.RU

И. А. Добросоцкий Тайны жизни (Боги и люди)


И. А. Добросоцкий

Тайны жизни (Боги и люди)


ОТ АВТОРА


Во все времена у человечества не ослабевал интерес к проблемам мироздания и жизни, вопросам религии и происхождения человека.

Над ними трудится цвет современной науки на всех континентах. Лучшие умы мировых религий их изуче­нию отдали свои жизни. Десятки тысяч трудов и науч­ных исследований посвящены этим вопросам, и, казалось бы, новые исследования пользы не принесут, а уж заинте­ресовать ими современное общество, на которое обрушил­ся огромный поток всевозможной информации, совсем не­возможно.

Беру на себя смелость утверждать, что это не так. Ци­вилизация достигла бесспорных успехов в различных на­правлениях науки, и это является поводом для убежден­ности каждого из нас в непогрешимости всего, что мы имеем на сегодняшний день. А на сегодняшний день мы имеем бесконечные споры между материалистами и иде­алистами, между религией и атеизмом. Религия, запутав­шись в дебрях собственных философских концепций, ста­ла плодовитой и порождает все новые и новые секты. Истина одна, а существование в обществе противополож­ных взглядов является свидетельством того, что мы от нее далеки. Прочитав книгу и осмыслив ее, вы убедитесь, насколько ошибочна наша мировоззренческая позиция и как много вреда принесло человеку незнание своего про­шлого.

Более четверти века назад, будучи студентом физико-математического факультета института, я пристрастился к чтению всего, что не являлось учебниками. «Библия для верующих и неверующих» Е. Ярославского была явно тоньше «Математического анализа», и именно этим она привлекла мое внимание. Призванная пополнить ряды безбожников убогостью критики религии, она, наоборот, пробудила во мне интерес к ней и особенно к истории ее возникновения. Попытки найти истоки религии стали сво­еобразным увлечением. Найти их оказалось непросто, и я с каждым разом все более и более залезал в дебри мате­риалистической и религиозной философии. Если бы в начале пути кто-нибудь показал мне список литературы, которую предстояло прочесть, я счел бы его за сумасшедшего. Однако этого не произошло, и сейчас по книгам в моей библиотеке можно подумать, что в квартире живут преподаватели большинства естественных и философских наук, археологи, астрономы, этнографы, а также предста­вители основных направлений современной религии.

Где-то на половине пути, так и не став верующим в современном понимании значения этого слова, я перестал быть материалистом, что позволило мне критически вос­принимать материалистическую и религиозную филосо­фию и оценивать позиции обоих направлений философии как бы со стороны.

Выводы из всего прочитанного были настолько нео­жиданными, настолько неординарными, что я начал со­мневаться в своих способностях логически мыслить. Од­нако они полностью подтверждались древнейшими лите­ратурными источниками, позволяли свободно понимать никем необъяснимые санскритские тексты и космогони­ческие легенды народов древнего мира. Доступными для понимания стали тексты Библии. Перестали возникать вопросы при чтении загадочного и устрашающего Апока­липсиса Иоанна. А когда удалось расшифровать «Тибетс­кую Книгу Мертвых», я понял, что мне удалось найти не только истоки религии. Мне удалось вернуть обществу знания наших предков. Выводы из прочитанного расста­вили все на свои места и позволили построить стройную систему взглядов на мироздание. Благодаря им абстрак­тный бог, которому поклоняются все религии мира, при­обрел четкие очертания и стал реальным. Такие же очер­тания приобрели понятия «душа» и «дух». Стало ясно, что ад действительно существует, но поджаривание греш­ников — это выдумка религии. Существует и перевопло­щение душ, хотя буддистское перевоплощение не что иное, как непонимание физических процессов, протекающих во Вселенной.

Общество в течение многих лет безуспешно пытается найти ответ на вопрос о происхождении человека разумного. Мы прекрасно понимаем абсурдность религиозной версии о скульптурных способностях бога, сумевшего из­готовить мужчину из глины, а женщину — из его ребра. Не менее абсурдной является версия о происхождении человека от обезьяны. Только в сказках животные гово­рят человеческим голосом, но за обозримое историческое прошлое ни одна обезьяна не пополнила род людской.

Древние литературные источники не только отвечают на вопрос о происхождении человека разумного, но и в дета­лях объясняют, как вообще произошла жизнь на земле.

Полученными знаниями поделиться с кем-либо было трудно: у меня не было достаточно подготовленных оппо­нентов, а вести беспредметный спор бессмысленно.

