.RU

Информационно-образовательное сопровождение здоровьесберегающей деятельности в высшем учебном заведении



Информационно-образовательное сопровождение здоровьесберегающей деятельности в высшем учебном заведении

^ Московченко О. Н., Рукосуева Т. Г., Катцин М. А, Катцин О. А.

Сибирский федеральный университет, Красноярск


Аннотация. В статье освещены вопросы информационно-образовательного сопровождения здоровьесберегающей деятельности в высшем учебном заведении. С помощью анкетирования и данных медосмотров выявлено состояние здоровья студентов Сибирского региона, их ориентированность на здоровьесбережение. Предложен информационно-образовательный портал «Здоровье и образование» для интеграции образовательных, научных и методических ресурсов в области здоровьесохраняющего образования всех субъектов образовательного процесса.

^ Ключевые слова. Здоровьесберегающая деятельность, портал «Здоровье и образование», здоровый образ жизни, интеграция образовательных, оздоровительных и научных ресурсов


Проблема здоровья студенческой молодежи и преподавательского коллектива является одной из актуальных в Российской Федерации. Общероссийская проблема здоровья отражает региональную проблему.

Интенсификация учебного процесса, нарастающие темп жизни и гиподинамия, информационные, психоэмоциональные перегрузки в процессе деятельности человека приводят к напряжению его адаптивных процессов и ухудшению состояния здоровья.

По данным медосмотров и мониторинга здоровья студентов, обучающихся в вузах города Красноярска, в последние годы отмечено резкое ухудшение состояния здоровья среди первокурсников. С каждым годом до 20 % увеличивается количество студентов зачисленных в специально-медицинскую группу по различным соматическим заболеваниям из числа поступивших на первый курс.

Специалисты [1, 2] отмечают, что за последние 10 лет в образовательные вузы интенсивно внедряется адаптивная физическая культура в связи с увеличением студентов-инвалидов. Значительно изменилась структура заболеваний среди студентов специальной медицинской группы. Увеличились социально-значимые заболевания гепатит B, туберкулез легких, онкология, а также заболевания связанные с нарушением обменных процессов и желез внутренней секреции (щитовидная железа, сахарный диабет, ожирение II степени и др.). До 25 % студентов имеют дефицит веса от 15 до 20 кг. У девушек в большей степени это связано с увлечением разными диетами, у юношей – при высоком росте снижена масса тела из-за снижения мышечной массы, так как на протяжении всего пубертатного периода у них отсутствовала достаточная двигательная активность. Отсюда следует, что акселерация сменяется деациляцией, процессом нарушения гармоничного развития, несоразмерностью и непропорциональностью морфотипа.

По данным О.Н. Московченко [3], эволюционно появляется новый неопределенный неустойчивый морфотип, который не соответствует принятой биологической норме и указывает на слабое физическое развитие. Возможно, это связано с эколого-климатическими условиями Центра Сибири.

В студенческом возрасте на состояние здоровья и физическое развитие в значительной степени влияет не рациональный образ жизни: употребление алкоголя, курение, частое посещение ночных клубов, стрессы, гиподинамия и т.д.

В связи с этим, мы решили выявить информированность студентов 3–4 курсов факультета физической культуры и спорта (ФФКиС) и института информационных систем Сибирского федерального университета о здоровом образе жизни (ЗОЖ). Для этого была разработана анкета и проведен сбор информации. Проведенное анкетирование показало, что студенты слабо информированы о критериях здорового образа жизни, за исключением тех студентов, которым читается дисциплина «Валеология». По вопросам отношения к занятиям физической культурой и спортом, вредным привычкам (алкоголь, наркомания) студенты, ориентированы на здоровьесбережение. В вопросах субъективной оценки состояния своего здоровья, культуры питания, режима труда и отдыха, закаливания, курения нет единого понимания. Преподаватели – предметники вопросы здорового образа жизни, формирования ценностного отношения к здоровью и культуре здоровья не затрагивают, при этом многие из преподавателей сами курят. Самообразованием в области здоровьесбережения занимаются единицы, уповая на молодость и ограниченность свободного времени.

