.RU

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ - Программа Сессия Общая теория и философия прав человека Достоинство. Недискриминация....


^ ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

Концепция информированного добровольного согласия родилась как результат движения против патернализма в отношениях врача и пациента. Ее появление связано с двумя глобальными процессами: (1) развитием системы прав человека, (2) распространением рыночных отношений на сферу медицинского обслуживания: врач становится лицом, предоставляющим платную медицинскую услугу, а пациент - ее покупателем.

Традиционно считалось, что главная цель медицины - защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко ее достижение сопровождалось отказом от свободы больного. Так как важнейшей целью современной медицины признается также благополучие пациента, в медицине возникает новая норма – информированное добровольное согласие. С правовой точки зрения это увеличивает степень самостоятельного и обоснованного участия пациента в принятии решения о форме медицинской помощи.

Информированное согласие (ИС) - это добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство любого рода, основанное на полученной от медицинского работника в доступной для понимания форме достаточной информации о возможных вариантах медицинского вмешательства, предполагаемых методах диагностики и лечения и их последствиях для здоровья (комментарий правоведа см. в статье Ю.Д.Сергеева «Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство»).

Таким образом, ИС предполагает два процессуальных элемента: (а) предоставление информации и (б) получение согласия. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:

1) о характере и целях предлагаемого ему лечения;

2) о связанном с ним существенном риске;

3) о возможных альтернативах данному виду лечения.

Особое внимание при информировании уделяется также риску, связанному с лечением. Врач должен затронуть четыре аспекта риска: его характер, серьезность, вероятность его материализации и внезапность материализации. Следует отметить, что в ситуации риска находятся в данном случае обе стороны: врач рискует профессиональной репутацией, ответственностью и должен обеспечить соответствующее качество медицинской услуги, пациент рискует своим здоровьем и средствами.

Перевод концептуальных положений ИС в практическую плоскость порождает ряд спорных вопросов, в частности:

В последнее время распространение получает «субъективный стандарт» информирования, требующий, чтобы врачи, насколько возможно, приспосабливали информацию к конкретным интересам отдельного пациента. Конечно, у подобного подхода есть свои ограничения.

Доктрина информированного согласия получает сейчас практическое развитие, что связано также с отработкой механизма ее функционирования для каждого конкретного пациента. В частности, определены 4 основных случая, когда доктрина информированного согласия может не применяться:

1. Если требуется оказать неотложную помощь, когда любое промедление угрожает жизни или сохранности здоровья пациента.

2. Если риски пренебрежимо малы и хорошо известны всем гражданам. Например, риск при взятии крови.

3. Если пациент сознательно отказывается выслушивать данные о вероятности гибели или тяжелой инвалидизации (желательно такой отказ запротоколировать).

4. Если врач считает, что пациент может психологически не вынести информационной травмы от сообщения ему обнаруженной болезни или состояния (в этом случае врач спрашивает пациента, кому он доверяет обсудить с врачом проблемы его здоровья и лечения).

На практике предоставление информации может осуществляться в разных формах. Так, одним больным врачи дают самим читать буклеты, с другими проводят собеседования медсестры. Заключительный документ о согласии на лечение может выглядеть, к примеру, следующим образом:

"Я, __________________________(ФИО), поступивший _______________(дата) на лечение в _______________________________(название учреждения) с диагнозом ____________________________________(диагноз) ознакомился с описанием рекомендуемой специфики и этапов лечения, принятых в данной больнице, с возможностями альтернативных методов и последствиями отказа от лечения вообще. Я получил необходимые разъяснения и исчерпывающие ответы на все возникшие у меня вопросы от лечащего врача (другого медперсонала).

О процедуре информирования и принятом мною решении ведущий врач доложил руководителю отделения (ведущему хирургу или др.), в чьем присутствии я добровольно даю согласие на проведение лечения в предусмотренном объеме. Я отдаю себе отчет в ответственности врачей и своей личной за успешность конечных результатов лечения. Я признаю особые обстоятельства, осложняющие работу врачей _____________________________________________________________________________ (сопутствующие заболевания, общего и возрастного характера, вредные привычки), и полагаюсь на высокую квалификацию персонала лечебного учреждения, которому вверил свою жизнь.

Обязуюсь сотрудничать с врачами и персоналом, соблюдать все их предписания и режимы на всех этапах лечения".


Источники:www.ros-med.ru, www.stomatburg.ru

Библиография:

Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство

Ю.Д. Сергеев

Центр правовых и экспертных проблем медицины, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, г. Москва

При оказании медико-социальной помощи граждане обладают рядом неотъемлемых прав, которые закреплены в разделе IV Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.). Одним из кардинальных таких прав является право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства (статьи 32 и 33 "Основ").

Впервые в российском законодательстве речь идет не только о получении согласия пациента на операцию или сложные методы диагностики и лечения, а о медицинском вмешательстве как таковом. Более того в части I статьи 32 прямо подчеркивается, что "Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина".

Итак, информированное согласие - это добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство, основанное на полученной от медицинского работника в доступной для понимания форме достаточной информации о возможных вариантах медицинского вмешательства, предполагаемых методах диагностики и лечения и их последствиях для здоровья.

Таким образом, медицинское вмешательство любого характера: диагностические мероприятия (рентген, УЗИ и т.п.), анализы (взятие крови из вены и т.п.), лечебные мероприятия, а тем более хирургическое вмешательство, применение сложных методов лечения и диагностики, ни при каких условиях не могут быть выполнены без получения информированного добровольного согласия пациента, достигшего 15-летнего возраста и находящегося в таком физическом и психическом состоянии, которое позволяет ему адекватно оценивать обстановку, отдавать отчет в своих действиях и выражать свою волю.

