.RU

I. Определения - Информационный бюллетень болонский процесс



^ I. Определения

     

1. Для целей настоящей Рекомендации:


a) под "высшим образованием" понимаются программы обучения, подготовки или подготовки для исследовательской деятельности на ступенях послесреднего образования, обеспечиваемые университетами или другими учебными заведениями, утвержденными в качестве учреждений высшего образования компетентными государственными органами и/или посредством признанных аккредитационных систем;


b) под "исследовательской деятельностью" в контексте высшего образования понимаются оригинальные исследования в области технологии, естественных, инженерных, социальных и гуманитарных наук, медицины, культуры или образования, предполагающие тщательно организованные изыскания на основе критического подхода с использованием различных приемов и методов, в соответствии с характером и условиями поставленных проблем, которые направлены на уточнение и/или решение этих проблем и опираются на соответствующую инфраструктуру, если осуществляются в определенных институциональных рамках;


c) под "научной работой" понимаются процессы, посредством которых преподавательские кадры учреждений высшего образования постоянно обновляют знания по своему предмету или готовят научные публикации, распространяют свои труды, развивают и совершенствуют свои педагогические навыки и в качестве преподавателей своих дисциплин повышают свою научную квалификацию;


d) под "консультативно-лекторской работой" понимается предоставление услуг, благодаря которым ресурсы того или иного учебного заведения могут использоваться за его пределами для обслуживания самого различного контингента в государстве или в регионе, которые считаются районом, охватываемым данным учебным заведением, при условии, что подобная работа не противоречит целям этого заведения. В области преподавания она может включать широкое поле деятельности, включающей, в частности, внеучрежденческое, постоянное и дистанционное образование, обеспечиваемое посредством организации вечерних занятий, краткосрочных курсов и семинаров, а также институтов. В сфере исследовательской деятельности она может заключаться в проведении экспертизы для государственного, частного и некоммерческого секторов, предоставлении различных видов консультаций, участии в проведении прикладных исследований и во внедрении результатов исследований;


e) под "учреждениями высшего образования" понимаются университеты, другие образовательные учреждения, центры и структуры высшего образования, а также исследовательские и культурные центры, связанные с любым из вышеупомянутых заведений, государственным или частным, которые утверждены в качестве таковых либо посредством признанных аккредитационных систем, либо компетентными государственными органами;


f) под "преподавательскими кадрами учреждений высшего образования" понимаются все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и/или научной работой и/или исследованиями, и/или те, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или обществу в целом.


^ II. Область применения


2. Настоящая Рекомендация применяется ко всем преподавательским кадрам учреждений высшего образования.


III. Руководящие принципы


3. Для достижения глобальных задач, стоящих перед каждым государством-членом и Организацией Объединенных Наций в области обеспечения международного мира, взаимопонимания, сотрудничества и устойчивого развития, требуются, в частности, образование в духе мира и культуры мира, как это определено ЮНЕСКО, а также высококвалифицированные и всесторонне развитые выпускники учреждений высшего образования, способные служить обществу ответственных граждан и вести плодотворную научную и продвинутую исследовательскую деятельность, то есть контингент одаренных и квалифицированных преподавательских кадров учреждений высшего образования.


4. Учреждения высшего образования, и в особенности университеты, являются сообществами ученых, которые сохраняют, распространяют и свободно выражают свое мнение по вопросам традиционных знаний и культуры и приобретают новые знания, не будучи стесненными установленными доктринами. Приобретение новых знаний и их применение являются главным предназначением таких учреждений высшего образования. В тех учреждениях высшего образования, в которых не ставится задача проведения оригинальных научных исследований, преподавательские кадры должны поддерживать и повышать уровень своих знаний в области своих дисциплин путем участия в научной деятельности и повышения своей педагогической квалификации.


5. Развитие высшего образования, научной и исследовательской деятельности во многом зависит от их инфраструктуры и ресурсов, как людских, так и материальных, а также от квалификации и опыта преподавательских кадров учреждений высшего образования, равно как и от их человеческих, педагогических и технических качеств, опирающихся на академическую свободу, профессиональную ответственность, коллегиальность и институциональную автономию.