Исходя из вышеизложенного совершенно очевидно, что существует противоречие между пропагандой здорового образа жизни в средствах массовой информации и слабым внедрением здоровьесберегающих и инновационных технологий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью и ведению здорового образа жизни в студенческой и преподавательской среде.

На наш взгляд значительно улучшить обозначенную проблему можно, если создать информационно-образовательный портал «Здоровье и образование», что позволит повысить образовательную культуру по вопросам индивидуального здоровья. Предложенный нами проект по созданию специализированного информационно-образовательного портала «Здоровье и образование» обусловлен анализом состояния здоровья участников образовательной среды.

Информационно-образовательный портал «Здоровье и образование» предназначен для интеграции образовательных, научных и методических ресурсов в области здоровьесохраняющего образования студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. С помощью портала, представляется возможность решить следующие задачи:

- разработать концептуальные и методологические основы создания специализированного информационно-образовательного портала;

- создать единую методологию системы мониторинга, диагностики и коррекции здоровья участников образовательного процесса;

- разработать современные технологии по проблемам здоровьесохраняющего образования;

- расширить возможности и повысить качество обучения культуре здоровья, здоровому образу жизни через развитие системы дистанционного образования.

Информационно-образовательные ресурсы портала:

1.Сбор и анализ информации для предоставления на портале по направлениям обеспечения здоровья и здорового образа жизни:

«Педагогическая валеология»; «Основы здорового образа жизни субъектов образовательного процесса»; «Вредные привычки и их профилактика»; «Основы рационального питания», «Валеологический подход к развитию двигательных качеств»; «Оздоровительная физическая культура», «Культура здоровья и поведения», « Здоровьесберегающие технологии» и др.

2. Аппаратно-программные средства диагностики (нетрадиционные методы диагностики), прогноза и коррекции состояний различных систем организма человека. Создать аппаратно-программный комплекс для диагностики и оценки функционального состояния гомеостатических систем организма (сердечно-сосудистой, вегетативной систем и др.) с использованием компьютерных технологий. Создание аппаратно-программного комплекса в структуре информационно-образовательного портала «Здоровье и образование» позволит оперативно оценивать адаптивные возможности человека, своевременно проводить коррекцию состояний с целью перевода систем организма на новый уровень функционирования, с помощью изменения образа жизни, корригирующих и реабилитационных программ.

3. Наличие учебной, научной, учебно-методической и популярной литературы по валеологическому образованию, культуре здоровья и здоровому образу жизни, по оздоровительным технологиям физической культуры, нетрадиционным средствам оздоровления.

4. Здоровьесберегающие принципы образовательного процесса должны реализовываться через теоретико-познавательный компонент, цель которого сформировать систему знаний об основных закономерностях диалектического мировоззрения, лежащего в основе жизнедеятельности организма человека, овладеть системой знаний о функциональных возможностях организма, на повышение физического потенциала.

Таким образом, создание в высшем учебном заведении информационно-образовательного портала «Здоровье и образование» позволит устранить противоречие между пропагандой здорового образа жизни и реальным внедрением здоровьесберегающих технологий, способствующих активизировать интерес к ведению ЗОЖ среди студентов и профессорско-преподавательского состава. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве вуза позволит сформировать мотивационно-ценностные отношения к формированию культуры здоровья, физической культуры личности, образа и стиля жизни, духовного, нравственного и интеллектуального потенциала субъектов образовательного учреждения.


Библиографический список

  1. Темных А.С. Физическая культура. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / А.С. Темных, А.Б. Муллер, Г.С. Несов. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. – 351 с.

  2. 2. Московченко О. Н. Индивидуальное здоровье человека: аспект биологической, психофизиологической и социальной адаптации / О. Н. Московченко // Валеология. – 2000. № 4. С. 8–13.

  3. 3. Московченко О. Н. Индивидуальные особенности морфофункциональных типов физического развития к климатической адаптации / О. Н. Московченко // Вестник КрасГАУ: науч.-техн. журнал. Красноярск, 2004. Вып. 5. С. 102–108.