Следует особо подчеркнуть, что законодатель в ст. 32 "Основ" установил конкретный возраст - 15 лет (а не 16 как значилось ранее в Законе РСФСР о здравоохранении), по достижении которого пациент вправе самостоятельно принимать решение без уведомления родителей, т.е. сам может реализовать свое право на дачу такого согласия.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших 15 лет, дают их родители (опекуны). Незнание данного положения врачами-клиницистами, особенно хирургических специальностей, может привести к негативным последствиям.

В ст. 32 "Основ" также указывается, что согласие на медицинское вмешательство в отношении граждан, признанных в установленном порядке недееспособными (алкоголизм, старческое слабоумие и т.п.), дают их законные представители - опекуны. Согласие на медицинское вмешательство законные представители (родители, опекуны) дают после представления им сведений о состоянии здоровья пациента (ст. 31 "Основ"). При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.

В статье 31 "Основ" говорится, что информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. На наш взгляд, оптимальным вариантом является тот, когда такое сообщение делает именно лечащий врач, а не "другие специалисты".

В соответствии со статьей 58 "Основ" лечащий врач - это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). Лечащий врач, а им не может быть врач, еще обучающийся в высшем учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования (субординатор, интерн и т.п.), организует весь лечебно-диагностический процесс. Именно он обеспечивает своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, представляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум. При этом рекомендации консультантов, несмотря на любой их ранг и звания, реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, при угрозе жизни больного.

В заключительной части данной статьи подчеркивается, что лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством РФ, в том числе даже уголовную ответственность.

Закон не предусматривает порядка оформления согласия - оно может быть оформлено письменно, внесено в историю болезни врачом после получения устного согласия больного. Второй вариант представляется более удачным. Взятие расписки иногда отрицательно сказывается на психике больного, находящегося в сложном эмоциональном состоянии. Закон, обязывая врача информировать больного, а при необходимости и его родственников, о характере заболевания и мерах, необходимых для выздоровления или улучшения состояния, преследует цель не только соблюсти юридическую форму получения согласия на операцию или применение сложных методов диагностики, но и, что еще более важно, привлечь оперируемого к совместной с врачом активной борьбе с болезнью. Более того, такое согласие, в определенной мере, дает основание считать, что пациент вместе с врачом делит и бремя ответственности за исход лечения.

Заключение врача о необходимости и предполагаемом объеме операции должно быть доступно для понимания больного (его родственников). В статье 31 "Основ" прямо указывается: "Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения".

В части 3 рассматриваемой статьи, вместе с тем, четко оговорено, что информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях же неблагоприятного прогноза развития заболевания (особенно в случаях инкурабельности онкологических больных) информация должна сообщаться в деликатной форме самому пациенту и членам его семьи, если больной не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна передаваться такая информация. Имеет ли право на существование в отечественном здравоохранении т.н. "святая ложь" во благо безнадежно больного человека? По нашему мнению, да. Но обоснование этого убеждения, скорее с деонтологических, а не правовых позиций, тема уже отдельного обстоятельного разговора.

Возвращаясь к вопросу о согласии на медицинское вмешательство, особо выделим кардинальное положение, достаточно четко (в отличие от предыдущего закона РФ о здравоохранении) изложенное во втором абзаце статьи 32 "Основ": "В случае, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения. Использование данного положения законодатель предусматривает и при решении вопроса о необходимости расширения объема оперативного вмешательства непосредственно во время операции, когда больной находится под общим наркозом (например, полное, радикальное удаление порванного органа, ампутация конечности). Врачебная практика свидетельствует, что оптимальным вариантом решения данной проблемы является получение одновременного согласия пациента и на предполагаемый объем операции, и на дополнительное расширенное хирургическое вмешательство, если к этому в ходе операции будут установлены прямые медицинские показания.

Как же должен поступать врач, когда больной (или его законные представители) не дает согласие на медицинское вмешательство? Как правомерно оформить такой отказ? Ответ на этот сложнейший деонтологический и юридический вопрос дает статья 33 "Основ": "Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения...". В статье 34 "Основ" указывается, что оказание помощи без согласия граждан или их законных представителей допускается на основании и в порядке, установленных законодательством РФ в отношении лиц: 1) страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 2) страдающих тяжелыми психическими расстройствами и 3) совершивших общественно опасное деяние (преступление). Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия, либо согласия их законных представителей - судом. Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проводится госпитализация без их согласия, или по решению суда.

Во всех иных случаях проведение медицинского вмешательства, даже из самых лучших побуждений, без согласия пациента (его законных представителей) должно рассматриваться как противоправное.

Следует однозначно подчеркнуть, что отказ от медицинского вмешательства должен быть столь же осознанным и добровольным, как и согласие пациента.

Случаи отказа в силу значительного повышения уровней общей и санитарной культуры населения встречается относительно редко. Однако, эта проблема в каждом случае вызывает многочисленные и острые дискуссии. Не исключены здесь и криминогенные мотивы. Законодатель определил (статья 33 "Основ"), что при отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет (как и недееспособных граждан) от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц. И хотя такая рекомендация зачастую вызывает у клиницистов лишь саркастическую улыбку (с учетом неповоротливости и формализма судебных органов), предоставленное право нужно при необходимости эффективно использовать. Во всяком случае, проявить максимум усилий и оперативности. Жизнь и здоровье ребенка того стоят.

