.RU

«Химия и медицина»





Элективный курс:

«Химия и медицина».


Учитель химии СОШ №2

г. Моршанска

Черноусова Н.А.


2005 год.

Пояснительная записка.


Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся профильного медицинского класса. Её целью является углублённое изучение специализированных разделов химии, которые позволят дать учащимся представление о роли химической науки в различных областях медицины.

Химия в медицине позволяет описать процессы, происходящие в организме человека, изучить влияние различных элементов и препаратов на живую клетку. Объём знаний представленных в данном курсе позволяет учащимся расширить знания о человеческом организме и влияние на него макро- и микроэлементов, биологически активных веществ.

Данный курс состоит из трёх блоков: лекарственные препараты, макромолекулы жизни, вещества и здоровье человека.

Первый блок позволяет изучить свойства, состав, строение лекарственных препаратов и их влияние на живой организм.

Во втором блоке описано строение, свойства белков, углеводов и нуклеиновых кислот, изучение материалов представленных в этом блоке даёт знания о биохимическом составе клетки.

В третьем блоке рассматривается воздействие токсических веществ на человека и окружающую его биосферу.

Навыки и умения приобретённые в процессе изучения элективного курса позволяют ученикам подготовится для поступления в медицинские ВУЗы страны.


Учебно-тематический план (17 часов).




Тема


Всего

ча-сов

Из них

лек-ции

расчёт-ные

задачи

экспери-менталь-ные

задачи

выполне-ние

упражне-ний

тес-ты

практи-ческие работы

син-тезы орг. в-в

дело-вая

игра

1

Лекарственные

препараты

5

1

1







1

1

1




2

Макромоле-кулы жизни

6

1

1




1

1

1

1




3

Вещества и здоровье человека


5


1


1


1




1


1







4

Итоговое занятие

1























1




Итого:


17

3

3

1

1

3

3

2

1


Содержание.

Блок I. Лекарственные препараты (5 часов).

Лекция: «Что такое лекарства?»

Эффективность лекарственных препаратов, лекарственные формы, самолечение, хранение лекарств в домашних условиях.

^ Расчётные задачи: «Лекарственные препараты».

Тестовые задания: «Лекарства и организм человека».

Практические работы:

а) «Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот».

б) «Изучение свойств антипирина и амидопирина».

в) «Частные реакции на некоторые алкалоиды».

^ Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их производных».


Блок II. Макромолекулы жизни (6 часов).

Лекция: «Биополимеры».

Строение и свойства мономеров белка – аминокислот, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка, биологическая роль белков, углеводы, нуклеиновые кислоты и их значение в живой клетке.

^ Расчётные задачи: «Макромолекулы жизни».

Упражнения: «Свойства белков и углеводов».

Тестовые задания: «Биополимеры».

Практические работы:

а) «Свойства белка».

б) «Обнаружение белка в мясном бульоне».

Блок III. Вещества и здоровье человека.

Лекция: «Влияние неорганических веществ на организм человека».

Патологическое влияние тяжёлых металлов на организм человека, значение неорганических веществ и их соединений на живую клетку.

^ Расчётные задачи: «Вещества и здоровье человека».

Экспериментальные задачи.

Тестовые задания: «Вещества организма человека».

Практические работы:

а) «Анализ молока».

б) «Определение веществ, дающих цветные реакции при метаболических нарушениях».


Заключительное занятие.


Деловая игра: «Влияние кислотных дождей на организм человека и на окружающую среду».


Информационный материал для проведения занятий.


I блок.

Лекарственные препараты.


Лекция на тему:

«Что такое лекарство?».

«Чем лечиться?» - такой вопрос нередко встает перед человеком, желающим избавиться от того или иного недруга. Разумеется, правильно подобрать нужное лекарство может только врач. Но все-таки очень многие больные хотели бы сами знать, какое действие оказывает тот или иной препарат, какие у него есть заменители, чем они лучше или хуже, каковы правила применения и т.д.