6. Преподавание в сфере высшего образования является высококвалифицированной профессией, формой службы обществу, которая требует от преподавательских кадров учреждений высшего образования глубоких знаний и специальных навыков, приобретенных и поддерживаемых упорной учебой и исследовательской деятельностью на протяжении всей жизни; оно требует также чувства личной ответственности преподавателя и учреждения за образование и благополучие учащихся и общества в целом и соответствия высоким профессиональным требованиям, предъявляемым к научной и исследовательской деятельности.


7. Условия труда преподавательских кадров учреждений высшего образования должны в максимальной степени содействовать эффективному преподаванию, научной и исследовательской деятельности и консультативно-лекторской работе и обеспечивать преподавательским кадрам учреждений высшего образования возможность выполнять стоящие перед ними профессиональные задачи.

8. Организации, представляющие преподавательские кадры учреждений высшего образования, необходимо рассматривать и признавать в качестве силы, способной внести значительный вклад в развитие образования; в связи с этим их следует привлекать совместно с другими партнерами и заинтересованными сторонами к разработке политики в области высшего образования.

9. Следует уважать разнообразие систем высшего образования, существующих в каждом государстве-члене, которые, сложились в соответствии с национальными законами и практикой, а также с международными стандартами.


^ IV. Цели и политика в области образования

     

10. На всех соответствующих стадиях национального планирования в целом и планирования в сфере высшего образования в частности государствам-членам следует принимать все меры для того, чтобы:


a) высшее образование было направлено на развитие человека и прогресс общества;


b) высшее образование способствовало достижению целей непрерывного образования и развитию других форм и ступеней образования;


c) при государственном финансировании учреждений высшего образования оно рассматривалось как форма государственных инвестиций, подлежащих строгому контролю со стороны государства;


d) финансирование высшего образования рассматривалось как форма государственных инвестиций, отдача от которых неизбежно носит долгосрочный характер в зависимости от правительственных и государственных приоритетов;


e) общественность была постоянно информирована об обоснованности государственного финансирования.


11. Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь доступ к библиотекам, которые имеют в наличии современную литературу, отражающую разные стороны той или иной проблемы и не являющуюся предметом цензуры или других форм вмешательства в интеллектуальную деятельность. Они также должны иметь не ограниченный цензурой доступ к международным компьютерным сетям, спутниковым программам и базам данных, необходимым для их преподавательской деятельности, научной или исследовательской деятельности.


12. Следует способствовать публикации и распространению результатов научных исследований, полученных преподавательскими кадрами учреждений высшего образования, для приобретения ими той репутации, которой они заслуживают, а также для содействия развитию науки, техники, образования и культуры в целом. С этой целью следует предоставлять преподавательским кадрам учреждений высшего образования право беспрепятственной публикации результатов своих научных исследований и работ в книгах, журналах и базах данных по их собственному усмотрению и под своей фамилией при условии их авторства или соавторства вышеупомянутых работ. Следует также обеспечивать соответствующую правовую защиту интеллектуальной собственности преподавательских кадров учреждений высшего образования, в частности защиту, предусмотренную национальным и международным законодательством в области авторского права.


13. Следует активно содействовать взаимообогащающему обмену идеями и информацией между преподавательскими кадрами учреждений высшего образования во всем мире, что имеет важнейшее значение для эффективного развития высшего образования и исследовательской деятельности. С этой целью преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь возможность на протяжении всей своей трудовой деятельности участвовать в международных форумах, связанных с высшим образованием или исследовательской деятельностью и совершать поездки за рубеж без ограничений политического характера, а также иметь с этой целью доступ к сети Интернет или к участию в телеконференциях.