Источник: www.med-law.ru/main/monograph/trudi1_2.htm (12 КБ) 30.03.2005


КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Конфиденциальность в профессиональной деятельности (служебная конфиденциальность) – это принцип, согласно которому лицо, предоставляющее профессиональные услуги, не должно нарушать прав индивида на тайну частной жизни, то есть не должно разглашать сведения, полученные в процессе сотрудничества.

В медицине принцип выражен в клятве Гиппократа (в исходном варианте: «Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»). Значимость принципа конфиденциальности заключается в том, что он защищает пациента от вмешательства в личную жизнь и защищает его достоинство.

Вот как определяется конфиденциальность в российских законах и подзаконных актах:

Конфиденциальность медицинской информации - доверительность и секретность информации, сообщаемой пациентом медицинскому работнику при обращении и получении медицинской помощи.

Врачебная тайна - не подлежащие разглашению сведения о факте обращения пациента за медицинской помощью, диагнозе и иная информация о состоянии его здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения, профилактики и реабилитации (см. также статью 61 Основ).

Фактически медицина как социальный феномен построена на принципе конфиденциальности. При этом обязанность хранить в тайне содержание общения или документации о пациенте распространяется и на тех, кто узнает о нем при выполнении профессиональных функций, и на коллег (например, в ситуации консультирования или обучения), и на персонал учреждения (в нашем случае медицинского).

В некоторых областях медицины обнаруживается более сильная связь между конфиденциальностью и социальным принятием, конфиденциальностью и стыдом (когда публичное оглашение напрямую угрожает социальному статусу пациента, карьере, отношениям с другими людьми). К последним, как правило, причисляются психиатрия, венерология и – в ряде случаев – ВИЧ-инфекция и СПИД. Пациенты предъявляют особые требования к личности специалистов-медиков, работающих в данных сферах.

С момента первого контакта пациент должен четко осознавать, что любая сообщенная им информация будет конфиденциальной (объектом врачебной тайны). Однако здесь возможны две спорные ситуации: (а) одна относится к этическому долгу врача перед обществом, который может перевесить обязанность конфиденциальности перед отдельным больным; (б) другая включает раскрытие информации, полученной во время индивидуальных собеседований, при угрозе для жизни и здоровье другого лица. Обе дилеммы нередко проявляются применительно к теме ВИЧ/СПИДа.
Принцип конфиденциальности в учреждениях здравоохранения (например, конфиденциальность материалов эпиднадзора за ВИЧ-инфекцией в СПИД-центрах и т.п.) предполагает ряд специальных задач: (1) конфиденциальность эпидемиологических данных; (2) защиту от несанкционированного разглашения информации; (3) защиту от (не)умышленного использования этих данных с целями, не связанными с интересами здравоохранения.
Кроме медицины, принцип конфиденциальности применим также в самых разных сферах, предполагающих доверительные отношения при сообщении информации: финансах, страховании, бизнесе, образовании, журналистике, юриспруденции, государственной службе и т.п. Определенные виды отношений охраняются специально принятыми тематическими законами и/или кодексами.


^ Методические рекомендации

Обеспечение права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

и отказ от него (утв. Федеральным фондом ОМС 27 октября 1999 г.)


1. Введение

Права граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью и иных передаваемых им при обращении за медицинской помощью сведений, на информированное добровольное согласие, как предварительное условие для медицинского вмешательства и отказ от него, установлены Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятыми Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5488-1 (далее - Основы).

В настоящих методических рекомендациях предложен механизм обеспечения, установленных Основами прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в системе обязательного медицинского страхования.

2. Термины, используемые в методических рекомендациях

Пациент - лицо, обратившееся за медицинской помощью, получающее медицинскую помощь и связанные с ней услуги независимо от наличия или отсутствия у него заболевания.

Представитель пациента - лицо, как юридическое так и физическое, совершающее действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством.

Медицинская помощь - лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, осуществляемые при болезнях, травмах, отравлениях, а также при родах.

Медицинское вмешательство - любое обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником по отношению к конкретному пациенту.

Информированное добровольное согласие - добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске.

Конфиденциальность медицинской информации - доверительность и секретность информации, сообщаемой пациентом медицинскому работнику при обращении и получении медицинской помощи.

Врачебная тайна - не подлежащие разглашению сведения о факте обращения пациента за медицинской помощью, диагнозе и иная информация о состоянии его здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения, профилактики и реабилитации (см. также статью 61 Основ).

3. Нормативная правовая база

3.1. Право граждан на конфиденциальность информации

В соответствии со статьей 30 "Права пациента" Основ при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (пункты 6, 9 статьи 30).

^ Частью второй упомянутой статьи Основ также установлено, что в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Данное положение закреплено в правовой норме статьи 69 Основ, которой определено, что действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные Основами в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством.

Правовой нормой статьи 31 "Право граждан на информацию о состоянии здоровья" установлено, что информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 Основ.

Согласно статье 61 "Врачебная тайна" информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

^ Частями третьей и четвертой упомянутой статьи Основ установлено, что с согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Право граждан на конфиденциальность передаваемых ими сведений при обращении и получении медицинской помощи, а также иной информации, составляющей врачебную тайну, порождает ответственность медицинских работников и иных лиц за ее разглашение. Так, частью 5 статьи 61 Основ определено, что лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

3.2. Право пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства

Право граждан на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него определено правовой нормой статьи 30 "Права пациента" Основ. Согласно упомянутой статье при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ, а также на отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 Основ (пункты 7 и 8 статьи 30).

В соответствии со статьей 31 "Право граждан на информацию о состоянии здоровья" Основ каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Данное положение корреспондируется с правовой нормой, установленной статьей 24 "Права несовершеннолетних" Основ согласно которой несовершеннолетние имеют право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме, при этом несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 Основ.

