.RU

III. определения ДО Российских специалистов - Отчет направлен на гос регистрацию в винти 29. 10. 2001 №951/01 Инвентарный №




^ III. определения ДО Российских специалистов

определения
комментарии составителя

Не стоит связывать все надежды с какой-либо одной существующей формой образования. Перспективнее всего синтезировать лучшие и приемлемые в наших условиях качества каждой из них и на этой основе выработать новую модель образования. Назовем эту форму интерактивной, или дистантным образованием, т.е. образованием на расстоянии, имея ввиду вариативное, направляемое и контролируемое самообразование студентов, основанное на единстве установочно-консультационных сессий и самостоятельной работы обучающихся и оснащенное полными комплектами учебной и методической литературы, электронно-вычислительной техникой.

В.И. Овсянников. Образование без отрыва от работы: опыт организации // Педагогика. 1995, № 2.(Современную редакцию данного определения см. «Введение в дистанционное образование»)

Данное определение предлагалось включить в Концепцию создания и развития единой системы ДО в России. Но тогда победил технократический подход и прошла формулировка, приведенная в начале данного перечня.




Дистанционное образование (от лат. distantia - расстояние) международный термин, иногда трактуемый как “образование на расстоянии”. Обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом. Практикуется в двух, обычно комбинируемых в разных сочетаниях формах: а) через переписку, в ходе которой педагог корректирует и контролирует освоение образовательной программы; б) через средства массовой коммуникации — лекции и инструк­ции, аудиовизуальные материалы, индивидуальные консультации по телефону. Дистанционные технологии используются как в формальном, так и нефор­мальном образовании.

^ Дистанционное обучение, обучение на расстоянии — процесс обучения, протекающий без постоянного прямого контакта между педагогом и субъектом учебной деятельности. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством специально подготовленных инструктивных материалов, а также в ходе периодических прямых контактов обучающих и обучаемых. Ход обучения определяется и корректируется на основе письменных контрольных работ, которые после проверки отсылаются исполнителю с комментариями, замечаниями и советами педагога. Подразделяется на традиционное заочное обучение, при котором подлежащие освоению знания черпаются в основном из учебников и др. печатных источников, и разного рода учебные программы, рассчитанные на трансляцию знаний через средства массовой информации — радио, телевидение, массовую печать. Обычно эти виды комбинируются в различных сочетаниях.


Самое полное из имеющихся в российских справочных изданиях комплексных определений ДО.

^ Дистанционное образование / Профессиональное образование. Словарь. Издательство “Новь”, М., 1999.




Дистанционное обучение - формирующиеся в Российской Федерации - новый способ освоения образовательных программ (реализации госу­дарственного образовательного стандарта), предполагающий тех­ническое, программное, учебно-методическое переоснащение образовательного процесса, использование адекватных образовательных и педагогических технологий (в том числе электронно-сетевых) и соответствующих организационных форм.


Сбалансированное определение, не дающее, вместе с тем, явной формулировки родовой принадлежности ДО (“новый способ освоения образовательных программ” не задаёт родового понятия ) и его отличительных характеристик.

Система профессионального образования в Российской Федерации. Национальный доклад. Национальная Обсерватория профессионального образования, при участии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. М., ,1998

Дистанционное образование - образования на расстоянии, в котором очные и синхронные занятия с преподавателем сведены к минимуму или вообще отсутствуют. Это по преимуществу самостоятельное образование (самообразование), в отличие от самообразования как такового включающее в себя в той или иной форме обратную связь с преподавателем (образовательным учреждением).

^ Программа развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в

2000-2005 гг. Глоссарий.

Определение ДО из Программы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 гг., после утверждения Программы Министерством образования РФ 15.06.2000 г. получившее статус официально признанного, по крайней мере, для системы СПО.

Дистанционное образование - это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования.

В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Ключевую роль играет также тьютор (преподаватель-консультант), который прикрепляется к группе студентов. Другие компоненты и методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным.


Определение МИМ (Международного института менеджмента) “Линк”, являющегося российским филиалом (представительством) Открытого Университета Великобритании.

^ Web-сайт МИМ “ЛИНК”(www.link.msk.ru)


Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.


Определение, которое можно считать трактовкой термина ДО в МЭСИ (авторы, в год публикации монографии, - профессора и члены академической администрации МЭСИ).