Внутрисистемные интеграции звеньев функции внешнего дыхания студентов первого курса специальной медицинской группы

Моторин В. Б.

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск


Аннотация. На основании данных функции внешнего дыхания выявлены взаимосвязи между показателями респираторного и кардиореспираторного (КРС) направления. Полученные данные позволили установить механизмы адаптации к КРС и занятиям в специальных медицинских группах и вносить коррективы в оптимизацию состояния.

^ Ключевые слова. Функция внешнего дыхания, корреляции, внутрисистемные и межсистемные взаимосвязи, механизмы адаптации и дизадаптации.


Возрастает количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которых относят к специальным медицинским группам. В последние годы их число возросло с 10 до 15 %, а в некоторых вузах до 40-50%. За годы учебы в вузе здоровье студентов ухудшается, в особенности на старших курсах. Увеличение массы тела отмечалось у 50% юношей, 10% - девушек. Общее количество заболеваний среди студентов повысилось с 29% на первом курсе до 43% на пятом. В порядке ранговой последовательности заболевания расположились: органы дыхания, ССС, ОДА, пищеварение [1].

Ключевые задачи, стоящие перед студентами СМГ в процессе занятий физическим воспитанием:

Студенты с заболеваниями КРС, пищеварительной и эндокринной систем составили одну группу. Студенты с нарушениями ОДА и периферической нервной системы – вторую, ЛОР – третью, отклонения со стороны ЦНС – четвертую. В связи от степени тяжести заболеваний в занятия вносятся ограничения по поддержанию ФК. Наиболее приемлемы аэробные дыхательные упражнения, на релаксацию, в том числе психологическую и др. Учет физического развития, подготовленности, психического и функционального состояния позволяет использовать методы индивидуально – дифференцированного физического воспитания с учетом гендерных особенностей. Использование ступенчатого коррекцинно – восстановительного процесса, включающего восстановление функционального и психологического состояния, референтных границ здоровья, реабилитационные технологии, устраняющие приобретенные нарушения и профилактику новых заболеваний. Индивидуально – дифференцированный подход к использованию адекватных состоянию средств физической культуры и безотметочная система контроля. Выход на профессионально – прикладную физическую подготовку (ППФП) и оценку эффективности проводимой работы по темпам изменения ключевых показателей психофизиологического потенциала (ПФП) и уровня здоровья. Функция внешнего дыхания диагностировалась на аппарате «Этон» [2].

Анализ выше представленных данных и диагноз состояния ставит задачу выявления физиологических и клинических механизмов обеспечения функционирования целостного организма. С этой целью проводилась оценка корреляции между компонентами (звеньями) системы дыхания.

С точки зрения оценки внутрисистемных взаимосвязей функции внешнего дыхания (ФВД) у юношей и девушек рассчитаны корреляции между показателями Тау 0,1,2 Мюллера и значениями максимальной объемной скорости выдоха (МОС 25-75). Также рассчитывались корреляции между значениями площади петли ФЖЕЛ и абсолютными значениями форсированного ЖЕЛ на выдохе и вдохе.

Результаты расчета представлены в таблице 1.

Таблица 1

Внутрисистемные взаимосвязи показателей функции внешнего дыхания и межсистемные связи между морфометрическими характеристиками тела