Согласно статье 32 "Согласие на медицинское вмешательство" необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц данного медицинского учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации и законных представителей пациента.

В соответствии со статьей 33 "Отказ от медицинского вмешательства" Основ гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Основ.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Условия оказания медицинской помощи без согласия граждан регламентированы правовыми нормами, установленными статьей 34 "Оказание медицинской помощи без согласия граждан" Основ, где определено, что оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.

Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.

4. Деятельность территориальных фондов ОМС по обеспечению конфиденциальности информации

4.1. Обеспечение соблюдения конфиденциальности в территориальных фондах обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организациях

Право граждан на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, составляющих врачебную тайну, порождает обязанность медицинских работников и других лиц, имеющих доступ к данной информации, к обеспечению ее конфиденциальности.

С введением обязательного медицинского страхования граждан увеличился круг лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим согласно статье 61 Основ врачебную тайну. Такое положение предопределяет соответствующую организационную деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению упомянутого права граждан и соблюдения конфиденциальности информации, составляющей врачебную тайну.

В целях обеспечения права граждан на конфиденциальность информации, составляющей врачебную тайну, территориальные фонды обязательного медицинского страхования организуют свою работу в соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 25.03.98 N 30 "О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну". Подобная работа должна проводиться и в страховых медицинских организациях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования.

В территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях определяется круг лиц из числа работников и внештатных врачей-экспертов, которые в силу своих служебных и профессиональных обязанностей имеют доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну. Данные лица включаются в списки, которые утверждаются соответствующим приказом руководителя территориального фонда ОМС или страховой медицинской организации. Работникам территориального фонда ОМС и страховых медицинских организаций, включенным в упомянутые списки, а также внештатным медицинским экспертам, пользующимся медицинской документацией и другими материалами, содержащими сведения, составляющие врачебную тайну, в силу своих профессиональных обязанностей, выдается специальный вкладыш к служебному удостоверению, дающий право на допуск к данной документации. Работников территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций, а также внештатных врачей-экспертов, включенных в списки лиц, имеющих право на доступ к информации, составляющей врачебную тайну, знакомят с данными приказами и мерами ответственности за ее разглашение, изложенными в статье 61 Основ, под роспись.

Одновременно для обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну, в территориальном фонде ОМС и страховой медицинской организации устанавливается порядок прохождения поступивших в территориальный фонд ОМС или страховую медицинскую организацию документов из учреждений и обращений от граждан со сведениями, составляющими врачебную тайну. Данный порядок должен исключать возможность для сторонних лиц, а также работников территориального фонда ОМС или страховой медицинской организации, не имеющих допуск к сведениям, составляющим врачебную тайну, знакомиться и пользоваться поступившими, находящимися на рассмотрении или оставляемыми в фонде ОМС (страховой медицинской организации) документами, содержащими эти сведения, или их копиями.

Кроме того, территориальные фонды обязательного медицинского страхования могут в целях реализации прав граждан на неразглашение сведений о факте обращения за медицинской помощью, поставленном диагнозе, иной информации о состоянии здоровья пациента, полученной в результате обследования и лечения и составляющей врачебную тайну, включить упомянутые положения в качестве дополнительных условий в соответствующие договоры, предусмотренные в системе обязательного медицинского страхования.

Поскольку Основами предусмотрено оформление соответствующих сведений записями в медицинской документации, контроль за обеспечением реализации прав граждан на неразглашение сведений, составляющих врачебную тайну, целесообразно объединить с вневедомственным контролем качества медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию. При этом внести соответственно в договор о финансировании обязательного медицинского страхования и в договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию дополнения, касающиеся обязанности страховщика контролировать не только объем и качество медицинских услуг, но и обеспечение права пациента на конфиденциальность сообщаемой им медицинским работникам информации при обращении и получении медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

4.2. Контроль за соблюдением конфиденциальности информации, составляющей врачебную тайну в медицинских учреждениях

При обращении граждан за медицинской помощью и ее получении в лечебно-профилактических учреждениях информация о том, кому могут предоставляться сведения о факте обращения за медицинской помощью, в том числе о пребывании пациента в медицинском учреждении в настоящее время, состоянии его здоровья, диагнозе его заболевания и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении, должна со слов пациента заноситься в его медицинскую документацию и им подписываться. Соответственно в отношении амбулаторного пациента эта информация должна быть отражена в медицинской карте амбулаторного больного, в отношении больного в стационаре - в медицинской карте стационарного больного.

Аналогичная информация должна заноситься в соответствующие медицинские карты пациентов, не достигших возраста 15 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, и быть подписана их законными представителями.

В последующем в соответствии с Основами лечащий (или дежурный) врач, другие должностные лица лечебно-профилактического учреждения, сотрудники справочного бюро и других подразделений медицинского учреждения должны учитывать данную информацию при общении с третьими лицами, а также при ответах на письменные и устные обращения юридических и физических лиц по вопросам, касающимся данного пациента.

5. Организационная деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению права пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства

В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования возложена на фонды ОМС. Соответственно территориальные фонды ОМС должны осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций и лечебно-профилактических учреждений по соблюдению ими установленных законодательством прав граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него.

Предусмотренное в соответствии со статьей 31 Основ право гражданина на информацию о состоянии здоровья обеспечивается лечащим врачом, который обязан разъяснить пациенту в доступной для него форме имеющуюся информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях, а также информировать пациента о ходе лечения, а при завершении лечения - о результатах проведенного лечения.

В отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, данное право обеспечивается лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении больного, посредством представления соответствующей информации их родителям или законным представителям.