14. Следует развивать и поощрять программы, обеспечивающие максимально широкий обмен преподавательскими кадрами учреждений высшего образования между учреждениями как в национальном, так и в международном масштабе, включая организацию симпозиумов семинаров и совместных проектов, а также обмен информацией в области образования и науки. Следует содействовать расширению связей и непосредственных контактов между университетами, исследовательскими учреждениями и ассоциациями, а также между учеными и научными работниками. Необходимо также облегчать преподавательским кадрам учреждений высшего образования других стран беспрепятственный доступ к открытым информационным материалам в государственных архивах, библиотеках, исследовательских учреждениях и аналогичных организациях.

15. Государствам-членам и учреждениям высшего образования следует, тем не менее учитывать массовую эмиграцию преподавательских кадров учреждений высшего образования из развивающихся стран, особенно из наименее развитых стран. В связи с этим им следует содействовать программам помощи развивающимся странам в целях обеспечения соответствующих возможностей для академической деятельности, включая создание удовлетворительных условий труда для преподавательских кадров учреждений высшего образования в этих странах, с тем чтобы эту эмиграцию можно было сдержать, а затем и повернуть вспять.

16. В соответствии с духом Рекомендации ЮНЕСКО о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании 1993 года следует проводить беспристрастную, справедливую и разумную национальную политику и практику в отношении признания степеней и дипломов других государств, дающих право заниматься профессиональной деятельностью в сфере высшего образования.


^ V. Права, обязанности и ответственность учреждений высшего образования

A. Автономия учреждений высшего образования


17. Для того, чтобы надлежащим образом пользоваться академической свободой и выполнять перечисленные ниже обязанности, учреждения высшего образования должны иметь автономию. Под автономией понимается такая степень самоуправления, которая необходима учреждениям высшего образования для эффективного принятия решений в отношении своей учебной работы, норм, управления и соответствующей деятельности и которая совместима с государственными системами подотчетности, особенно в том, что касается государственного финансирования, а также с уважением академической свободы и прав человека. В то же время характер автономии учреждений высшего образования может различаться в зависимости от типа заведения.


18. Автономия является институциональной формой академической свободы и необходимым предварительным условием для гарантирования надлежащего выполнения обязанностей, возлагаемых на преподавательские кадры и учреждения системы высшего образования.


19. Государства-члены обязуются защищать учреждения высшего образования от любых посягательств на их автономию, откуда бы они ни исходили.

20. Автономия не должна использоваться учреждениями высшего образования в качестве предлога для ограничения прав преподавательских кадров учреждений высшего образования, предусмотренных в настоящей Рекомендации или других международных нормативных актах, перечисленных в приложении.


21. Самоуправление, коллегиальность и надлежащее академическое руководство учреждениями высшего образования являются важнейшими составными частями их подлинной автономии.


^ B. Подотчетность учреждений высшего образования


22. Учитывая значительные финансовые инвестиции, государства-члены и учреждения высшего образования должны обеспечивать надлежащую сбалансированность между уровнем автономии учреждений высшего образования и их системами подотчетности. В целях обеспечения подотчетности учреждения высшего образования должны стремиться к тому, чтобы управление ими носило открытый характер. Они должны быть подотчетны в следующих вопросах:

a) эффективное информирование общественности о характере своей образовательной миссии;


b) обеспечение качества и высоких стандартов при осуществлении своих образовательных, научных и исследовательских функций и выполнение обязанности защищать и гарантировать беспристрастность своей преподавательской, научной и исследовательской деятельности от вмешательства, несовместимого со стоящими перед ними академическими задачами;

c) эффективная поддержка академической свободы и основных прав человека;

d) обеспечение, в пределах имеющихся средств, высокого качества образования для как можно большего числа лиц, отвечающих академическим требованиям;

e) обеспечение возможностей для образования на протяжении всей жизни с учетом задач учебного заведения и предоставляемых средств;


f) обеспечение беспристрастного, справедливого и недискриминационного общения со студентами;


g) проведение политики и принятие мер, направленных на обеспечение справедливого обращения с женщинами и меньшинствами и устранение сексуальных домогательств и расовых преследований;