Корреляция

МОС25выд

МОС50выд

МОС75выд

ФЖЕЛвыд

ФЖЕЛвд

ЧСС в покое

ЧСС после нагрузки

Юноши

тау0М

-0,69

-0,24

-0,39

0,82

0,70

0,11

0,02

тау1М

-0,67

0,12

-0,04

0,70

0,70

0,19

-0,15

тау2М

-0,39

-0,73

-0,82

0,66

0,41

-0,01

0,34

Aex

0,35

0,51

0,41

0,78

0,82

0,73

0,30

МВЛ

0,40

0,33

0,36

0,13

0,02

0,55

0,63

ЖЕЛ вд

-0,02

-0,14

-0,21

0,87

0,68

0,33

0,54

ЧД в покое

0,64

0,49

0,47

0,06

0,21

0,47

-0,10

ЧД после нагрузки

0,12

0,21

0,11

0,59

0,65

0,25

-0,02

Девушки

тау0М

-0,80

-0,54

-0,21

0,01

0,30

-0,08

-0,13

тау1М

-0,63

-0,16

0,27

0,05

0,46

-0,11

-0,25

тау2М

0,01

-0,53

-0,86

-0,10

-0,45

0,06

0,27

Aex

0,83

0,87

0,70

0,82

0,49

0,13

-0,12

МВЛ

0,89

0,71

0,50

0,27

-0,02

0,04

-0,11

ЖЕЛ

0,45

0,33

0,30

0,67

0,39

-0,19

-0,37

ЧД в покое

0,15

0,38

0,21

-0,04

0,02

0,51

0,34

ЧД после нагрузки

0,15

0,27

0,01

-0,02

-0,15

0,16

0,09


Как следует из таблицы 1, среднего уровня отрицательные связи наблюдались между значениями МОС 25 и Тау 0, 1 М, а также МОС 50-75 и Тау 2. Выше средней тесноты связи отмечались между значениями площади петли ФЖЕЛ и абсолютными значениями ФЖЕЛ на выдохе и вдохе. Полученные взаимосвязи позволяют объяснить механизмы внутрисистемных взаимоотношений функций внешнего дыхания у юношей. Общая тенденция взаимосвязей наблюдалась и у девушек с той лишь разницей, что достоверные корреляции с Тау 0,1,2 проявлялись с значениями соответственно МОС 25-75. Более низкая корреляция выявлялась между показателями Aex и ФЖЕЛ вдоха у девушек. Следует отметить, что параметры Тау Мюллера определяют степень вогнутости кривой форсированного выдоха в координатах «поток – объем». Опытный специалист по степени вогнутости кривой форсированного выдоха может определить референтные границы и отклонения измеренных параметров от должных. Необходимо также отметить, что у юношей площадь петли ФЖЕЛ положительно коррелировала с объемными максимальными значениями скорости (25-75) выдоха. Высокой тесноты связи наблюдались между значениями Тау Мюллера и параметрами ФЖЕЛ выдоха. Исключение составила меньшая величина связи между Тау 2М и ФЖЕЛ вдоха. У девушек по сравнению с юношами отмечались высокой тесноты связи между величинами Aex и МОС 25-75 выдоха. Целесообразно также отметить, что корреляции между Тау и ФЖЕЛ выдоха не выявлялись, а ФЖЕЛ вдоха проявлялись на среднем уровне (R=0,30-0,46). При этом связь Тау 2М и ФЖЕЛ вдоха приобрела отрицательную направленность.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что корреляции значений Тау, Aex с МОС 25-75 различались у юношей и девушек специальной медицинской группы. Это обстоятельство можно объяснить различным состоянием функции внешнего дыхания. Более высокий уровень зависимостей проявлялся между указанными показателями у девушек по сравнению с юношами. Корреляции между показателями Тау, Aex и ФЖЕЛ проявлялись на более высоком уровне у юношей. У последних отмечались более высокие показатели легочной вентиляции. Согласно методических требований и рисунка кривой форсированного выдоха Тау Мюллера связано не только с максимальной объемной скоростью выдоха, но и пиковой объемной скоростью выдоха. Следовательно полученные данные позволяли интегративно оценить объемные и скоростные взаимосвязи функции внешнего дыхания.

Наряду с этим у юношей выявлялись средней тесноты корреляции между МВЛ и МОС 25-75, ЧСС в покое и после нагрузки. Отмечались физиологически обоснованные взаимосвязи между ЖЕЛ вдоха и соответственно ФЖЕЛ (выдох, вдох). Средней тесноты связь замыкалась между значениями ЖЕЛ и ЧСС соответственно в покое и после нагрузки. При этом частота дыхания в покое коррелировала с показателями МОС 25-75 и ЧСС в покое. Можно полагать, что эти внутрисистемные связи характеризуют внутрисистемные зависимости между частотными, объемными и респираторно - кардиальными взаимоотношениями.