Получение пациентом либо его законным представителем вышеуказанной информации и согласие на медицинское вмешательство оформляется соответствующей записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо его законным представителем и лечащим врачом.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для них форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий также оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем и медицинским работником.

При отказе пациента поставить свою подпись, удостоверяющую информированность его о возможных последствиях отказа от медицинского вмешательства, запись об отказе пациента от медицинского вмешательства подписывается заведующим отделением и лечащим врачом.

Порядок оформления и форма согласия и отказа пациента от медицинского вмешательства (до установления законодательно) может определяется руководителем учреждения здравоохранения или территориальным органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

Деятельность территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по обеспечению права граждан на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства должна осуществляться также в рамках консультаций при обращении граждан, через средства массовой информации, выпуск брошюр, бюллетеней, памяток для пациентов, в ходе проведения семинаров и обучения медицинских работников, работников территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций.

Для более эффективного обеспечения законодательно установленных прав и свобод граждан, включая право на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него, необходимо наличие данной информации в регистратурах и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, приемных отделениях больниц и сестринских постах стационаров.


Директор Федерального фонда ОМС А.М.Таранов

Источник: http://sudmed-nsmu.narod.ru/akts/health/konfidinfo.html

^ МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА Вопросы и проблемы профессиональной этики, возникающие в процессе практической деятельности, как правило, находят достаточно полное отражение в принимаемых международными профессиональными объединениями документах. Подобные документы могут иметь статус рекомендательных или обязательных. Так, для всего врачебного сообщества являются значимыми заявления и иные документы, разрабатываемые и принимаемые Всемирной Медицинской Ассамблеей, Всемирной ассоциацией здравоохранения. ^ Это, прежде всего, такие основополагающие тексты, как: ВМА разрабатывает и тематические рекомендации по этике, реагируя на происходящие глобальные изменения в состоянии здоровья и эпидемической ситуации. Например, применительно к теме ВИЧ/СПИДа за последние годы принято несколько важных документов, отражающих разные аспекты желаемого этичного поведения медработников:
Все данные и последующие документы (их тексты приводятся ниже) построены на принципе уважения к человеческой жизни, достоинству, правах человека. Кроме того, всеми документами утверждается ценность той работы, которую ведут национальные медицинские ассоциации совместно с другими медицинскими и профессиональными объединениями работников здравоохранения для разработки совместных стратегий профилактики, лечения и исследования распространения ВИЧ-инфекции.

Базовый документ по медицинской этике для России – Этический кодекс российского врача, утвержденный 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994 года. Кодекс действует на всей территории России для всех врачей, являющихся членами врачебных объединений, входящих в Ассоциацию врачей России.

Этический кодекс российского врача исходит из ценностей, закрепленных в клятве Гиппократа, принципов гуманизма и милосердия, изданных Всемирной Медицинской Ассоциации документов по этике и законодательства РФ в части права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, в преамбуле Кодекса декларируется (1) определяющая роль врача в системе здравоохранения, (2) особый характер взаимоотношений врача с пациентом, (3) необходимость дополнить механизмы правового регулирования этих отношений нормами врачебной этики, (4) моральная ответственность каждого врача перед медицинским сообществом за свою врачебную деятельность и (5) ответственность медицинского сообщества за своих членов перед обществом в целом.
Применительно к теме ВИЧ/СПИДа вопросы о необходимости этической регуляции тех или иных взаимоотношений пациента и врача, самих врачей, ЛЖВС и т.д. могут подниматься также неправительственными объединениями, работающими в данной сфере, и иными общественными институциями. Задача врачебного сообщества, национальных и медицинских ассоциаций – рассматривать, совместно с заинтересованными сторонами обсуждать подобные вопросы и гибко реагировать на них. ^ Временное заявление по СПИДу Принято 39-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Мадрид, Испания, октябрь 1987
Подтвержденная информация о случаях синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа) получена более чем из 100 стран. По приблизительным оценкам, от 5 до 10 миллионов людей в мире инфицированы вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и представляют потенциальную угрозу распространения СПИДа. Все национальные медицинские ассоциации и все врачи обязаны объединить силы для выработки единой стратегии борьбы со СПИДом.

Поскольку СПИД - неизлечимое в настоящее время заболевание, передающееся, в основ- ном, половым путем, он ставит перед врачом множество сложных этических вопросов. В помощь врачам и национальным медицинским ассоциациям Всемирная Медицинская Ассоциация предлагает рекомендации, изложенные в настоящем Заявлении. ВМА планирует проведение научной сессии по СПИДу в рамках 39-ой Всемирной Медицинской Ассамблеи в 1987 г., где будут рассмотрены мнения экспертов и наиболее важная информация, а к 40-ой Ассамблее ВМА в 1988 г. подготовить полный отчет.

В настоящее время ВМА дает следующие рекомендации:

  1. Совместно с правительствами своих стран национальные медицинские ассоциации должны принять активное участие в разработке национальной политики по преодолению СПИДа и связанных с ним проблем.

  2. Национальные медицинские ассоциации должны принять активное участие в разработке просветительских программ, информирующих население о СПИДе, его последствиях и мерах профилактики.

  3. Все врачи должны пройти специальную подготовку, позволяющую давать пациентам грамотные консультации о мерах профилактики СПИДа. Лиц с положительными пробами на ВИЧ-инфекцию врач должен подробно проконсультировать относительно: (a) ответственности за распространение заболевания, (b) стратегии защиты собственного здоровья, (c) необходимости оповещения всех сексуальных партнеров, как прошлых, так и нынешних, имея в виду возможность заражения их ВИЧ-инфекцией.