h) обеспечение того, чтобы учебной работе или исследовательской деятельности преподавателей учреждений высшего образования не препятствовали насилие, запугивание или преследования;


i) честный и открытый учет;


j) эффективное использование средств;


k) составление в рамках коллегиального процесса и/или путем переговоров с организациями, представляющими преподавателей учреждений высшего образования, в соответствии с принципами академической свободы и свободы слова, деклараций или кодексов по вопросам этики, которыми они будут руководствоваться в своей преподавательской, научной и исследовательской деятельности и консультативно-лекторской работе;


l) содействие осуществлению экономических, социальных, культурных и политических прав человека и предотвращение использования знаний, науки и техники в ущерб этим правам или для целей, противоречащих общепринятым нормам этики, правам человека и делу мира;


m) обеспечение деятельности по решению современных проблем, стоящих перед обществом; с этой целью их учебные программы, а также проводимые ими мероприятия должны, по возможности, отвечать нынешним и будущим потребностям местной общины и общества в целом и играть важную роль в расширении возможностей выпускников в сфере трудоустройства;


n) поощрение, по мере необходимости и возможности, международного академического сотрудничества, не ограниченного национальными, региональными, политическими, этническими и другими рамками, содействие предотвращению научной и технической эксплуатации одного государства другим и развитию на равноправной основе партнерских связей между всеми академическими сообществами мира в приобретении и использовании знаний и сохранении культурного наследия;


o) обеспечение обновления фондов библиотек и бесцензурного доступа к современным учебно-методическим, научно-исследовательским и информационным ресурсам, необходимым преподавателям учреждений высшего образования или учащимся в их преподавательской, научной или исследовательской деятельности;


p) оснащение средствами и оборудованием, необходимыми для выполнения задач, стоящих перед учебным заведением, и их надлежащая эксплуатация


q) обеспечение того, чтобы участие в закрытых исследованиях не противоречило ни учебным целям и задачам учебных заведений, ни общим целям укрепления мира, соблюдения прав человека, устойчивого развития и охраны окружающей среды.


23. Системы подотчетности учебных заведений должны быть основаны на научной методологии и быть четкими, реалистичными, рентабельными и простыми. Их функционирование должно на практике носить беспристрастный, справедливый и добросовестный характер. Как методология, так и результаты отчетности должны быть открыты.


24. Учреждениям высшего образования следует индивидуально или коллективно разрабатывать и применять соответствующие системы подотчетности, включая механизмы, обеспечивающие ее качество, для достижения вышеупомянутых целей, не нанося при этом ущерба автономии и академической свободе этих заведений. Организациям, представляющим преподавательские кадры учреждений высшего образования, необходимо, по мере возможности, участвовать в планировании таких систем. В случае создания структур подотчетности под эгидой государства методы их деятельности следует, по возможности, обсуждать с соответствующими учреждениями высшего образования и с существующими организациями, представляющими преподавательские кадры учреждений высшего образования.


^ VI. Права и свободы преподавательских кадров учреждений высшего образования

A. Индивидуальные права и свободы: гражданские права, академическая свобода, права на публикацию и международный обмен информацией


25. Доступ к профессиональной деятельности в сфере высшего образования должен основываться на соответствующей академической квалификации, компетентности и опыте, а также быть равным для всех членов общества без какой бы то ни было дискриминации.