^ А.А.Андреев, В.И.Солдаткин. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. Минобразования РФ, МЭСИ, М., 1999


Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специа­лизированной информационно-образова­тель­ной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения. Информационно-обра­зова­тель­ная среда дистанционного образования представляет собой системно организован­ную совокупность средств передачи данных, информаци­онных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспе­чения, ориентированную на удовлетворение образова­тельных потребностей пользователей.

^ Единственное до последнего времени официальное определение ДО в России.

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России (принята Госу­дарственным комитетом РФ по высшему образованию 31 мая 1995г.).
Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного, асинхронного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения. Индифферентный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.
Под целенаправленным процессом, обозначенным в определении, понимается организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Дистанционное образование – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта (очно).

См. Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды // Материалы Седьмой международной конференции по дистанционному образованию / Под редакцией В.П. Тихомирова, В.И. Солдаткина, Д.Э. Колосова. М.: МЭСИ, 1999.

Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариативный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической педагогической системе.

^ Выступление Андреева А.А. на круглом столе «Исследование психолого-педагогических основ дистанционного обучения» 30 ноября 2000 г.

Система развивающего дистанционного обучения (СРДО) призвана содействовать решению задачи массового индивидуализированного обучения, отвечающего запросам социальной практики и индивидуальным запросам личности. Система предполагает сочетание активных форм обучения: очных и заочных; безличных и личностно-ориентированных; индивидуальных и групповых с использованием современных обучающих технологий и технических средств. Центральная фигура системы - личность, самостоятельно определяющая свои потребности в образовании с учетом своего социального опыта и советов наставников. Основной методологический принцип системы - диалоговое содействие творческому росту обучаемых в решении конкретных теоретических и практических задач с использованием современных мыслительных методов и технологий.

Щенников С.А., Никитин С.М., Никитина Н.К. «Основные положения Концепции Российской системы развивающего дистанционного обучения»

Дистанционное образование (ДО) является одним из методов получения образования по заочной форме обучения, основанном на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на современных методиках обучения, технических средствах связи и передачи информации.

Приказ Минобразования России «Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования» от 30.05.97 № 1050.

Дистанционное обучение как технология есть целенаправленная и методически организованная учебно-познавательная деятельность лиц, находящихся на расстоянии от образовательного центра, осуществляемая с помощью средств, методов и технологий опосредованного педагогического общения преподавателя со студентом с минимальным количеством обязательных занятий.


Положение о дистанционном обучении в сфере среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. (Положение разработано Институтом дистанционного образования Московского государственного индустриального университета)

Открытое дистанционное образование (ОДО) позволяет осуществить переход от предметного принципа построения содержания образования к созданию интегрированных учебных курсов, «снимающих» целостную картину профессиональной деятельности. Главным при отборе содержания образования становится критерий «знания – под деятельность». В ОДО знания начинают выступать не в функции онтологий, а в функции средств для решения конкретных профессиональных задач. Это не значит, что в ОДО исчезает фундаментальное знание, - оно остается, но начинает выстраиваться по другим законам: знания – не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающие в управленческой деятельности. Первостепенные значение приобретают универсальные (методологические) знания, позволяющие проектировать будущее.


С.А. Щенников. Модель открытого образования как основа организации подготовки менеджеров в дистанционных формах //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МИМ ЛИНК. Жуковский, 2000.

Дистанционное образование – педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения (ДО) с подтверждением образовательного ценза.

 Дистанционное обучение (ДО) – 1). целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени; 2). технология обучения на расстоянии, которая предусматривает при её реализации физически и географически различное местонахождение преподавателя и обучаемых.


Положение о дистанционном обучении в сфере среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации

Дистанционное обучение (ДО) – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 «О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения»

Положение о дистанционном обучении в сфере среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации







^ III этап работы:

Письменно резюмируйте результаты анализа и дайте аргументированное описание Вашего понимания ДО, как формы образования или процесса обучения, технологии (не более 1-2 стр.)












!

Прочитайте еще раз внимательно соответствующую тему курса лекций «Введение в дистанционное образование»


 ^ Формы работы тьюториала:


Примечание:

с этой дискуссии тьюториалами могут руководить ранее предварительно назначаемые обучающиеся.