У девушек наблюдались соответственно высокой и средней тесноты связи между МВЛ и МОС 25-75. На этом фоне значении ЖЕЛ коррелировали на среднем уровне с МОС 25-75, а с ФЖЕЛ выдоха и ФЖЕЛ вдоха соответственно на высоком и среднем уровне. Связи между частотой дыхания (ЧД) на среднем уровне проявлялись с МОС 50 выдоха, ЧСС в покое и после нагрузки.

Таким образом нами выявлены интегральные взаимоотношения на внутрисистемном уровне между параметрами функции внешнего дыхания, а также с частотой сердцебиений в покое и после нагрузки. При этом следует отметить, что значение МВЛ тесно коррелировали с показателями ЧСС у юношей, а у девушек таких зависимостей не выявлялось. Это позволяет высказать суждение, что у девушек наблюдалась десинхронизация между отдельными показателями кардио-респираторной системы. Это требовало внесение для последних оздоровительно-восстановительных упражнений, влияющих на общую выносливость, позволяющих синхронизировать состояние КРС.


Библиографический список

1. Гаттаров Р.У. Психофизиологический потенциал и уровень здоровья студентов. – Челябинск, 2005. – 191с.

2. Нефедов В.Б. Руководство по исследованию функций внешнего дыхания. – Москва, 2001. – 35с.


К вопросу повышения психоэмоционального состояния, физической подготовленности подростков и профилактике негативных форм поведения

Мугаллимова Н. Н.

Камская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма, Набережные Челны


Аннотация. В данной статье представлен опыт работы по первичной профилактике наркомании среди подростков с использованием средств различных видов двигательной активности и применением контрактного метода профилактики.

^ Ключевые слова. Первичная профилактика наркомании, подростки, двигательная активность, контрактный метод, агрессивность, тревожность, атмосфера в коллективе, экспериментальная программа, модель.


Введение. Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, проблема наркомании, как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности, занимает одно из первых мест. Специалисты и эксперты отмечают рост наркомании и токсикомании в детско-подростковой популяции со сдвигом показателей злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ) в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное "омоложение" современной российской наркомании, которой в детско-подростковом возрасте предшествует ранняя алкоголизация. Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к ПАВ снизился – до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек, соответственно [5, с. 12-13].

В сложившейся ситуации особенно актуальным представляется повышение эффективности и широкое внедрение технологий первичной профилактики приобщения к злоупотреблению ПАВ среди детей и подростков, начиная с 10-12-летнего возраста.

Именно направление, ведущее к раннему началу профилактической деятельности, когда еще не сформировалась личностная предрасположенность к употреблению ПАВ, является на сегодняшний день наиболее актуальным.

Наиболее доступной, эффективной и явно недооцененной сферой деятельности, способной сформировать у детей, подростков и молодежи надежные и устойчивые ценностные позиции, являются физическая культура и спорт.

Представление об актуальности темы, степени ее разработанности в научной литературе и реальном состоянии дают основание для формулировки основной проблемы исследования, которая заключается в существовании противоречия между объективной потребностью в изменении ситуации с распространением наркозависимости среди подростков, с одной стороны, и низкой результативностью профилактической работы, малой эффективностью существующих программ профилактики наркозависимости подростков, с другой стороны.

С учетом содержания этого противоречия цель нашего исследования заключалась в разработке и внедрении модели программы первичной профилактики наркомании популярными видами двигательной активности среди подростков, и определении ее эффективности.

Изучение особенностей отношения к наркотикам, к занятиям физической культурой, степени развития основных физических качеств, а также психологической составляющей личности подростка, позволяет глубоко проникнуть в суть проблемы первичной профилактики наркомании и оценить непосредственное влияние физической культуры на этот процесс [1, с. 9-10]. В организации профилактической работы основные усилия должны быть направлены на формирование внутренних барьеров, укрепление внутреннего состояния ребенка, воспитание у подрастающего поколения личной устойчивости к разным видам соблазна.