26. Преподавательские кадры учреждений высшего образования, как и другие группы и индивидуумы, должны пользоваться гражданскими, политическими, социальными и культурными правами, признанными на международном уровне в отношении всех граждан. Поэтому все преподавательские кадры учреждений высшего образования должны пользоваться правом на свободу мысли, совести, религии, слова, собраний и объединения, а также правом на свободу и безопасность личности и свободу передвижения. Как граждане, они не должны сталкиваться с какими-нибудь препятствиями или ограничениями в осуществлении своих гражданских прав, включая право содействия социальным изменениям путем свободного выражения своего мнения о государственной политике и политике, затрагивающей высшее образование. Они не должны подвергаться никаким наказаниям в результате только лишь осуществления таких прав. Преподавательские кадры учреждений высшего образования не должны подвергаться произвольному аресту или задержанию, пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению. В случае грубого нарушения прав преподавательских кадров учреждений высшего образования, они должны иметь право на подачу апелляции в соответствующие национальные, региональные или международные органы, такие как учреждения системы Организации Объединенных Наций, а организации, представляющие преподавательские кадры учреждений высшего образования, должны в таких случаях оказывать им всестороннюю помощь.


27. Следует обеспечивать соблюдение вышеуказанных международных норм в интересах высшего образования на международном и национальной уровнях. В связи с этим должен тщательно соблюдаться принцип академической свободы. Преподавательские кадры учреждений высшего образования имеют право на академическую свободу, т.е. не ограничиваемое никакой установленной доктриной право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований, распространения и публикации их результатов, свободное выражение своих мнений в отношении учреждения или системы, в которых они работают, свободу от институциональной цензуры и свободу участия в профессиональных или представительных академических органах. Все преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь право выполнять свои обязанности без какой бы то ни было дискриминации, не опасаясь никаких репрессивных действий со стороны государства или с любой другой стороны. Преподавательские кадры учреждений высшего образования могут в полной мере руководствоваться этим принципом в том случае, если среда, в которой они работают, благоприятствует этому, что требует демократии; отсюда следует, что развитие демократического общества является всеобщей задачей.


28. Преподавательские кадры учреждений высшего образования имеют право на преподавание без всякого вмешательства при условии соблюдения признанных профессиональных принципов, включая профессиональную ответственность и интеллектуальную взыскательность в отношении норм и методов преподавания. Недопустимо требовать от преподавательских кадров учреждений высшего образования проводить обучение вопреки их знаниям и совести или принуждать их использовать учебные программы и методы, противоречащие национальным и международным нормам, касающимся прав человека. Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны играть ведущую роль в разработке учебных программ и планов.


29. Преподавательские кадры учреждений высшего образования имеют право на проведение научных исследований без всяких запретов или вмешательства, руководствуясь своей профессиональной ответственностью и при условии соблюдения признанных на национальном и международном уровнях профессиональных принципов интеллектуальной взыскательности, поиска научной истины и исследовательской этики. Они также должны иметь право на свободную передачу, другим лицам и на публикацию результатов исследовании, авторами или соавторами которых они являются, в соответствии с пунктом 12 настоящей Рекомендации.


30. Преподавательские кадры учреждений высшего образования имеют право заниматься профессиональной деятельностью вне своей работы, в частности деятельностью, которая повышает уровень их профессиональных знаний и навыков или позволяет применять их знания для решения проблем, стоящих перед обществом, при условии, что такая деятельность не противоречит их главным обязательствам перед учреждением, являющимся их основным работодателем, в соответствии с политикой и правилами этого учреждения и национальным законодательством или практикой там, где они существуют.


^ B. Самоуправление и коллегиальность


31. Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации в соответствии со своими способностями принимать участие в работе руководящих органов и критиковать функционирование учреждений высшего образования, включая те, где они работают, одновременно уважая права других групп академического сообщества на участие в такой деятельности; они должны также иметь право выбирать большинство представителей в академические органы в рамках высшего учебного заведения.


32. Принципы коллегиальности включают академическую свободу, совместную ответственность, политику участия всех заинтересованных лиц во внутренних структурах, обеспечивающих принятие и выполнение решений, а также развитие консультативных механизмов. Процесс коллегиального принятия решений должен охватывать управление и определение политики в области образования, учебных программ и планов, исследовательской деятельности, консультативно-лекторской работы, распределения средств и других соответствующих мероприятий, направленных на повышение уровня качества академической деятельности на благо общества в целом.