^ IV этап работы:

Приступайте к изучению глоссариев дистанционного образования и комментариев к ним. Кратко выразите свое понимание вопросов, вытекающих из предложенных глоссариев










Для изучения предлагается глоссарий: глоссарий Global Distance Educationet, (World Bank)


Глоссарий терминов ДО

^ GLOBAL DISTANCE EDUCATIONET

Глобальная сеть Дистанционного образования (GDENet) представляет собой сеть Web-сайтов на английском, испанском и китайском языках, содержащих тщательно отобранные и систематизированные аналитические и дескриптивные материалы по теории и практике дистанционного образования. Созданная в 1998 году по проекту Всемирного банка международной группой ведущих экспертов в области дистанционного образования во главе с М.Муром и постоянно пополнявшаяся и обновлявшаяся в последующие годы, GDENet является на сегодняшний день наиболее полной, квалифицированно составленной и авторитетной международной энциклопедией ДО, дающей представление обо всех аспектах мировой деятельности в этой области. Глоссарий GDENet, содержащий своего рода терминологическую и понятийную квинтэссенцию информации, размещённой на сайтах сети, дает, таким образом, наиболее надёжное основание для разработки российского терминологического стандарта ДО


^ ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Резюме изучающего глоссарий

Дистанционное образование: Обучение и изучение, в котором изучение обычно происходит в месте, отличном от обучения.




Дистанционное изучение: термин, часто не вполне корректно используемый как синоним дистанционного образования, так как дистанционное образование включает в себя в равной мере не только изучение, но и обучение.




Курсы дистанционного образования: Структурированные программы обучения для учащихся, находящихся в месте, отличном от местонахождения преподавателя, предполагающие формулировку учебных целей, участие одного или более преподавателей, наличие средств коммуникации и описание изучаемого предмета.




Система дистанционного образования: Весь комплекс процессов, имеющих своим результатом дистанционное образование, включая изучение, обучение, коммуникацию, проектирование и менеджмент




Учреждение дистанционного образования: Колледж, университетская или школьная система, организованная исключительно для дистанционного образования.




Отделение дистанционного образования: Специальное подразделение, предназначенное для ведения дистанционного обучения в традиционном колледже, университетской или школьной системы




Консорциум дистанционного образования: Два или более учреждения или отделения дистанционного образования, совместно участвующие в разработке курсов дистанционного образования, обучение им, или обоим.




Программа дистанционного образования: Дистанционное образование, обеспечиваемое штатом традиционного колледжа, университета, школьной системы или учебного подразделения, в чьи первоочередные обязанности входит обучение в аудитории.




Проектирование курса: согласование учебных целей, подбор используемых медиа средств, оценочное планирование и разработка стратегий обучения перед набором студентов.




Команда (разработчиков) курса: Группа специалистов в области содержания, учебного проектирования, обучения и технологий, формируемая для создания курса дистанционного образования.




Технология: Средства доставки сообщений, включая почтовые системы, радио и телевизионные компании, телефон, спутниковую связь и компьютерные сети.




Медиа: носители сообщений, распространяемых посредством технологий: в первую очередь, текст — в книгах, методических пособиях и компьютерных сетях; звук - в аудиокассетах и радио и телепередачах; изображения - в видеокассетах и телепередачах; текст, звук и/или изображения - в телеконференциях.




Интерактивность: Обмен информацией, идеями, мнениями между учащимися и преподавателями и среди них с целью облегчения обучения, как правило, осуществляемый опосредованно с помощью технологии.




Преподаватели (или тьюторы): Специалисты в области организации обучения, взаимодействующие посредством технологий со студентами по поводу изучаемого ими содержания (обычно разрабатываемого командой курса, однако, весьма часто – самими преподавателями).




Консультанты: Специалисты в области организации обучения, оказывающие индивидуальную помощь студентам в решении академических или личных проблем, связанных с обучением.




Контрольные и аттестационные работы: Работы, выполненные студентами и используемые преподавателями (тьюторами) в целях интерактивности и аттестации.




Экономия масштаба: Эффект, выражающийся в стоимости единицы продукции, производимой в больших количествах. В дистанционном образовании чем больше число пользователей курса или число пользователей системы, тем ниже стоимость курса для каждого человека.





 Формы работы тьюториала:

Примечание:

каждый последующий тьюториал рекомендуется начинать с повторения терминов ДО.


!


^ Заполните таблицу самоконтроля, форму таблицы см. задание I.1.