Предполагалось, что использование контрактного метода в программе первичной профилактики наркомании популярными видами двигательной активности улучшит показатели здоровья подростков 10-12 лет, повысит их уровень физической подготовленности, и будет способствовать улучшению психоэмоционального состояния и профилактике негативных форм поведения.

^ Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение, анкетный опрос, антропометрические измерения, контрольные испытания, медико-биологические методы исследования, диагностика психических состояний и свойств личности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Уровень физической подготовленности определялся по методике Ю.Н. Вавилова «Проверь себя» [2, с. 58]. Количественная оценка здоровья определялась по методике С.В. Хрущева с помощью пяти индексов: Кетле, Робинсона, Скибински, Шаповаловой, Руфье [3, с. 7]. Для изучения психоэмоционального состояния подростков использовались следующие тесты: состояние личностной тревожности (опросник Спилберга); уровень агрессивности (опросник Басса-Дарки); «эмоциональная атмосфера в коллективе» (тест А.Н. Лутошкина) [4, с. 39, 77].

Исследование проводилось на базе образовательных учреждений г. Набережные Челны (СОШ № 47, 37, 29, молодежный центр «Шатлык»), в три взаимосвязанных этапа в период 2007-2010 гг. Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях, в нем приняли участие подростки в количестве 60 человек, возраст которых составил 10-12 лет, с равными исходными данными физического развития, физической и функциональной подготовленности, психоэмоционального состояния (р>0,05). Были сформированы три экспериментальные и одна контрольная группы, по 15 человек каждая. Естественные условия эксперимента предусматривали организацию физкультурно-оздоровительных занятий, как в экспериментальных, так и в контрольной группах. Экспериментальные группы занимались: спортивно-эстрадными танцами (ЭГ-1), тэквондо (ЭГ-2), паркуром (ЭГ-3). Контрольная группа (КГ) занималась общей физической подготовкой по программе внеклассной и внешкольной работы Министерства просвещения (2000 г., с изменениями). Занятия во всех группах проводились три раза в неделю по два часа каждое занятие, в период с августа по июнь 2008-2009 гг.

Сущность педагогического эксперимента заключалась во внедрении в практику внеурочной работы модели реализации программы первичной профилактики наркомании популярными видами двигательной активности среди подростков. Модель профилактики была разработана с учетом социально-психологических особенностей населения в регионе и педагогического потенциала.

В экспериментальных группах на каждом занятии применялся комплекс педагогических приемов, направленных на коррекцию физического, психического и нравственного состояния испытуемых.

В программе предусмотрено обязательное условие. Перед тем, как приступить к физкультурно-оздоровительным занятиям, каждый подросток, занимающийся в экспериментальных группах, вполне по-взрослому заключал контракт, в котором обязался не пить, не курить, не употреблять психоактивные вещества, хорошо учиться, не вступать в конфликты. Данный контракт подписали сами подростки, один из родителей, классные руководители и тренеры. Если в течение определенного времени ребенок соблюдал все пункты контракта, то получал именную членскую карточку, по которой за соблюдение условий контракта была предусмотрена система поощрений – 10% скидка на товары и услуги. Льготы предоставляются некоторыми коммерческими структурами Республики Татарстан. Членские карточки вручались на торжественной церемонии с приглашением руководителей Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по РТ, Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, представителей спонсорских организаций, городских учреждений дополнительного образования, родителей и прессы.

Теоретико-прикладная модель реализации программы представляет собой схему, в которой отражены: цель, задачи, принципы, а также этапы, направления, формы работы, условия реализации.

В общую структуру профилактической деятельности, объединенной основной концептуальной программой, входят следующие направления: работа с подростками; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и подростками; работа с родителями.