  4. Тестирование на ВИЧ должно быть доступно для всех желающих. Обязательному тестированию на СПИД подлежат все доноры крови и ее фракций, доноры органов и тканей для трансплантации, доноры спермы и яйцеклеток. Национальная политика может предусматривать и обязательное тестирование на СПИД некоторых групп населения (военнослужащих, заключенных, иммигрантов и т.п.).

  5. Необходимо также стремиться получить добровольное осознанное согласие на проведение ВИЧ-тестирования пациентов, обратившихся по поводу: (a) заболеваний, передающихся половым путем; (b) наркомании; (c) беременности в первом триместре; (d) любого заболевания, но имеющих высокий риск заражения, например, прибывших из районов с высокой заболеваемостью СПИДом; (e) хирургического лечения или проведения других инвазивных процедур. В случаях, когда добровольное согласие получить не удается, могут быть применены меры принуждения.

  6. О каждом подтвержденном случае ВИЧ-заражения необходимо, не оглашая имени инфицированного, информировать соответствующие органы и эпидемиологические службы. Лица, чьи тесты на ВИЧ-инфекцию положительны, должны быть предупреждены и должным образом проинструктированы на предмет эпидемиологической опасности.

  7. Больные СПИДом и лица, имеющие положительную реакцию на антитела к ВИЧ, имеют право на полноценную медицинскую помощь и не должны подвергаться дискриминации в повседневной жизни. У врачей есть давняя и почтенная традиция заботиться о заразном больном. Необходимо сохранить эту традицию и в условиях эпидемии СПИДа. Врачи, совместно с национальными медицинскими ассоциациями, должны принять участие в создании надежных гарантий, оберегающих больных от бессмысленных действий и предрассудков и в пределах которых могут соблюдаться права, как права больных, так и других членов общества, которые не должны быть подвергнуты риску заражения.

  8. Доступ к информации, касающейся больного СПИДом, должен быть ограничен кругом медицинских работников, принимающих участие в лечебно-диагностическом процессе. Личность больного СПИДом или ВИЧ-инфицированного должна оставаться анонимной до тех пор, пока это не входит в явное противоречие с интересами общества.

  9. Необходимо разработать метод предупреждения сексуальных партнеров о ВИЧ-инфицированности лиц, с которыми они могут вступить в контакт, максимально соблюдая принцип конфиденциальности в отношении больного. Этот метод должен предусматривать и обеспечение мер безопасности врача, который, предупреждая людей о риске, исполняет свой профессиональный долг.

  10. Исследования, с целью получения сведений о наиболее распространенном среди населения типе ВИЧ и степени его изменчивости, должны проводиться повторно через определенные промежутки времени.



Заявление о профессиональной ответственности врачей при лечении лиц, больных СПИДом
^ Принято 40-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Вена, Австрия, сентябрь 1988
Всемирная Медицинская Ассоциация ранее приняла "Временное заявление по СПИДу, где наметила основные пути помощи национальным медицинским ассоциациям в выработке стратегии борьбы против СПИДа. Настоящее Заявление определяет обязанности врача по отношению к пациентам, зараженным СПИДом, а также ответственность ВИЧ-инфицированного врача перед пациентами.

Во "Временном заявлении по СПИДу", принятом ВМА в октябре 1987 года, сказано: "Больные СПИДом и лица, имеющие положительную реакцию на антитела к ВИЧ, имеют право на полноценную медицинскую помощь и не должны подвергаться дискриминации в повседневной жизни. У врачей есть давняя и почтенная традиция заботиться о заразном больном. Необходимо сохранить эту традицию и в условиях эпидемии СПИДа".

Лица, больные СПИДом, имеют право на компетентную медицинскую помощь, участие и уважение человеческого достоинства со стороны врача. Врач не имеет права отказать в лечении пациенту только потому, что тот ВИЧ-инфицирован. Медицинская этика категорически запрещает дискриминацию пациента на основании ВИЧ-инфицированности. Врач, не имеющий возможности предоставить необходимую больному медицинскую помощь, обязан направить его к другому врачу или в медицинское учреждение, оборудованное соответствующим образом. До перевода больного в другое учреждение, врач должен оказать ему максимально возможную помощь.

Следует защищать права лиц, больных СПИДом, как и права всех граждан. Врач, знающий, что он инфицирован, не должен заниматься работой, в ходе которой существует риск инфицирования других людей. В контексте возможного распространения СПИДа, врач должен особо контролировать свою деятельность.

Недостаточно лишь информировать пациента о риске заражения; пациент имеет право быть уверенным в том, что врач ни при каких обстоятельствах его не заразит.

Если риска заражения нет, то информирование пациентов о состоянии здоровья врача нерационально, а если риск существует, то врач не должен продолжать практику.

Если пациент, знающий о состоянии здоровья врача и соответствующем риске для собственного здоровья, решает доверить свое лечение инфицированному врачу, последний должен получить письменное подтверждение осведомленности пациента об инфицированности врача и соблюдать крайнюю осторожность.

Все врачи обязаны воздерживаться от выдачи фальшивых справок, даже руководствуясь намерением помочь пациенту остаться в привычном окружении.

Долг врача - соблюдать самому и требовать от персонала неуклонного соблюдения хорошо известных, простых и эффективных правил и мер защиты.

Долг всех врачей участвовать в программах, направленных на предупреждение распространения СПИДа.

^ Заявление по вопросам, возникающим в связи с ВИЧ-инфекцией Принято 44-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Марбэлла, Испания, сентябрь 1992
Всемирная медицинская ассоциация уже приняла ряд документов, относящихся к выработке стратегии борьбы с эпидемией СПИДа, и распространением ВИЧ-инфекции (см., например, документы N 17.R и 17.R/1).

