g-tehnicheskie-usloviya-na-lom-chernih-metallov-na-ploshadkah-oao-pskovvtormet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-informatike-sud-nad-kompyuterom.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.