Возможно, все так и осталось бы неопубликованным, со временем вместе со мной уйдя в небытие, не будь у Нострадамуса нескольких четверостиший, посвященных 2150 году. Из них следует, что благодаря любителю ко­паться в старых книгах будут обнародованы знания древ­ности, которые положат начало объединению религий и к названной им дате покончат с их многообразием. В од­ной из центурий он писал:

Мне дорог поборник отверженных знаний, Вчерашний еретик, сегодня герой, Честь пастору, что обновит мирозданье, Хоть древнее стало седою золой.

Если не считать мою семилетнюю принадлежность к разряду идейных коммунистов, еретиком я никогда не был, а героем тем более. И все же высказывание Ностра­дамуса я без излишней скромности отнес, на свой счет — людей, бескорыстно ломающих голову над текстами «Бхагавадгиты», «Махабхараты», египетской и тибетской «Книгами Мертвых» и других не менее сложных для понимания книг, немного. Еще меньше тех, кто понимает смысл изложенного в них, если таковые вообще есть.

Меня смущало, что, несмотря на более чем двадцати­летний стаж изучения проблем истории религии, я все-таки любитель. Однако поразмыслив, пришел к выводу: только любитель, над которым не довлеет авторитет ни науки, ни религии, мог докопаться до тайны триады. Лю­битель всегда в чем-то дилетант. Вместе с тем цивилиза­ция многими своими открытиями обязана именно люби­телям. Об этом достаточно убедительно говорит К. Керам в романе археологии «Боги, гробницы, ученые»:

«Если мы возьмем историю научных открытий за ка­кой угодно период, нам будет не так трудно установить, что многие из выдающихся открытий были сделаны «ди­летантами».., людьми, одержимыми одной идеей, людьми, которые не знали тормоза специального образования и «специализации» и которые просто перепрыгивали через барьеры академических традиций.

Отто фон Герике, величайший немецкий физик XVII столетия, был по образованию юристом. Бенджамин Фран­клин, не получив ни гимназического, ни университетского образования, стал не только выдающимся политиком, но и великим ученым. Гальвани, человек, открывший элект­ричество, был медиком и... был обязан своему открытию именно пробелам в своих знаниях. Майкл Фарадей, один из самых замечательных естествоиспытателей, был сыном кузнеца и начал свою карьеру переплетчиком. Юлиус Роберт Майер, открывший закон сохранения энергии, был врачом. Томас Земмеринг, который сконструировал пер­вый электрический телеграф, был профессором анатомии. Сюмюэл Морзе был художником... Одержимые, создавшие управляемый воздушный корабль — граф Цеппелин, Грос и Парсеваль, — были офицерами и не имели о технике ни малейшего понятия.

Этот список бесконечен. Если убрать этих людей и их творения из истории науки, ее здание обрушится. И тем не менее каждого из них преследовали насмешки и изде­вательства».

До издевательств и насмешек у меня не доходило, но недоуменных, а чаще насмешливых, взглядов пришлось выдержать немало. Первые, видимо, вызваны непонима­нием, как можно заниматься таким скучным делом, а вторые — убеждением, что дело это ненужное. И только уверенность в правильности выводов и понимание важно­сти сделанного удерживали меня от желания забросить свои черновые заметки в долгий ящик.

Отсутствие опыта в написании книг и сложность воп­росов, которые предстояло рассмотреть, вызвали затрудне­ния в изложении текста. В конце концов я пришел к вы­воду о необходимости построить книгу на сопоставлении взглядов материализма и религиозной философии по раз­личным проблемам мироздания с древними представле­ниями. Мною произведена лишь подборка текстов и ана­лиз сопоставлений. Такое изложение дает возможность каждому за несколько часов понять то, к чему я шел по­чти половину жизни, и сделать собственные выводы из сказанного. Ни один человек верующий, прочитав книгу, не станет атеистом — он, усмирив дух противоречия, лишь

пересмотрит свои взгляды и по-новому будет восприни­мать понятие «бог». В то же время людям, не верящим «ни в бога, ни в черта», но умеющим здраво мыслить, она позволит понять: все, что говорят религии о боге — влас­тителе душ человеческих, — правда и то, что мы называем богом, — это всего лишь чисто физическое явление, неотъемлемая часть органического мира.

Дойдя до выводов, кажущихся нереальными, не спе­шите отложить книгу в сторону — очень часто наши суж­дения субъективны. Книга написана далеко не в игри­вом жанре и читается нелегко, но, уверен, каждому, про­читавшему ее, она позволит взглянуть на мир глазами Человека и осознать себя Человеком. Сейчас же все мы не более чем «высокоорганизованная» материя.


^ НАУКА И РЕЛИГИЯ

Истина есть дочь времени, а не авторитета.

Ф.Бекон.