Число ВИЧ-инфицированных и заболевших СПИДом, постоянно растет. Предполагается, что к 2000-ому году число ВИЧ-инфицированных во всем мире достигнет 40 млн. человек. В связи с этим ВМА вновь выражает озабоченность тем, чтобы национальные медицинские ассоциации играли активную роль в выработке политики и разработке программ, направленных на профилактику, лечение и исследования в этой области.

В дополнение к названным выше рекомендациям, ВМА предлагает следующие:

  1. Национальные медицинские ассоциации, в сотрудничестве с правительствами своих стран и широкими слоями общественности, должны участвовать в разработке и практическом осуществлении программ, направленных на предотвращение, лечение и исследования ВИЧ-инфекции.

  2. Национальные медицинские ассоциации, в сотрудничестве со средствами массовой информации своих стран, должны работать над выработкой скоординированных программ, направленных на информирование общественного мнения по поводу ВИЧ-инфекции, предотвращение ее распространения, лечение и терпимое отношение к ВИЧ-инфицированным.

  3. Национальные медицинские ассоциации должны информировать врачей о лежащей на них ответственности за тщательное информирование своих пациентов о последствиях положительных тестов на ВИЧ-инфекцию. Врачи должны делать это тактично и деликатно, принимая во внимание психологию своих пациентов.

  4. Национальные медицинские ассоциации должны способствовать обучению врачей современным методам лечения ВИЧ-инфицированных и методам профилактики заражения ВИЧ-инфекцией.

  5. Национальные медицинские ассоциации, с целью помочь врачам оказать эффективную помощь своим пациентам, должны настаивать на необходимости биологического, клинического и психологического образования врачей в области борьбы с ВИЧ-инфекцией.

  6. Национальные медицинские ассоциации должны поощрять врачей помогать их пациентам оценить риск заражения ВИЧ-инфекцией и принять необходимые профилактические меры.

  7. Национальные медицинские ассоциации должны постоянно осуществлять профилактические меры, направленные против распространения ВИЧ-инфекции в больницах и других медицинских учреждениях.

  8. Национальные медицинские ассоциации должны постоянно работать над улучшением средств диагностики и лечения ВИЧ-инфекции у женщин и детей.

  9. Национальные медицинские ассоциации должны поощрять использование методов охраны здоровья населения, показавших свою эффективность в прошлом и направленных на предотвращение эпидемии инфекционных заболеваний, особенно заболеваний, распространяющихся половым путем.

  10. Национальные медицинские ассоциации должны в дальнейшем совершенствовать средства борьбы с наркоманиями, способствующими распространению ВИЧ-инфекции.

Национальные медицинские ассоциации, совместно с другими медицинскими и профессиональными объединениями работников здравоохранения должны искать пути разработки совместных стратегий профилактики, лечения и исследования распространения ВИЧ-инфекции.

^ Этический Кодекс российского врача
Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994

Руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами Всемирной Медицинской Ассоциации по этике и законодательством РФ в части права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, декларируя определяющую роль врача в системе здравоохранения, учитывая особый характер взаимоотношений врача с пациентом и необходимость дополнить механизмы правового регулирования этих отношений нормами врачебной этики, декларируя, что каждый врач несет моральную ответственность перед медицинским сообществом за свою врачебную деятельность, а медицинское сообщество несет ответственность за своих членов перед обществом в целом, Ассоциация врачей России принимает настоящий Этический Кодекс российского врача.


РАЗДЕЛ 1

^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ВРАЧ И ОБЩЕСТВО)

Статья 1

Главная цель профессиональной деятельности врача - сохранение жизни человека и улучшение ее качества путем оказания ургентной, плановой и превентивной медицинской помощи.

Врач обязан быть постоянно готов оказать ургентную медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов, включая материальное положение. Предложение безвозмездной помощи неимущему этично и оправдано.

Врач должен всеми легальными способами способствовать делу охраны здоровья населения, в том числе, осуществляя просветительскую деятельность по вопросам медицины, гигиены, экологии и культуры общения.

Врач не может присутствовать при смертной казни и пытке, ни, тем более, участвовать в них. Врач не может ни санкционировать, ни оставить без внимания любые формы проявления жестокости или унижения человеческого достоинства.

Статья 2

Главное условие врачебной деятельности - профессиональная компетентность врача: его специальные знания и искусство врачевания.

Врач должен активно стремиться к углублению своих знаний, памятуя, что качество медицинской помощи не может быть выше полученного образования.

Именно профессиональная компетентность, наряду с гуманистической нравственной позицией, предполагающей высокую требовательность к себе, способность признавать и исправлять собственные ошибки, дает врачу право на самостоятельное принятие медицинских решений.

Статья 3

Primum non nocere.

Недопустимо причинение вреда пациенту, нанесение ему физического, нравственного или материального ущерба ни намеренно, ни по небрежности. Врач не вправе безучастно относиться и к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.

Врач обязан сопоставить потенциальную пользу с возможными осложнениями от вмешательства, особенно если обследование или лечение сопряжены с болью, применением мер принуждения и другими тягостными для пациента факторами. Лекарство не должно быть горше болезни!

Статья 4

Злоупотребление знаниями и положением врача несовместимо с врачебной профессией.

Врач не вправе:

- использовать свои знания и возможности в негуманных целях.

- без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них.

- использовать методы медицинского воздействия на пациента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц.

Врач не вправе навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды. Личные предубеждения врача и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.