модуль II. Структура ДО в мире


В работе над заданиями этой темы используйте

Справочник «Основные центры открытого и дистанционного образования в странах мира» и материалы Global Distance Educationet (World Bank)– (http://www.worldbank.org). В случае недостатка информации используйте возможности Интернет, электронной переписки с заинтересовавшими Вас вузами и организациями. Пользуйтесь также другими рекомендованными источниками. При составлении своего письма-запроса по электронной почте укажите данные о себе и своей работе, сообщите, что вы занимаетесь повышением своей квалификации в области ДО в рамках проекта Минобразования РФ, рекомендуемого Межвузовским центром дистанционного образования Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.


^ Задание II.1.






Выявите основные тенденции в развитии учебных заведений ДО в мире и постройте:









    • диаграмму количественного роста заведений ДО по годам (десятилетиям);

    • сравнительную диаграмму роста заведений ДО "технологичной" и "трансляционной" моделей;

    • сравнительную диаграмму роста одно- и двухпрофильных, смешанных заведений ДО.

 Формы работы тьюториала.


Совместное обсуждение вопросов:




!

Итоги обсуждения полезно обобщить, размножить и раздать участникам обсуждения.





!


^ Заполните таблицу самоконтроля, форму таблицы см. задание I.1.




Задание II.2.






Выявите и впишите в таблицу направления и формы сотрудничества вузов в рамках внутригосударственных и международных консорциумов.












Головная организация и участники

Основные программы и направления

деятельности

Особенности

деятельности


^ Укажите название консорциума на русском и английском языках, его электронный адрес, год создания и др. выходные данные


^ Если перечень достаточно велик, то указать общее количество членов и основных участников по регионам мира, российские участники называются обязательно.









Примечание: эту и последующие таблицы рекомендуется располагать вдоль страницы.


 ^ Формы работы тьюториала:


! Доработанная таблица размножается и раздается участникам обсуждения.


!


^ Заполните таблицу самоконтроля, форму таблицы см. задание I.1.



Задание II.3.






Изучите деятельность ведущих международных организаций ДО.









Составьте перечень мировых и региональных организаций (до десяти организаций).




Члены

международных организаций

Структура

организации и управление

Основные

направления и результаты

деятельности

Особенности деятельности


^ Название и выходные данные международных организаций


Если перечень достаточно велик, то указать общее количество членов и основных участников лучше по регионам мира, российские участники называются обязательно.












 ^ Формы работы тьюториала:


! Доработанная таблица размножается и раздается участникам обсуждения.


!


^ Заполните таблицу самоконтроля, форму таблицы см. задание I.1.



модуль III. Концептуальное обоснование ДО в мире


Задание III.1.






Проанализируйте концепции ДО в мире по курсу лекций и прилагаемым к данному заданию материалам






Концепции ДО:


На основе полученных результатов составьте таблицы.


Ведущие теории ДО в мире





Представитель


^ Основы его концепции и отношение к другим теориям

Оценка концепции

Аргументы

"за"

"против"


^ Теория «индустриализации»


1

О. Петерс











^ Теория «взаимодействия и коммуникации»


2

А. Бэйтс










3

Д. Сьюарт










4

А. Смит











^ Теория «автономии и независимости»


5

Б. Холмберг







6

Р. Деллинг







7

Ч. Ведемейер







8

М. Мур










!

Резюмируйте письменно результаты проделанной Вами работы; отметьте, в какой степени концепции применимы в условиях заочного образования, "технологичной" и "трансляционной" моделей.



^ Степень концептуального обоснования педагогических основ ДО

(используйте данные предыдущей таблицы)





Представитель



^ Позиция ученых

Оценка концепции

Аргументы

"за"

"против"


^ Основные педагогические принципы зарубежных моделей ДО



1 принцип ……


1

О. Петерс










2

А. Бэйтс










3

Д. Сьюарт










4

А. Смит










5

Б. Холмберг










6

Р. Деллинг










7

Ч. Ведемейер










8

М. Мур











2 принцип ……


1

О. Петерс










2

А. Бэйтс










3

Д. Сьюарт










4

А. Смит










5

Б. Холмберг










6

Р. Деллинг










7

Ч. Ведемейер










8

М. Мур











n принцип ……


1

О. Петерс










2

А. Бэйтс










3

Д. Сьюарт










4

А. Смит










5

Б. Холмберг










6

Р. Деллинг










7

Ч. Ведемейер










8

М. Мур











Примечание:

таблица "Ведущие концепции ДО в мире" заполняется самостоятельно участниками до начала работы тьюториала; форма таблицы "Степень концептуального обоснования педагогических основ ДО" заранее готовится к тьюториалу, каждый участник обдумывает свою позицию по ее заполнению на тьюториал.