Современная Наука своим происхождением обязана Религии, и в былые времена они напоминали двух сестер, находящих взаимопонимание и имеющих общие интере­сы. На заре цивилизации жрецы первобытных религий заложили первые камни в фундамент Науки. Храмы язы­чества являлись не только местом преклонения богам, но и местом, где наиболее одаренные представители обще­ства познавали взаимосвязи физического мира. Они были настоящей колыбелью Науки, первыми школами, лабора­ториями и обсерваториями. Творцы античной науки в то же время были и религиозными мыслителями. Общество пифагорейцев, сделавших так много для прогресса мате­матики, представляло собой религиозный орден. Даже в более близкие времена известные нам Кирилл и Мефодий стали основателями славянской азбуки и создателя­ми первых книг на славянском языке. Так было. Однако менялись времена, менялись люди и менялись взаимоот­ношения Науки и Религии.

Самое большое зло, которое могло постигнуть челове­чество и постигло его, - противостояние Науки и Рели­гии. Оно единую человеческую общность превратило в раздробленные группировки, зачастую относящиеся не­терпимо друг к другу не только в идеологических спорах. Противостояние породило две существующие философс­кие системы: материализм и идеализм, определяющие мировоззренческие позиции противоборствующих сторон. Опираясь на идеалистическую философию, Религия, в свою очередь, разделила людей на христиан, мусульман, будди­стов и т. д. Внутренние противоречия мировых религий привели к возникновению различных течений и сект. Мы смирились с существующим положением и воспринима­ем как должное неестественность общественного разви­тия.

«Религия без доказательств и Наука без надежды сто­ят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессиль­ные победить одна другую». Эти слова, сказанные около ста лет назад теософом Э. Шюре, очень точно отражают взаимоотношения Науки и Религии на современном эта­пе развития общества.

Непримиримость сторон порождена их отношением к духовному. Дело даже не в основополагающих спорах о первичности материи или духа. Противостояние заклю­чается в общей неприемлемости позиции другого каждой стороной. Не вникнув в суть точек зрения Науки и Рели­гии на спорные вопросы, невозможно понять, кто из них прав и есть ли в этом споре правые вообще. Самое удиви­тельное в том, что противостояние порождено пробелами в знаниях о древнем мире и полным отсутствием тако­вых в вопросе возникновения религии. Возросший до нео­бычайных высот авторитет Науки позволяет ей снисхо­дительно взирать на Религию и не замечать, что сама она развивается удивительно неравномерно. Ее успехи во мно­гих отраслях бесспорны и не подлежат даже обсуждению. Однако если взглядом стороннего наблюдателя оценить ее достижения в изучении органического мира, несложно убедиться: все они связаны с осязаемой материей. Что же касается понимания духовного, лежащего в основе рели­гий мира, Наука в его объяснении не продвинулась сколь-нибудь вперед. Все попытки пробить брешь в стене, отде­ляющей ее от познания процессов, протекающих на со­знательном уровне, остаются тщетными. Единственное, что ей удается извлечь из этих попыток: выявить механизм взаимодействия живой материи. Перед понятиями память, разум, сознание, т. е. понятиями, определяющими духов­ный мир человека, она пока бессильна. Но по отношению к Религии Наука категорична - это опиум для народа и нет ничего проще как объяснить историю ее возникнове­ния. Поэтому наспех, со своих мировоззренческих пози­ций написав историю Религии, она сочла миссию выпол­ненной, а написанное - способным удовлетворить любо­пытство всех желающих.

Потрясенная до основания теорией Дарвина Религия оказалась неспособной защитить свои пошатнувшиеся позиции. Делая вид, что ничего не произошло, она огра­дилась незримой чертой, всеми силами пытаясь отстоять основополагающие догмы, уверяя себя и других в их дос­товерности и непогрешимости. Ей некогда заниматься собственной историей. Она как приемная дочь в семье народов, у которой нет ни роду, ни племени, ничего не знает о своем детском возрасте. Занятая проблемами спасения душ человеческих Религия никогда особенно не интересовалась происхождением и родословной, а после мощнейшего натиска Науки ей вообще стало не до этого: главное - удержать свои пошатнувшиеся позиции и лю­бой ценой сохранить у людей веру в бога.

Основная причина отхода масс от религии кроется не в их согласии с материалистами, а в их несогласии с рели­гиозной философией. На современном этапе уровень раз­вития общества выше, чем уровень развития религиозной науки, а личности нужно осознанное восприятие окружа­ющего мира, соответствие ее абстрактных представлений предлагаемым теориям. Религия этого не дает. Слабость позиции религии и религиозной философии кроется в ту­манном и в целом неприемлемом для понимания подхо­де религии к объяснению своих догм. Если раньше сто­ронниками религии были самые передовые люди време­ни, то сейчас от этого остались лишь одни воспоминания. Застывшая в своем развитии Религия позволяет Науке обращаться с понятием духовного как ей заблагорассу­дится и утверждать, что материя в различных комбина­циях создает и камень, и память, и сознание человека.

