Исследование ряда образовательных программ, разработанных для курса чтения ряда предметов в высших учебных ведениях, как например, в области социологии, социальной геронтологии,
.RU

Исследование ряда образовательных программ, разработанных для курса чтения ряда предметов в высших учебных ведениях, как например, в области социологии, социальной геронтологии,


П.В. ПУЧКОВ


ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМАТИКИ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА


Исследование ряда образовательных программ, разработанных для курса чтения ряда предметов в высших учебных ведениях, как например, в области социологии, социальной геронтологии, девиантологии, социальной антропологии, социальной политики, социальной работы, наглядно показывает, что тематике геронтологического насилия недостаточно уделяется внимание. Тем не менее, за последние годы произошли значительные изменения в вопросе изучения самого феномена семейного насилия и геронтологического насилия, в частности.

В этой связи подчеркнем, что научный интерес по проблеме насилия в семье, что, в свою очередь, тесно связанной с темой, представленной в названии статьи, привлекает к себе значительное количество ученых как у нас в стране, так и за рубежом.

Так, делая краткий обзор исследований феномена насилия в западной литературе, необходимо отметить следующее.

Исследование социального явления, каким является насилие в семье, является сравнительно новым предметом изучения со стороны различных ученых, изучающих этот феномен. Считается, что первым, кто заявил о проблеме насилия в семье, и, прежде всего, над детьми, были врачи-рентгенологи Г. Кемп и его коллеги. В 1962 г. Они, базируясь на свои исследования, опубликовали статью «Синдром избиваемого ребенка» [1]. В конце 1970-х гг. прошлого века за ними последовали С. Стейнметц и К. Силвер. Эти американские ученые информировали читателя о насилии над интимным партнером, касающегося как женщины, так и мужчины [2]. Несколько позже широкая западная общественность знакомится и с жестоким отношением по отношению к людям пожилого возраста, когда в научной печати появляется статья Дж. Берстона [3] и А. Бейкера [4] о, так называемом, «granny battering».

Таким образом, мы видим, как научное общество обеспокоено социальным явлением семейного насилия, от которого безвинно страдают дети, женщины и их партнеры, пожилые люди.

Почему же это происходит? Почему мировое сообщество, государства не могут побороть это социальное зло? Ответ может стоять в плоскости «легитимизации» проблемы, работы по предупреждению насилия во всех его проявлениях.

Касаясь последнего, подчеркнем, что данная проблема практически находится в тупиковой ситуации, хотя, несмотря на то, что существуют определенные подвижки в решении вопроса о жестоком отношении к детям в России, то, в целом, проблема решения проблемы семейного насилия находится не на должном уровне.

Тем не менее, все же отметим, что группа депутатов, возглавляемой членом Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ Г. Силласте еще в 1999 г. пыталась внести законопроект «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» на рассмотрение в Государственную Думу. Однако данный документ, до сегодняшнего времени так и не стал законом.

Несмотря на это, мы поддерживаем в нем четко сформулированные основные положения, которые отражают основные принципы и механизмы предоставляемой социальной защиты всем жертвам семейного насилия:

а) своевременно выявлять ситуации в семье, где существовала опасность возникновения насилия;

б) полно и доступно предоставлять жертвам насилия все средства социально-правовой защиты;

в) формировать сеть социальных служб от насилия в семье;

г) формировать социально-правовые институты по защите зависимых членов семьи и по социальной реабилитации лиц, совершивших насилие в семье;

д) обеспечивать права на получение достоверной информации по вопросам защиты от насилия в семье [5].

Важным считаем и то, что, несмотря на то, что закон на федеральном уровне так и не был принят, в ряде городов России на федеральном и региональном уровне стали разрабатываться долгосрочные социальные программы, направленные на изучение проблемы насилия в семье как социальной проблемы и аккумулирование информации о семьях, переживающих ситуацию домашнего насилия [6].

К этому необходимо добавить приложенные усилия на местном уровне в ряде краев, областей и городов России по формированию общественных организаций, различных фондов, организации кризисных центров. Цель всех этих мероприятий заключается в том, чтобы объединить усилия всех общественных организаций [7] и кризисных центров для предотвращения домашнего насилия в России.