Врач, пользуясь своим положением лечащего или психической несостоятельностью пациента, не имеет права заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, вступать с пациентом в интимную связь, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.

Врач вправе принять благодарность от пациента и его близких.

Статья 5

Врач обязан быть свободным.

Право и долг врача - хранить свою профессиональную независимость. Во время войны и мира, оказывая медицинскую помощь новорожденным и старикам, военнослужащим и гражданским лицам, руководителям высшего ранга и лицам, содержащимся под стражей, врач принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления со стороны администрации, пациентов или иных лиц.

Врач должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

Участвуя в экспертизах, консилиумах, комиссиях, консультациях и т.д., врач обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него - прибегать к юридической и общественной защите.

Статья 6

Врач отвечает за качество медицинской помощи.

Врач должен приложить все усилия, чтобы качество оказываемой им помощи было на самом высоком уровне.

Оценивать качество оказываемой врачом медицинской помощи могут только коллеги, аккредитованные врачебной ассоциацией.

Статья 7

Врач имеет право отказаться от работы с пациентом.

Врач может отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях:




informacionnij-byulleten-2-maya-2006-goda.html
informacionnij-byulleten-2.html
informacionnij-byulleten-20.html
informacionnij-byulleten-21-marta-2005-goda.html
informacionnij-byulleten-24-avgusta.html
informacionnij-byulleten-25-maya-2007-goda.html
  • books.bystrickaya.ru/e-nuriddinov-stanovlenie-i-prioritetnie-napravleniya-vneshnej-politiki-respubliki-uzbekistan.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-32-bezopasnost-v-chrezvichajnih-situaciyah-s-tudenti-s-lushateli-i-kursanti-vuzov-rossijskoj-federacii.html
  • education.bystrickaya.ru/3-razdel-primernoe-tematicheskoe-planirovanie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-soderzhit-sleduyushie-razdeli.html
  • school.bystrickaya.ru/lekarstvennie-rasteniya.html
  • college.bystrickaya.ru/1620aprelya-2011g-upravlenie-gosudarstvo-i-pravo-novosibirsk-2011-poryadok-raboti-konferencii-stranica-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastnim-no-krajne-vazhnim-dlya-nas-vidom-sili-vsemirnogo-tyagoteniya-yavlyaetsya.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-komitet-rossijskoj-federacii-rekomendacii-po-organizacii-fizkulturno-ozdorovitelnoj-i-sportivnoj.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sochinenie-po-fotografii-v-gippenrejtera-zaryanka.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-21-gosudarstvennij-rubrikator-nauchno-tehnicheskoj-informacii-grnti-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-nauchit-tehnologii-sbora-hraneniya-i-obrabotki-massovih-dannih-v-processe-podgotovki-prinyatiya-resheniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-s-smailov-n-p-kalimbetova.html
  • books.bystrickaya.ru/bezopasnost-i-zashita-cheloveka-v-chrezvichajnih-situaciyah-35-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/1130-1300-ned-disciplina-vid-zanyatiya-prepodavatel-mesto-provedeniya-zanyatiya.html
  • student.bystrickaya.ru/23-opredelenie-skorostej-v-issledovanie-i-razvitie-polyarizacionnogo-metoda-vertikalnogo-sejsmicheskogo-profilirovaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-resursi-programmi-i-uchebniki-po-himii-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-oblasti-realizuyushih-profilnoe-obuchenie-predstavila-krivoruchkina-l-v-zav-umk-himii.html
  • institut.bystrickaya.ru/u-voennih-letchikov-zatroitsya-v-cvetah-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-8.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-otkritogo-regionalnogo-turnira-po-karate.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-f-tpu-1-2101-utverzhdayu-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-osnovi-sistemnogo-analiza-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • studies.bystrickaya.ru/2-zemlya-teni-kniga-pyataya.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-elita-meduchrezhdeniyam-zabajkalya-po-programme-rodovih-sertifikatov-napravleno-bolee-115-millionov-rublej.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-komissii-po-pravam-cheloveka-pri-prezidente-respubliki-kazahstan-stranica-11.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-po-ugolovnomu-pravu-ingushskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • books.bystrickaya.ru/david-mindadze-grazhdanskie-i-politicheskie-prava-vklyuchaya-voprosi-pitok-i-zaderzhanij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-ne-hochu-chtobi-ti-uhodil-nil-donald-uolsh.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-saransk-izdatelstvo-mordovskogo-universiteta-2009.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-reklami-dlya-specialnosti-032401-65-reklama-podgotovki-specialista-avtori-pogodina-r-i-ponomarev-m-s.html
  • education.bystrickaya.ru/314-kontaktnaya-informaciya-606522-rossiya-nizhegorodskaya-oblast-g-zavolzhe-sovetskaya-1a-informaciya-soderzhashayasya.html
  • education.bystrickaya.ru/1-reshaemaya-problema-plan-strategicheskogo-razvitiya-ippst-2010-2014-gg.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zoloto-i-lyubov-o-genri-iz-sbornika-chetire-milliona.html
  • student.bystrickaya.ru/12analiz-informacionno-kommunikacionnoj-strukturi-fns-metodika-obsledovaniya-pilotnih-federalnih-vedomstv-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/investment-proposals-glavnoe-upravlenie-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-i-evropejskoj-integracii-odesskoj-oblastnoj-gosudarstvennoj-administracii-stranica-26.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-tairibi-babamni-kigen-kim-osi-sabata-ol-zhetkzletn-ou-masattari.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-nalogovoe-pravo-metodicheskie-rekomendacii-4-grafik-uchebnogo-processa-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-po-anglijskomu-yaziku-dlya-postupayushih-v-8-klass-tematika-obsheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.