Если бы обе противоборствующие стороны отбросили свои амбиции и всерьез занялись изучением истории воз­никновения Религии, исчезло бы не только противостоя­ние между ними, исчезли бы и различия в религиозных воззрениях народов мира. Рано или поздно это произой­дет, и тогда достоянием общества станет научное понима­ние сущности бога, а вместе с этим придет понимание ду­ховного. Но пока существует противостояние, нашему вни­манию предлагаются две диаметрально противоположные точки зрения на происхождение Религии, основанные на материалистической и идеалистической философии.

Попытаемся, занимая нейтральную позицию, объектив­но оценивая доводы обеих сторон, разобраться, есть ли вообще основания для их противостояния. Разобраться в этом можно, если найти исходную точку, а поэтому нач­нем с истории возникновения Религии.

Материалисты, опираясь на достижения науки, утвер­ждают, что становление человека и общества охватывает огромный исторический период - свыше двух миллионов лет, а происхождение религии связывают с раннеродовым строем, сложившимся примерно 40 тысяч лет назад.

Чтобы понять, насколько «далеко» ушла наука в изу­чении истории религии, обратимся к точке зрения одного из столпов философской мысли. На философском факуль­тете МГУ считают, что «религия возникла как фантасти­ческое, иллюзорное восполнение человеческого бессилия. Не будучи в состоянии обеспечить желаемый результат своих действий реальными, практическими средствами, человек прибегал к религиозным представлениям и куль­товым действиям как иллюзорным способам воздействия на мир. В этом и состоит научное, материалистическое объяснение происхождения всех тех - на первый взгляд произвольных и причудливых - продуктов человеческого воображения, которые присутствуют в религиозном со­знании народов различных эпох».

Приведенной фразы достаточно, чтобы сделать вывод - современную философскую науку история возникновения религии вообще не интересует. Остается только поражаться таланту людей, которые, говоря русским языком, умеют объясняться так, что легче понять говорящего на своем родном языке папуаса, чем разобраться в смысле сказан­ного ими. С другой стороны, когда сказать нечего, но к этому вынуждают обстоятельства, обычно говорят много и ни о чем. Классики марксизма сто лет назад писали не так мудрено и свою точку зрения по данному вопросу Ф. Энгельс высказал более доступным языком: «Религия воз­никла в самые первобытные времена из самых невежествен­ных, темных первобытных представлений о своей собствен­ной и об окружающей природе» .

Уже сам по себе факт того, что почти два миллиона лет, согласно точки зрения материалистов, человек был безбожником, а за 40 тысяч лет до нашего появления на свет у него вдруг появились верования, противоречит ма­териалистическим представлениям о его постепенном выделении из животного мира. Если бы происходило по­степенное развитие человека, зачатки религии должны уходить корнями в более далекое прошлое, но не появ­ляться вдруг, в виде четкого понимания наличия невидимых связей человека с окружающей средой. Отсутствие логической последовательности между отдельными эле­ментами истории человечества, написанной Наукой, по-видимому, никого из сторонников материалистической философии не волнует. Тем не менее попытаемся, про­бравшись через дебри фразеологии, разобраться в сути того, что предлагают обществу материалисты.

Они утверждают, что религия возникла из-за невоз­можности первобытных людей понять и объяснить явле­ния природы. По их мнению, низкий уровень сознания, с одной стороны, и тайны природных явлений - с другой, породили веру в сверхъестественное. Не видя связи ре­альной между протекающими вокруг него физическими процессами, человек находил связи надуманные. Именно эти связи положили начало возникновению религии. Она еще не имела целостной структуры и базировалась на от­дельных первобытных верованиях. К ним Наука относит фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. Давайте поближе познакомимся с этими верованиями.

Одной из самых ранних форм религии принято счи­тать фетишизм - почитание различных объектов действи­тельности, которым первобытные люди приписывали сверхъестественные свойства и наделяли их способностью помогать, исцелять, предохранять от врагов и т. д. Фети­шем мог стать любой предмет: камень, дерево или зуб животного. Так возникла вера в то, что клык мощного зверя придает охотнику силу и ловкость, а камень нео­бычной формы способен уберечь от опасностей или, на­оборот, навлечь их. Английский этнограф и историк ре­лигии Дж. Дж. Фрезер, блестящий знаток древних обря­дов и обычаев, в своей книге «Золотая Ветвь» приводит массу примеров фетишизма в повседневной жизни наро­дов мира. Так, жители Банксовых островов в Меланезии на морском берегу часто находят куски обточенных во­дой кораллов, которые бывают поразительно похожи на плоды хлебного дерева. Нашедший такой коралл зарыва­ет его у корневища одного из своих хлебных деревьев в. надежде на то, что это побудит дерево принести хороший урожай. Если надежда оправдывается, владелец камня за соответствующее вознаграждение принимает от своих со­племенников камни с менее выраженными чудодействен­ными свойствами и кладет их рядом со своим, чтобы те пропитались его силой. С развитием общественных отношений человек сам начал изготовлять фетиши в виде деревянных фигурок, каменных изваяний или ожерелий. Амулеты и сейчас носят не только представители отста­лых народов...