^ Результаты и их обсуждения. Анализ полученных данных показывает, что общий уровень здоровья, который определялся по индексам физического развития, за время эксперимента повысился у всех подростков. В тоже время, сравнивая показатели физического здоровья испытуемых по окончании педагогического эксперимента, можно отметить, что среди подростков экспериментальных групп – больше подростков со средним и выше среднего уровнями физического здоровья, а в контрольной группе – подростков с вышесредним уровнем физического здоровья по окончании эксперимента отмечено не было.

В показателях физической подготовленности после педагогического эксперимента, в каждой из ЭГ и КГ, произошли существенные изменения. Межгрупповые показатели различаются существенно: в ЭГ-1 – в наклоне вперед; в ЭГ-2 – в тестах, характеризующих развитие силы: отжимание, поднимание туловища из положения лежа, удержание тела в висе на перекладине, бег 1000 м; в ЭГ-3 – в тестах, характеризующих скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места, бег 1000 м с высокого старта, челночный бег (р<0,05). По нашим исследованиям физическая подготовленность и уровень здоровья подростков изменяется в зависимости от их двигательной активности.

Для оценки психоэмоционального состояния подростков мы использовали наиболее простые и, в тоже время, достаточно информативные тесты – опросники Спилберга, Басса-Дарки и тест А.Н. Лутошкина.

Мы провели сравнение прироста результатов в этом показателе между группами и получили следующие результаты. Наибольшие положительные изменения произошли в группе занимающихся спортивно-эстрадными танцами – уровень личностной тревожности снизился на 17%, агрессивности на 40% (р<0,01). В группе тэквондо – уровень агрессивности снизился на 32% (р<0,01), повысилась атмосфера в группе на 23% (р<0,01). По этим данным можно заключить, что преимущественное использование средств силовой направленности позволяет более эффективно воздействовать на психическое состояние и нормализовать уровень агрессивности у подростков. В группе занимающихся паркуром, при недостоверном снижении ситуационной и личностной тревожности, в сравнении с контрольной группой, отмечается снижение уровня агрессивности и повышение атмосферы в группе. Сравнительный анализ данных психоэмоционального состояния, в начале и в конце эксперимента, показал, что занятия двигательной активностью, независимо от вида, оказали положительное влияние, что вполне закономерно. Заключение. По всем позициям исследуемых нами показателей в экспериментальных группах, по сравнению с подростками контрольной группы, произошли более значимые изменения, причем многие из них являются достоверными, что, на наш взгляд, наглядно доказывает эффективность модели реализации программы первичной профилактики наркомании популярными видами двигательной активности.


^ Библиографический список

1. Аксенова, О.Э. Программа первичной профилактики наркомании в общеобразовательной школе : учебное пособие / О.Э. Аксенова, И.В. Моисеева, под общ. ред. С.П. Евсеева. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2008. – 68 с.

2. Вавилов, Ю.Н. Проверь себя (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) / Ю.Н. Вавилов, Е.А. Ярыш, Е.П. Кокорекина // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 9. – С. 58-63.

3. Поляков, С.Д. Физическое здоровье школьников : система мониторинга, оценка и коррекция : пособие для врачей / С.Д. Поляков и др. – М., 2004. – 65 с.

4. Психологические тесты : в 2-х т. / под общ. ред. А.А. Карелина. – М. : ВЛАДОС, 2005. – Т. 2. – С. 26.

5. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации : руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников / под общ. ред. Н.В. Вострокнутова. – М. : Фирма-вариант, 2003. – 240 с.