Анализ направлений вышеуказанных социальных организаций показывает, что их деятельность, направленная на формирование социальной политики в отношении жертв семейного насилия, характеризуется отсутствием единых задач и скоординированных взаимодействий между учеными и практиками, законодателями и исполнителями, всеми теми, кто заинтересован в решении этой социальной проблемы.

На наш взгляд, чтобы кардинально изменить современную ситуацию в России по данному вопросу, в нашей стране необходимо использовать все положительное, что разработано, внедрено и апробировано в других зарубежных странах.

С этой целью нами предлагается конкретизировать направления превенции семейного насилия во всех его проявлениях. Данное мероприятие может включать:

а) социально-правовое направление, которое связано с разработкой законодательно-правовой базы, поскольку в российской правовой системе имеется ряд существенных неопределенностей, препятствующих формированию правового поля по защите жертв семейного насилия и возможности минимизировать его последствия. Рамочная структура данного направления включает проведение общей профилактики правонарушений, состоящей из системы социальных, правовых и психологических мер. В аспекте данного направления обосновывается необходимость принятия законодательных решений, расширяющих права граждан на самооборону, закрепления их в качестве гражданских прав личности;

б) просветительско-информационное направление находит отражение в распространении информации о семейном насилии посредством создания веб-сайтов, справочников, проведении рекламных компаний, лекций, курсов, круглых столов, научно-практических конференций, тренингов по предупреждению насилия и вмешательству в случае фактов насилия, создании образовательных программ, подготовке и обучении специалистов, стимулировании сотрудничества между компетентными учреждениями и поощрении научных исследований, актуализации данной тематики в учебных заведениях в рамках существующих курсов и дисциплин: криминологии, уголовного права, семейного права, социальной работы, гендерных проблем, социологии старости.

В качестве приоритетного рассматривается вопрос о повышении виктимной грамотности всех жертв насилия с учетом того богатого материала, который накоплен в современной виктимологии о формах и способах поведения потерпевших, личных особенностях и методах защиты потенциальных жертв насилия; в) консультационно-реабилитационное направление включает вопросы, касающиеся предоставления квалифицированной медицинской, финансовой и социальной помощи всем жертвам от семейного насилия.

___________________

1. Kempe C. H., Silverman F. N., Steele B. F., Droegemueller W., Silver H. K. The battered child syndrome // Journal of the American Medical Association. 1962. №181. P. 17-24.

2. Steinmetz, Suzanne K. «The Battered Husband Syndrome» Victimology 2, 1977-1978, p. 499 Baker F. J.; Stopping wife abuse a guide to the emotional, psychological, and legal implications ... for the abused woman and those helping her. N.Y. Anchor Press (Garden City, N.Y). 1979.

3. Burston, G.R. «Granny – Battering» / G.R. Burston // British Medical Journal. 1975. September. No. 6. P. 592.

4. Baker, A.A. Granny Battering / A.A. Baker // Modern Geriatrics. 1975. No. 5 (8). P. 20-24.

5. Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье (законопроект) // Электр. изд. Режим доступа к изд.: http://www.owl.ru/win/booksnasilie /nasil_pr.htm

6. См., напр., республиканскую программу «Профилактика и предотвращение насилия в семье” в Республике Бурятия» (проект) // Электр. изд. Режим доступа к изд.: http://www.owl. ru/cgi/ Content/runbroker.cgi?broker=Brokers

7. О роли общественных организаций в защите прав пожилых людей см.: Кирюхин, Э.В. Общественные организации / Э.В. Кирюхин // Электр. изд. Режим доступа к изд.: www.owl.ru/win/infolist/1999/v26_99.htm http://pvlast.ru/img/pdf2005-6/13.pdf.