Критически относясь к фетишизму, как к вере дика­рей, наука и религия тут же начинают проповедовать его, но только в более приемлемой для современного обще­ства форме. Ни у кого из верующих не возникает сомне­ния в правильности действий человека, стоящего перед иконой Божьей Матери или Николая Чудотворца и мыс­ленно обращающегося к ним с просьбой. Признавая чу­дачеством подкладывание кораллов под корни дерева, мы не задумываемся над тем, что если сейчас в научном жур­нале появится статья о кораллах, являющихся отличным удобрением, к этому сообщению все отнесутся совершен­но спокойно. Разница между фетишизмом прошлого и настоящего небольшая: под современный фетишизм под­ведена научная база, и никто не предпринимал такой по­пытки по отношению к фетишизму прошлого.

Древнейшей формой религии считается тотемизм - вера в существование сверхъестественных связей между людьми и животными. Животные, растения и другие пред­ставители окружающей среды, дававшие возможность первобытному человеку существовать, становились объек­том особого почитания и поклонения. Древние индийс­кие книги предписывают: когда надлежит принести жер­тву во имя победы, глину, из которой строится алтарь, следует брать с места, на котором валялся кабан, потому что этой земле передается мощь кабана. Тотемизм лег в основу культа животных, который сохранился в неко­торых странах по настоящее время.

Здесь приведен не совсем удачный пример тотемис­тических верований, но не так они дики, как мы себе пред­ставляем. Сейчас мы с большим интересом читаем ста­тьи маститых ученых о реагировании растений на «боль», о реакции цветов на появление различных людей. Ни для кого из нас не секрет, что отдых в черемуховой роще чре­ват головной болью, а береза, дуб и некоторые другие дере­вья благотворно действуют на организм человека. Все мы прекрасно знаем, что тополь выделяет большое количе­ство кислорода, который необходим человеку. И хотя

материалисты критикуют древний тотемизм, тотемизм существует и поныне, всего лишь с той разницей, что он научно обоснован.

К ранним формам религии материалистическая на­ука относит также и магию - совокупность представле­ний, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестествен­ным путем. Магические приемы разнообразны и отлича­ются друг от друга по целевому назначению. Существова­ла промысловая магия, призванная обеспечить удачную охоту или богатый урожай. Индейцы Британской Колум­бии, - пишет Дж. Дж. Фрезер, - питаются в основном ры­бой, которой изобилуют их моря и реки. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман дела­ет чучело рыбы и опускает его в воду в направлении, от­куда обычно приходит рыба. Военная магия - ритуаль­ные пляски воинов, заколдовывание оружия и т. п. , дол­жна была обеспечить успех в военных действиях. У наро­дов Золотого Берега жены находящихся на войне муж­чин выкрашивали себя в белый цвет и украшали тело бусами и амулетами. В день ожидаемого сражения они бегали с ружьями или вырезанными в форме ружей пал­ками и, схватив зеленые плоды по-по, по форме напомина­ющие дыню, разрубали их ножами, как если бы это были головы врагов. Этим самым женщины пытались помочь мужчинам сделать с врагами то же, что они сделали с плодами. Лечебная магия представлена таким набором методов лечения, что их просто невозможно перечислить. Древние греки, например, считали, что употребление в пищу мяса соловья лишает сна;что стоит смазать глаза близо­рукого человека желчью орла, и он обретает орлиное зре­ние; что вороньи яйца возвратят черноту вороньего крыла серебряным волосам старика. Существовали любовная, вредоносная - наведение порчи на врага - и другие формы магии.

Можно только посмеяться над верованиями древних, но мы от них ушли недалеко. Древние бросали чучело рыбы для привлечения живых рыб, современные же ры­баки изобрели тысячи прикормок для этой же цели. Ко­нечно, женщины Золотого Берега были дикими, но и сей­час мы выплескиваем свои эмоций на трибунах стадио­на. В настоящее время установлено, что мясо мидий обладает целебными свойствами, и оно используется для приготовления лекарств. Но фармакологи, видимо, не зна­комы с древней магией и еще не опробовали желчь орла для лечения глазных заболеваний. Другими словами, мы, как и древние, используем те же магические приемы, подведя под них научную базу.