^ VII. Обязанности и ответственность преподавательских кадров учреждений высшего образования


33. Необходимо, чтобы преподавательские кадры учреждений высшего образования признавали, что осуществление их прав влечет за собой особые обязанности и ответственность, включая обязанность уважать академическую свободу других членов академического сообщества и обеспечивать честное обсуждение противоположных мнений. Академической свободе сопутствует обязанность использовать ее в соответствии с долгом ученого, заключающимся в проведении исследовательской деятельности на основе добросовестного поиска истины. Необходимо, чтобы преподавательская, исследовательская и научная деятельность проводилась в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами и была нацелена, по возможности, на решение современных проблем, стоящих перед обществом, а также обеспечивала сохранение исторического и культурного наследия мира.


34. Индивидуальные обязанности преподавательских кадров учреждений высшего образования, неразрывно связанные с их академической свободой, заключаются, в частности, в следующем:


a) эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставляемых учебным заведением и государством, быть честным и справедливым к студентам мужского и женского пола и одинаково обращаться со студентами всех рас и религий, а также инвалидами, поощрять свободный обмен идеями между самими преподавателями и студентами и предоставлять себя в распоряжение последних, с тем чтобы направлять учебу студентов. Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны, в случае необходимости, обеспечивать охват того минимума материала по каждому предмету, который предусмотрен в учебной программе;


b) проводить научно-исследовательскую деятельность и распространять ее результаты или, когда проведение оригинальных исследований не требуется, поддерживать и повышать уровень своих знаний по конкретному предмету с помощью учебных курсов и исследовательской деятельности, а также посредством разработки учебной методологии, нацеленной на совершенствование педагогических навыков;

     
c) осуществлять исследовательскую и научную деятельность на основе честного поиска знаний, должным образом обеспечивая доказательность, беспристрастность суждений и добросовестность при сообщении результатов;
     
d) соблюдать этику научных исследований, касающихся человека, животных, наследия или окружающей среды;

     
e) уважать и признавать научную работу своих коллег и студентов, и в частности обеспечивать, чтобы в число авторов публикуемых работ входили все, кто внес в них реальный вклад и разделяет ответственность за их содержание;


f) воздерживаться от использования новой информации, концепций или данных, изначально полученных вследствие доступа к конфиденциальным рукописям или запросам о предоставлении средств на исследовательскую деятельность или подготовку, ознакомиться с которыми можно было в результате такой деятельности, как, например, внешнее рецензирование, за исключением тех случаев, когда автор дал на это разрешение;

     
g) обеспечивать, чтобы исследовательская деятельность осуществлялась в соответствии с законами и нормами того государства, в котором она проводится, чтобы она не нарушала международных правовых актов в области прав человека и чтобы ее результаты и данные, на которых она основывается, были реально доступными для ученных и исследователей в принимающем учреждении, за исключением тех случаев, когда информация могла бы поставить под угрозу респондентов или когда гарантируется анонимность;

     
h) избегать столкновения интересов и решать спорные вопросы на основе открытости и всесторонних консультаций с учреждением высшего образования, в котором они работают, с тем чтобы получить поддержку этого заведения;


i) добросовестно использовать все предоставляемые в их распоряжение финансовые средства в интересах учреждений высшего образования, исследовательских и других профессиональных или научных органов;

     
j) быть честными и беспристрастными в профессиональной оценке своих коллег и студентов;

     
k) сознавать свою ответственность, выступая или публикуя вне научных каналов материалы по вопросам, не связанным со своими профессиональными знаниями, и не вводить общественность в заблуждение в отношении характера своих профессиональных знаний;

     
l) выполнять надлежащие обязанности, требующиеся для коллегиального управления учреждением высшего образования и профессиональными органами.
     
35. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует стремиться к достижению как можно более высоких стандартов в своей профессиональной работе, поскольку их статус в значительной мере зависит от них самих и качества их работы.

     
36. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует вносить свой вклад в подотчетность учреждений высшего образования перед государственными органами, не поступаясь вместе с тем той степенью институциональной автономии, которая необходима для их работы, профессиональной свободы и продвижения знаний.