 ^ Формы работы тьюториала:




!

Резюме, основные выводы и заключение по итогам совместной работы готовятся группой участников (3 чел) после тьюториала, размножаются и раздаются его участникам.


Материалы для изучения

используются работы названных авторов по дайджесту «Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации.



!


^ Заполните таблицу самоконтроля, форму таблицы см. задание I.1.



Задание III.2.






Проведите сравнительное исследование организационно-педагогических основ зарубежных моделей ДО и системы заочного образования в России как формы ДО










^ При выполнении задания используйте:


Используйте также:

Вопросы истории и перспективы развития высшего заочного педагогического образования. Межвуз. сб. науч. трудов. – М.: МГЗПИ, 1985.

Лазарев В.Н. Высшее заочное педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы. – М.: Изд-во МГОПУ, 1996.

^ Место и роль высшего педагогического образования без отрыва от производства как звена единой системы непрерывного образования и перспективы его роста // Социальные проблемы подготовки учителя без отрыва от производства. – М., 1989.

^ Московский государственный заочный педагогический институт. Очерки истории (1951-1990 гг.): Сб. статей / Отв. ред. А.В. Ушаков. М., 1991.

Организационно-методические проблемы обеспечения учебного процесса по заочной форме обучения в рамках многоступенчатой системы подготовки специалистов: Тез. выступлений на XXII учеб.-метод. сбора професс.-преп. состава. М., Моск. юрид. ин-т, 1998.

Проблемы совершенствования высшего заочного образования: Межвуз. науч.-техн. конф.: Тез. докл. / Редкол.: Анисимов В.П. и др. – М., 1999.

Саенко Г.В. Заочно-дистанционное обучение – эффективная форма получения высшего профессионального образования. М., 1998.

Совершенствование подготовки специалистов без отрыва от производства: Сб. науч. трудов / НИИВИ. – М., 1986.

50 лет Московскому государственному открытому педагогическому университету имени М.А.Шолохова. М., 2001.


!

При поиске нужных Вам материалов помните о возможностях Интернет и электронной переписки.


^ По результатам исследования составьте таблицу.


Сравнительная таблица педагогических основ зарубежных

моделей ДО и российского заочного образования




Основные оргацизационно-педагогические принципы зарубежных

моделей ДО

Аналог или иное в российском заочном образовании

Принципиальное отличие основ российского з/о от зарубежных моделей ДО

Ваше резюме




^ Используйте материал предыдущих таблиц











 Формы работы тьюториала:


•совместное обсуждение данных таблицы;

•выработка проекта справки о соотношении системы российского заочного образования и зарубежных моделей ДО.


! Проект справки размножается и раздается участникам обсуждения.


Документы для изучения:


^ I. О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА


Инструктивное письмо Главного учебно-методического управления высшего образования Государственного комитета СССР по народному образованию от 13 февраля 1989 г. № 96-101-32/11


В связи с поступающими запросами Главное учебно-методическое управление высшего образования направляет для сведения и использования в работе «Рекомендации по разра­ботке рабочих учебных планов вуза для подготовки специа­листов без отрыва от производства по заочной и вечерней формам обучения», разработанные Учебно-методическим центром по обучению без отрыва от производства по инженерным специальностям.