На стадии первобытно-общинного строя возник ани­мизм - вера в существование «духовных» сущностей, зак­люченных в отдельных объектах окружающего мира. Анимистические верования вырастали из присущего пер­вобытным людям стремления к олицетворению и оду­шевлению окружающей действительности. Дочитав эту книгу до конца, каждый сможет понять, что и анимизм базируется на глубоком знании тайн природы.

Анализируя формы первобытных верований, Наука ут­верждает, что в названных зачаточных формах религии отсутствовало противопоставление духовного начала ма­териальному, и считает это подтверждением ее точки зре­ния об истоках религии. Однако Она упускает один суще­ственный момент: все названные формы базируются на вере в наличие невидимого людям мира, объединяющего человека с окружающей природой. Если человек не знал элементарного и не имел, на чем настаивают материалис­ты, развитого абстрактного мышления, его сознание было просто не способно вычленить из видимого невидимые связи. Это одно из слабых мест научного объяснения воз­никновения ранних форм религиозных верований. От­сутствие противопоставления духовного материальному можно объяснить по-другому, хотя это объяснение для многих будет несколько неожиданным: на данной стадии развития цивилизации люди имели не слаборазвитое аб­страктное мышление, а четкие представления о существо­вании духовного мира и его взаимосвязях с миром мате­риальным. В то же время данное предположение не име­ет никакого отношения к научным представлениям, и мы к нему вернемся позже.

Дальнейшее развитие религиозного мировоззрения Наука напрямую связывает с развитием общественных отношений и познанием окружающего мира. По мере продвижения цивилизации вперед в общественном раз­витии верования людей усложнялись. Они прошли через культ предков, полидемонизм (почитание множества духов), политеизм (многобожие), и, наконец, на сегодняш­ний день мы имеем веру в бога единого, сущего на небе­сах, т. е. монотеизм.

Схема возникновения первобытных верований и рели­гии, выстроенная материализмом, довольно проста, легко объяснима и доступна для понимания: он отстаивает по­зицию постепенного развития религии от низших форм религиозного сознания до современных религиозных пред­ставлений и ставит уровень религиозных взглядов в зави­симость от степени развития общественных отношений.

Религиозные философы, говоря об обозримом прошлом, занимают прямо противоположную позицию. Обеспоко­енные размахом научных открытий, они начали актив­ный поиск концепции, способной убедительно подтвер­дить пошатнувшийся тезис о божественном происхожде­нии всего. Так появилась теория прамонотеизма - перво­бытного единобожия. Она базируется на утверждении, что первой верой у первобытных людей была вера в бога еди­ного. Современным последователем данной теории яв­лялся протоиерей А. Мень. В семитомном издании «Ис­тории религии» он говорит, что «...сущность первобыт­ной религии заключается в неясной и недиференцированной интуиции трансцендентного бытия...». Бесспор­но, такую постановку вопроса нельзя назвать оригиналь­ной, если не сказать большего. Получается, что первобыт­ные люди, сами не зная почему, чисто интуитивно, верили в бога единого, но затем «... люди в повседневной жизни все больше и больше уделяют внимания миру природы. Духовные силы, которые связаны со стихиями, начинают казаться им более близкими, более нужными помощни­ками в мире. Постепенно бог в сознании первобытного человека начинает отступать на задний план, становится далеким и безличным». Для доказательства суще­ствования первобытного монотеизма и объяснения пос­ледующей деградации религии религиозные философы из­брали явно негодные средства. По их мнению, первобыт­ный человек, не став еще человеком в современном по­нимании значения этого слова, был независим от мира природы. Возникает вопрос: если ему с неба не сыпалась манна небесная, то как он мог добывать себе пищу, не сталкиваясь с природными явлениями, как добывал огонь

и изготавливал орудия труда? Как он мог избежать чув­ство страха, сталкиваясь с дикими зверями? Но еще боль­ше непонятны причины, побудившие первобытного чело­века отвернуться от бога и впасть в ересь, предпочтя еди­нобожию различные формы первобытных верований. В выдвигаемой религиозной философией теории концы не сходятся с концами.

И все же, несмотря на логичность материалистических представлений о происхождении религии и внешнюю аб­сурдность точки зрения религиозных философов, после­дняя в вопросе древнего единобожия полностью подтвер­ждается этнографическими открытиями.