ii-nauchno-organizacionnaya-deyatelnost-otchet-o-deyatelnosti-vladikavkazskogo-nauchnogo-centra.html
ii-nevozmozhno-izbezhat-skorbej-svyatitel-ioann-maksimovich-iliotropion-2010.html
ii-novie-aspekti-28-go-goda-i-otrazhenie-slova-blagodarnosti.html
ii-o-predpolagaemom-narushenii-stati-8-konvencii-obrashenie-v-eropejskij-sud-po-pravam-cheloveka-v-sluchae-narusheniya.html
ii-obespechenie-sohrannosti-i-gosudarstvennij-uchet-dokumentov-arhivnogo-fonda-altajskogo-kraya.html
ii-obobshayushie-kompleksnie-i-kratkie-opredeleniya-otchet-napravlen-na-gos-registraciyu-v-vinti-29-10-2001-95101-inventarnij-.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ozhivshaya-freska-boris-leonidovich-pasternak.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xvi-ohrana-okruzhayushej-sredi-resheniem-soveta-deputatov-karaginskogo-rajona-85.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-specialnosti-021100-yurisprudenciya-izdatelstvo-norma-moskva-2007-stranica-11.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-chto-eto-voobshe-studentam-pervokursnikam-i-ne-tolko-im-teper-mi-vzroslie-prakticheskoe-rukovodstvo.html
  • spur.bystrickaya.ru/massi-problem-celej-mpc-l-kin.html
  • school.bystrickaya.ru/kak-sdelat-sluchajnoe-chislo-kak-uznat-iz-programmi-otkuda-ona-zapushena-8-mne-nado-iz-svoej-programmi-zapustit.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-220501-65-upravlenie-kachestvom-specializacii-220501-65-03-upravlenie-kachestvom-v-sfere-bita-i-uslug.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomika-i-menedzhment-socialno-kulturnoj-sferi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/primechaniya-n-a-troickij-rossiya-v-xix-veke-kurs-lekcij.html
  • education.bystrickaya.ru/3-opisatelnie-i-ocenochnie-viskazivaniya-aleksandr-ivin.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-33-kultura-i-obrazovanie-lekciya-dva-napravleniya-v-21-veke-znanievij-i-lichnostno-orientirovannij-podhod.html
  • bystrickaya.ru/yazik-rech-slovo-v-filologicheskih-naukah-pushkinskogo-vremeni.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-yuridicheskie-lica-grazhdanskij-kodeks-respubliki-belarus.html
  • literature.bystrickaya.ru/e-yu-genieva-g-g-diligenskij-stranica-14.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnoe-obosnovanie-sovershenstvovaniya-medicinskoj-pomoshi-detyam-s-infekcionnoj-patologiej-na-primere-g-yakutsk-14-02-03-obshestvennoe-zdorove-i-zdravoohranenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/ooo-ekspertno-konstruktorskoe-byuro-pri-tulgu.html
  • essay.bystrickaya.ru/eda-i-pite-sni-i-grezi-evgeniya-cvetkova.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhittvij-ta-tvorchij-shlyah-dzheka-londona.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-nekotorih-publichnih-interesah-na-rinkah-finansovih-uslug-i-sredstvah-ih-pravovoj-zashiti1-stranica-3.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-ispolzovaniya-multimedia-v-obrazovanii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/etnicheskij-sostav-i-proishozhdenie-altajcev-istoriko-etnograficheskij-ocherk-stranica-11.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskaya-literatura-klinicheskaya-patofiziologiya-dlya-stomatologa-uchebnoe-posobie-pod-red-prof.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antologiya-mirovogo-anekdota-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/est-li-perspektivi-u-rossijskogo-biznesa-v-sng.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-nachalnoj-podgotovki-predislovie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-istochnik-finansirovaniya-byudzhet-g-irkutska-stranica-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-spros-na-faktori-proizvodstva-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-doktora-ekonomicheskih-nauk-professora-a-g-babenko.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zarubezhnaya-literatura-vuzovskaya-nauka-programmi-metodiki-grafika-dizajn-foto-multimedia-igri-dissertacii-avtoreferati.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-modulya-disciplini-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-en-f-7-organicheskaya-himiya-podgotovki-bakalavra-po-professionalno-obrazovatelnoj-programme-020200-biologiya-forma-obucheniya-ochnaya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pamyatpamyat-i-b-otcheskaya-uchebnoe-posobie-po-obshej-psihologii-podgotovka-k-pgk.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-1-opredelenie-predmeta-zadachi-i-soderzhanie-istoriya-razvitiya-veterinarnoj-terapii-stranica-30.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakona-o-osnovama-sistema-obrazovaa-i-vaspitaa-sluzhbeni-glasnik-rs-br-6203-6403-ispravka-5804-i-6204-ispravka-i-10105-dr-zakon-stranica-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.