iz-zakona-rossijskoj-federacii-o-bezopasnosti-ot-5-marta-1992-g-stranica-2.html
iz-zala-a-eto-znachit-chto-operaciya-izucheniya-neprimenima-iliyub-lekcii-vot-zdes-oboznachena-na-pervom-slajde.html
iz-zala-kak-zhe-oni-togda-razvivayutsyayub-yu-m-beryozkin-dalee-yub-segodnya-28-oktyabrya-i-chetvyortaya-lekciya-tema.html
iz-zala-ne-slishno-predsedatelstvuyushij-reshenie-kvoruma-net.html
iz-zala-po-proektu-predsedatelstvuyushij-predsedatelstvuet-predsedatel-gosudarstvennogo-sobraniya-il-tumen.html
iz-zala-segodnya-gustov-va-zasedanie-otkril-prezident-rossijskoj-federacii-b-nelcin.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-konkursnij-otbor-i-zachislenie-v-sostav-studentov-pravila-priema-studentov-v-altgtu-v-2008-g-proekt-obshie-polozheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-okanchivayushih-nachalnuyu-shkolu-avtomatizirovannij-testovij-kontrol-znanij-obuchayushie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-matematika-konflikta-i-prinyatiya-politicheskih-reshenij-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra-avtori-d-t-n-prof-f-t-aleskerov-aleskhse-ru.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/55-klassifikaciya-po-tipu-ispolzuemogo-processora-konspekt-lekcij-dlya-specialnosti-100100-zo-sokrashennoj-formi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/andrej-savelev-finansirovanie-edinoj-rossiej-svoego-kosmicheskogo-turista-eto-prestuplenie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-tarifnoe-regulirovanie-estestvennih-monopolij-i-vliyanie-na-effektivnost-ii-analiticheskaya-chast-17.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11odinochestvo-velikogo-kulturistaarnold-shvarcenegger-samotnost-yak-tema-smert-potana-dlya-nasho.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-podgotovke-proekta-pravil-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-ermolinskogo-selskogo-poseleniya-utverzhdenii-sostava-i-poryadka-deyatelnosti-komissii-po-podgotovke-proekta-pravil-zemlepolzovaniya-i-zastrojki.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-temu-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/turok-aleksandr-ivanovich-feldsher-muz-stanciya-skoroj-medicinskoj-pomoshi-g-kirov.html
  • education.bystrickaya.ru/2-harakteristika-socialno-ekonomicheskogo-potenciala-doklad-glavi-goroda-pokachi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/materiali-pesochnoj-terapii-chast-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-biznes-kurs-anglijskogo-yazika-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/priroda-sdelala-ranshe-uchebniki-i-v-drozdova-udivitelnaya-biologiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-alternativnoj-obrazovatelnoj-sistemi-sadberi-veli-skul.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-dokumentov-dlya-polucheniya-ipotechnogo-kredita-dlya-rabotnikov-po-najmu.html
  • student.bystrickaya.ru/070000-kultura-i-iskusstvo-16-noyabrya-2007g-33907-na-ot-200-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-bakalavriata-realizuemaya-fgbou-vpo-tuvinskij-gosudarstvennij-universitet-po-napravleniyu-podgotovki-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki.html
  • writing.bystrickaya.ru/biblioteka-vsemirnoj-literaturi-seriya-pervaya-tom-10-pesn-o-rolande-koronovanie-lyudovika-nimskaya-telega-pesn-o-side-romansero-stranica-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/prolog-kostyor.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bronzino-anolo-17-11-1503-sejchas-etot-den-otnositsya-k-skorpionu-no-togda-eto-bil-strelec-italyanskij-zhivopisec-predstavitel-florentijskogo-manerizm-stranica-9.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-so-ramn-2008-s-120-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/r1-knigi-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-2504-240404-pererabotka-nefti-i-gaza-krasnodar-2008.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-himiya-okruzhayushej-sredi-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programm.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xi-okna-v-budushee-1-nezakritie-voprosi-ili-voprosi-bez-otvetov-geneticheskie-faktori.html
  • school.bystrickaya.ru/deklaraciya-o-missii-gostinichnogo-i-turisticheskogo-biznesa.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-tema-nir.html
  • bystrickaya.ru/vzaimodejstviya-i-sili-v-prirode.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xxxv-temnie-istorik-kniga-eta-napisana-po-raznim-prichinam-no-mozhet-bit-glavnim-obrazom-kak-otvet-na-voprosi.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-oftalmologii-koroev-o-a-kurs-lekcij-po-glaznim-stranica-12.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trofimov-v-n-iskusstvennij-intellekt-dobro-i-zlo-kak-zapretnij-plod-v-n-trofimov-e-v-trofimova-stranica-14.html
  • urok.bystrickaya.ru/problema-istini-v-filosofii-voprosi-dlya-obsuzhdeniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-materialovedenie-dlya-studentov-msf-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xiv-dzhordano-bruno-i-germeticheskaya-tradiciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-vodnij-krizis-i-vodnij-stress.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.