Еще в 1810 году профессор Марбургского и Генфельбергского университетов Ф. Крейцер в труде «Символы и мифы древних народов» пришел к ошеломляющему вы­воду о единстве всех древних религий мира. Как обычно бывает, устоявшиеся стереотипы мышления не позволили обществу осознать сказанное Ф. Крейцером. Его выводы противоречили догмам религии, в результате чего рели­гиозные философы не смогли оценить их по достоинству и использовать их как аргумент в свою пользу при объяс­нении теории единобожия. Материалистам они тем бо­лее были не нужны, так как не вписывались в рамки уже сложившихся представлений. Но «ничто на земле не про­ходит бесследно», и неожиданно для религиозных и мате­риалистических философов современные этнографические исследования полностью подтвердили точку зрения Ф. Крейцера о существовании у первобытных людей моноте­изма. Сущность выводов этнографии кратко сформулиро­вал австрийский историк А. Шредер: «Если мы поближе всмотримся в религиозные представления примитивных народов, то нам в глаза бросится замечательное обстоя­тельство, идущее вразрез с господствующими теориями о происхождении религии из почитания душ или природы. Это широко распространенная, если не всеобщая вера в Высшее Благое Существо, которое по большей части пред­ставляется Творцом...».

Открытие этнографов повергло философов в панику. Материалисты не придумали ничего лучше, как заявить, что выводы этнографов базируются на «необъективно подобранных, случайных и фальсифицированных фактах». Религиозные философы выводы этнографов срочно стали

приспосабливать под свои догмы. Что из этого получи­лось, мы уже видели у А. Меня. Так действительно выда­ющееся открытие этнографов прошло мимо вроде бы пыт­ливого взгляда науки и религии. Маниакальное стремле­ние к любованию только своими теориями не позволило философам их открытие сопоставить с данными, которы­ми располагали другие направления науки.

Как бы там ни было, спор о первых верованиях древ­них людей, казалось бы, был решен в пользу религиозной философии и на нем можно поставить точку, признав ошибочной точку зрения материалистов. Однако для лю­бого здравомыслящего человека монотеизм древних не­логичен, хотя он и подтверждается этнографией, а объяс­нения религиозных философов не могут быть серьезным аргументом в его защиту. Откуда у первобытных людей единая точка зрения на сущность единобожия? Исходя из современных научных представлений, человек первобыт­ный стал таковым, постепенно выделяясь из животного мира. Это означает, что у него не было и не могло быть контактов с себе подобными не только на других конти­нентах, но даже в одном регионе проживания. У первых людей все должно было поглощаться заботой о пропита­нии, а также борьбой за выживание, и ни о каком едино­образном мышлении даже речи идти не может. Однако у всех древних народов мира понятия о боге были одинако­выми и далеко не абстрактными. В Африке его называли Создателем, в Америке - Держателем небес, в Полинезии и Океании - Творцом; для жителей народов Сибири и Се­вера он был Высшим Духовным Существом. Это несоот­ветствие говорит о том, что и у религиозных, и у материа­листических философов не самые близкие отношения с логикой. Возможно ли, чтобы дикари, мышление которых не поднялось выше приспособления дубины для добычи пищи, имели четкие представления не только о космичес­кой сущности бога, но и воспринимали его как единое творческое начало? Как у полудиких людей во всех угол­ках земного шара могла возникнуть единая религия? Ведь помимо огромных расстояний их должны были разделять и языковые отличия. И, наконец, как могло случиться, что с ростом общественного сознания у древних народов про­исходила деградация сознания религиозного? В конечном итоге они от веры в единое космическое божество дошли до низших форм религиозных представлений.

Ответы на все поставленные вопросы не дает ни мате­риалистическая, ни религиозная философия. Это означает только одно: исходные данные, взятые за основу обоими направлениями философии, не соответствуют действи­тельности и как следствие выводы философов являются ошибочными. Так как у них абсолютно противополож­ные взгляды на мироздание и жизнь, ошибку надо искать в том немногом, что присуще и тем, и другим. Общим у противоборствующих сторон является мнение, что первые люди современной цивилизации были полудикими суще­ствами и только-только выделились из животного мира, а археологические находки пещер первобытных людей и первобытных орудий труда - подтверждение этого. Оба направления философии считают, что «первобытные люди» -первые люди на земле и до них существовал только жи­вотный мир. Другими словами, философы принимают за аксиому поступательность развития цивилизации... Ошиб­ка ошибке рознь, а философам, в конечном итоге опреде­ляющим мировоззрение каждого человека и общества в целом, нельзя делать скороспелые выводы. К сожалению, они над этим не задумываются, потому-то мы и живем одним днем...