i-socialnaya-tema-ponyatie-versii-razrabotka.html
i-socialnogo-razvitiya-omskoj-oblasti-stranica-3.html
i-socialnogo-razvitiya-omskoj-oblasti-stranica-8.html
i-socialnogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-stranica-11.html
i-socialnogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-stranica-5.html
i-soderzhanie-etapa.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchyot-za-tri-goda-po-rabote-s-mirovozzreniem-uchashihsya-v-ramkah-eksperimentalnoj-programmi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-ispolzovaniya-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nekotorie-voprosi-primeneniya-reestra-rashodnih-obyazatelstv-organov-mestnogo-samoupravleniya-i-ispolzovaniya-programmno-celevih-metodov-upravleniya-v-sfere-kulturi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nacionalno-regionalnij-komponent-v-obrazovanii-proshloe-nastoyashee-i-budushee-rodnogo-kraya-v-tvorchestve-pisatelej-i-poetov.html
  • control.bystrickaya.ru/elena-rebrova.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dlya-postupayushih-v-magistraturu-po-specialnosti-1-21-80-03-germanskie-yaziki-nemeckij-yazik.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-tema-lingvisticheskoe-obespechenie-iskusstvennogo-intellekta.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vlastelin-kolec-dve-bashni-stranica-16.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-adaptacionnogo-kursa-konstitucionnoe-pravo-po-napravleniyu-030500-68-yurisprudenciya-podgotovki-magistra.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-21-iyulya-1988-g-n-579-ob-utverzhdenii-kvalifikacionnih-harakteristik-vrachej-specialistov-v-red-prikaza-minzdrava-rf-ot-25-12-1997-n-380-stranica-20.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-i-istoriya-antichnoj-filosofii-kak-predmet-istorii-filosofii-v-v-buryak-antichnaya-filosofiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-soznatelnogo-i-bessoznatelnogo-v-vokalnom-ispolnitelstve.html
  • books.bystrickaya.ru/da-pominaete-den-ishoda-vashego-ot-zemli-egipetskiya-vsya-dni-zhitiya-vashego.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii2-32-ekologiya-goroda-ii-11-zemelnie-resursi-osobennosti-ispolzovaniya-ocenki-i-upravleniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tamozhennie-rezhimi-chast-14.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zabajkalskij-agrarnij-institut-filial-fgbou-vpo-irkutskaya-selskohozyajstvennaya-akademiya-tehnologicheskij-fakultet-kafedra-veterinarnoj-medicini.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-procedura-zashiti-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-rostov-na-donu-pl-2-oj-pyatiletki-12-inn-6165102333-kpp-616501001.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhani-e-stranica-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-yavlyaetsya-dokumentom-soderzhashim-tehnicheskoe-opisanie-ustanovok-kompressornih-v-dalnejshem-kompressor-sb4s-50.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-nauchnij-redaktor-i-recenzent-professor-kafedri-mirovoj-politiki-fakulteta-mirovoj-ekonomiki-i-mirovoj-politiki-gu-vshe-m-z-shkundin-stranica-32.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-p-ekspertiza-proekta-i-razrabotka-tehnicheskih-reshenij-po-ego-sovershenstvovaniyu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-student.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-fizike-dlya-9-klassa-tema-reshenie-olimpiadnih-zadach-po-mehanike.html
  • klass.bystrickaya.ru/69-nppetersonu-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj-izdatelstvo-evidentis.html
  • report.bystrickaya.ru/hvataj-za-gorlo-stranica-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/styuart-v-s-91-rabota-s-obrazami-i-simvolami-v-psihologicheskom-konsultirovanii-per-s-angl-n-a-hmelik-stranica-5.html
  • student.bystrickaya.ru/23-peloponesci-ushli-v-beotiyu-24-organizacionnie-voprosi-afinyan-stranica-15.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-dejstvuet-s-02-05-2011-g-po-06-05-2011-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-lekarstvennie-rasteniya-dagestana.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-i-obshaya-harakteristika-semejstva-operacionnih-sistem-unix-plan-lekcii-ponyatie-kompyuternoj-seti-evolyuciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/igra-kak-sposob-preodoleniya-nevrozov-u-detej-spb-karo-2006-416-s-isbn-5-89815-738-7-stranica-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-raboti-za-2011-god-2011-god.html
  • credit.bystrickaya.ru/opit-torgovli-v-aprele-dekabre-2006-goda-koncepciya-refleksivnosti-12-klassicheskij-process-nauchnogo-poznaniya-12.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-v-oblasti-tamozhennogo-dela-i-ih-rassmotrenie-chast-18.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.