^ VIII. Подготовка к профессии

     

37. Политика, определяющая доступ к процессу подготовки к профессиональной деятельности в области высшего образования, исходит из необходимости обеспечения общества надлежащим контингентом преподавательских кадров для высшего образования, обладающих необходимыми нравственными и интеллектуальными качествами и имеющих требуемые профессиональные знания и навыки.

     
38. Все виды подготовки преподавательских кадров учреждений высшего образования должны осуществляться без какой-либо дискриминации.

     
39. Среди кандидатов, стремящихся получить подготовку к профессиональной деятельности в области высшего образования, кандидатам из числа женщин и представителей меньшинств, обладающим равной академической квалификацией и опытом, должны предоставляться равные возможности и обеспечиваться равное отношение.


^ IX. Условия работы


A. Начало профессиональной деятельности


40. Наниматели кадров учреждений высшего образования должны создавать наиболее благоприятные условия работы для успешного осуществления учебного процесса, научной и/или исследовательской деятельности и/или консультативно-лекторской работы без какой-либо дискриминации.

     
41. Временные меры, направленные на скорейшее обеспечение de facto равенства находящихся в неравном положении членов академического сообщества, не следует считать дискриминационными при условии, что такие меры будут отменены после обеспечения равенства возможностей и равного отношения и создания систем, обеспечивающих равенство возможностей и равное отношение на постоянной основе.


42. В системе высшего образования при первом приеме на работу преподавателей и научных работников испытательный срок рассматривается как возможность стимулирования и полезного приобщения начинающих сотрудников к профессии, установления и соблюдения соответствующих профессиональных норм, а также самостоятельного повышения каждым уровня своего преподавательского и научного мастерства. Средняя продолжительность испытательного срока должна быть известна заранее, а условия, определяющие его успешное завершение, должны зависеть лишь от профессиональной компетентности. В случае получения неудовлетворительной оценки по завершении испытательного срока кандидаты должны иметь право на то, чтобы им сообщались причины этого, причем такую информацию они должны получать заблаговременно до истечения испытательного срока, с тем чтобыиметь надлежащую возможность улучшить свою работу. Они также должны иметь право на апелляцию.

     
43. Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь:
     
a) справедливую и открытую систему служебного роста, включая справедливые процедуры назначений, бессрочные контракты (там, где таковые предусмотрены), повышения по службе и решение других сопутствующих вопросов;
     
b) эффективную, беспристрастную и справедливую систему трудовых отношений в рамках учебного заведения, согласующуюся с международными правовыми актами, приводимыми в приложении.


44. Необходимы меры, обеспечивающие солидарность с другими учреждениями высшего образования и их преподавательскими кадрами в тех случаях, когда они подвергаются преследованиям. Такая солидарность может носить материальный, а также моральный характер и, по возможности, предусматривать предоставление убежища, работы или образования для жертв преследований.