Ошибка философов стоила обществу многого, и сколь­ко она еще будет стоить - одному богу известно...


kniga-pervaya-doistoricheskoe-vremya-obichaev-i-nravstvennosti-fridrih-nicshe.html
kniga-pervaya-germeticheskoe-iskusstvo.html
kniga-pervaya-k-sofiya-stranica-7.html
kniga-pervaya-klad-stranica-5.html
kniga-pervaya-kniga-o-schaste-i-neschastyah-1-nikolaj-amosov-kniga-o-schaste-i-neschastyah.html
kniga-pervaya-leon-nina-dotan-stranica-43.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-vedeniya-reestra-vladelcev-imennih-cennih-bumag-vstupayut-v-silu-s-06-iyunya-2012-goda.html
  • college.bystrickaya.ru/-v-etom-godu-po-federalnoj-programme-monogorodov-budet-otremontirovano-74-zhilih-mnogokvartirnih-doma.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xiii-orest-i-pilad-papasha-goremika-dyuma.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obekti-grazhdanskogo-prava.html
  • control.bystrickaya.ru/elbrus-kargiev-pozdravil-anatoliya-bibilova-s-dnem-mchs-internet-resurs-cominforg-04102011.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-publikacii-po-teme-dissertacii-teoriya-i-metodika-formirovaniya-socialnoj-kompetentnosti-i-nravstvennosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-karte-moskvi-ulici-imeni-icamni-razumeetsya-ne-okazalos-yatolko-naprasno-v-techenie-dvuh-chasov-izuchal-vsevozmozhnie-topograficheskie-atlasi-stolici-kogda-ya-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-filosofii-nauki-v-rabotah-predstavitelej-filosofii-zhizni-v-diltej-nabroski-k-kritike-istoricheskogo-razuma.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurskaya-bitva-posobie-po-kraevedeniyu-podgotovleno.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-vospitatelnaya-rabota-otchet-po-samoobsledovaniyu-specialnostej-napravlenij-podgotovki-specialistov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskij-institut-teorii-arhitekturi-i-gradostroitelstva-niitag-raasn.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arbuzova-nadezhda-yurevna-tehnologiya-i-organizaciya-gostinichnih-uslug-uchebnoe-posobie-dlya-stud-vuzovn-yu-arbuzova-m-akademiya-2009-224-s-visshee-profe.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-protokol-zasedaniya-konkursnoj-komissii-guz-rkd-po-ocenke-i-sopostavleniyu-zayavok-na-uchastie-v-otkritom-konkurse-6-guz-rkd-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-nozhah-slovo-zhivoe-i-mertvoe-ot-malenkogo-princa-do-korablya-durakov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/professionalnaya-prestupnost-chast-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/krivie-tretego-i-chetvertogo-poryadka.html
  • bystrickaya.ru/zhitelyam-chechni-v-den-rozhdeniya-proroka-muhammeda-razdadut-20-tis-butilok-svyatoj-vodi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/innovacionnaya-deyatelnost-termini-i-opredeleniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchnaya-rabota-v-moskve-predstavlyaetsya-mne-zasluzhivayushej-togo-chtobi-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sdrzhanie-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/528-razmeshenie-ili-rasprostranenie-naruzhnoj-reklami-a-v-kasyanov-vsyo-o-malom-predprinimatelstve.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-stranica-44.html
  • college.bystrickaya.ru/38-chelovek-uchebnoe-posobie-k-kursu-filosofiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/versiya-programmi-or8dm-1-pribor-priemno-kontrolnij-ohrannij-orion-8dm-1-kod-okp-437241-rukovodstvo-po-ekspluatacii-aabv-425513-004-06-03-re-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-tamozhennom-dele.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xvi-veke-i-stal-pervim-kamennim-mostom-goroda-oblicovan-belim-mramorom-i-ukrashen-skulpturnimi-barelefami-dvorec-dozhej-palazzo-ducale.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnogo-detskogo-festivalya-golubi-mira-v-chehii-29-aprelya-06-maya-2012-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tanec-voskresenya-eroshenkov-m-g-e78-skazka-nefertiti.html
  • literature.bystrickaya.ru/cikli-amerikanskoj-istorii-arthur-mschlesinger-stranica-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskij-nauchnij-centr-vserossijskaya-konferenciya-asteroidno-kometnaya-opasnost-2005-stranica-21.html
  • essay.bystrickaya.ru/centralnij-federalnij-okrug-v-ramkah-federalnoj-celevoj-programmi-issledovaniya-i-razrabotki-po-prioritetnim.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-zadachi-kniga-istoricheskie-usloviya-raz-vitiya-filosofii-v-rossii-oponyatii-filosofii-voobshe.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testi-na-mochu-testi-zaklyuchenie-p-s-narkotiki-v-obshem-mozhno-podelit-na-sleduyushie-gruppi-opiati-morfin-geroin.html
  • university.bystrickaya.ru/gornozavodskoe-naselenie-severnogo-prikamya-v-xix-veke-hozyajstvenno-bitovie-socialnie-i-kulturnie-parametri-07-00-02-otechestvennaya-istoriya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-otchyot-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-neklinovskogo-rajona-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.