i-26-pisma-i-v-stalina-v-m-molotovu-1925-1936-gg-sbornik-dokumentov.html
i-34-k-ashvinam-rigveda.html
i-4000c-1000v-1000m-6000-kurs-lekcij-po-i-s.html
i-539-udk-947-bbk-63-32622-r89.html
i-8-k-indre-rigveda.html
i-a-altuhov-kompleksnoe-razvitie-selskogo-i-lesnogo-hozyajstva-monografiya-pod-obsh-red-i-a-altuhova-n-novgorod-izd-vo-vvags-2005-s-4-84.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kogda-u-cheloveka-est-mechta-eto-horosho-kogda-chelovek-gotov-na-vse-chtobi-mechta-sbilas-eto-eshe-luchshe-no-chto-delat-esli-ti-mechtaesh-ni-mnogo-ni-malo-kak-o-stranica-10.html
  • desk.bystrickaya.ru/pamyati-nikolaya-andreevicha-klimova-posvyashaetsya-stranica-7.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zasedanie-patrioticheskogo-kluba-sever.html
  • school.bystrickaya.ru/afanaseva-natalya-aleksandrovna.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovaniya-poryadok-i-soblyudenie-zakonnosti-pri-zaderzhanii-i-dostavlenii-v-ovd-lic-sovershivshih-administrativnoe-pravonarushenie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/serdce-stranica-7.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-segodnyashnij-den-mnogih-interesuet-kakie-professii-naibolee-perspektivni-dlya-raboti-i-uspeshnogo-karernogo-rosta-davajte-uslovimsya-chto-segodnya-u-nas-pojde.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-primeri-tipov-reakcij-makromolekul-tekst-lekcij-himiya-i-tehnologiya-polimerov-lekciya-chto-takoe-polimeri-slajd-1.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-lekcii-teplovoj-t-v-po-kursu-investicionnij-analiz-tema-problemi-metoda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stanovlennya-rozvitok-visho-osvti-na-ukran.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/povishenie-kvalifikacii-bibliotekarej-bibliotechnie-fondi-normativnie-dokumenti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/udobrenij-v-zernoparopropashnom-sevooborote-lesostepi-cchr-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-1-klassa-sergiev-posad.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-predposilki-i-zakoni-rinochnoj-ekonomiki-zadachi-izuchit-predmet-metod-i-strukturu-izucheniya-kursa-oznakomitsya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-priyoma-v-aspiranturu-fgbou-vpo-bryanskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-akademika-i-g-petrovskogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-statej-za-2006-god-1-12-stranica-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/234-prochie-obyazatelstva-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-korporaciya-nordteks-kod-emitenta.html
  • letter.bystrickaya.ru/mif-kak-popitka-osmisleniya-mira.html
  • essay.bystrickaya.ru/cj-m-zj-n-i-ismailov-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezhim-vosproizvedeniya-pure-direct-rukovodstvo-po-ekspluatacii-ostorozhno.html
  • composition.bystrickaya.ru/pod-subektami-administrativnogo-prava-voprosi-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-specialnosti-yurisprudenciya-specializaciya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-nekommercheskogo-partnerstva-stranica-9.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teksti-lekcij-po-discipline-diagnostika-i-ispitanie-stroitelnih-konstrukcij-dlya-studentov-napravleniya-stroitelstvo.html
  • education.bystrickaya.ru/2-prochtite-otrivok-iz-letopisi-i-ukazhite-o-kakoj-bitve-idet-rech-obyasnite-na-osnovanii-chego-vi-eto-opredelili.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tochnost-mezhlichnostnoj-percepcii-nastoyashee-izdanie-predprinyato-cherez-vosem-let-posle-poslednego-vihoda-uchebnika.html
  • klass.bystrickaya.ru/bayandama-azati-ltti-ojindarin-dene-shinitiru-pnnde-oldanu-mazmni.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-g-lipeck-29-marta-2012-g-160-0-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-ispolneniya-gosudarstvennoj-funkcii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kto-pridet-na-smenu-putinu-sprosite-putina-los-angeles-times-ssha-boris-grizlov-monitoring-smi-5-dekabrya-2006-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/investicionnaya-deyatelnost-po-sozdaniyu-usovershenstvovannoj-produkcii-s-uchetom-nakopleniya-nauchnogo-potenciala.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dogovor-morskoj-perevozki-gruzov-chast-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-detskoj-pressi-kak-socialnogo-instituta-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-informacionnom-obshestve.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkoe-populyarnoe-izlozhenie-stranica-13.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/al-verner-ap-karp-metodicheskie-rekomendacii-k-uchebnikam-matematiki-dlya-10-11-klassov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroka-s-ispolzovaniem-ikt-urok-istorii-v-5-klasse-po-teme-vavilonskij-car-hammurapi-i-ego-zakoni.html
  • turn.bystrickaya.ru/podgotovka-organizacionno-tehnicheskogo-predlozheniya-otkritij-konkurs-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennih-kontraktov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.