Что такое лекарство?

Сегодня трудно представить современную медицину без большого арсенала лекарственных препаратов. Без них практически не обходиться ни один врач любой специальности. Что такое лекарство, как оно действует на организм человека, интересует не только медиков, но и больных.

Большинство лекарственных средств получают путем химического синтеза, некоторые лекарства получают из сырья животного, растительного или минерального происхождения. Число отдельных лекарственных веществ и их комбинаций, используемых в медицинской практике, достигает нескольких тысяч. Только в нашей стране зарегистрировано около 3 тысяч лекарственных препаратов. Большинство из них создано в течение последних 20-30 лет. Процесс создания препаратов достаточно длительный, сложный, требующий значительных финансовых затрат. Вначале в химических лабораториях синтезируют или выделяют из растительного сырья новые химические соединения, затем их передают в фармакологические лаборатории, где изучают влияние этих веществ на органы и ткани различных животных. Особенное внимание при этом уделяется изучению токсических эффектов препаратов. Химики и технологи-фармацевты разрабатывают лекарственную форму, технологию производства и способы контроля качества препарата. Если результаты экспериментального исследования удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к лекарствам, то проводиться клинические испытания в крупных специализированных лечебных учреждениях, имеющих необходимые условия и высококвалифицированный персонал. И только на основании данных клинических испытаний, подтвердивших лечебную ценность нового препарата, фармакологический комитет принимает решение о его внедрении в медицинскую практику.

В процессе изыскания и внедрения новых лекарств особое внимание уделяется проблеме безопасности их применения. С этой целью в большинстве стран разработаны и функционируют различные организации по контролю лекарственных средств. Административным органом, осуществляющим в нашей стране контроль над изысканием, испытанием и внедрением новых препаратов, является Управление по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники. Контроль за качеством выпускаемых препаратов проводит Государственный научно- исследовательский институт по стандартизации и контролю лекарственных средств.

Современная медицина располагает самыми различными лекарственными средствами, которые можно разделить между собой на близкие по свойствам группы, например, транквилизаторы, мочегонные, противовоспалительные, противоаллергические, болеутоляющие, спазмолитки. Группы различаются как по количеству входящих в них препаратов, так и их значимостью в медицинской практике. Достаточно большое количество препаратов в группе позволяют врачу выбрать наиболее подходящее лекарство для конкретного больного. Действие лекарственных препаратов на организм человека зависит от многих факторов и прежде всего от дозы. Для каждого лекарства имеется определенный диапазон доз, в котором оно проявляет лечебные свойства. Это так называемые терапевтические дозы. При необходимости врач может назначить препарат и в предельно допустимых дозах. Превышение этих доз приводит к различным осложнениям или опасным для жизни отравлениям. Следует учитывать, что чувствительность к лекарствам существенно меняется в зависимости от возраста. Это связанно не только с различиями в весе у детей и взрослых, но и в значительной степени с другими особенностями. Поэтому дозы препаратов для этой категории больных значительно отличаются от таковых для человека среднего возраста.

Эффект лекарств во многом обусловлен и способом их применения. От этого зависит, прежде всего, скорость и продолжительность действия лекарств. Например, таблетку нитроглицерина при приступе стенокардии следует принимать под язык. При проглатывании этого препарата нужный эффект, как правило, не наступает. Для каждого лекарственного вещества характерна определенная продолжительность действия, соответствующая времени его циркуляции в организме. Если лекарство принимается чаще, чем предписано врачом, резко возрастает опасность различных осложнений, в том числе и опасных для жизни отравлений. И наоборот, более редкие, чем назначено, приемы, приводят к затягиванию болезни. Для препаратов имеет также значение порядок приема препарата в зависимости от пищевого режима. В большинстве случаев пища является естественным барьером, ограничивающим процесс всасывания лекарства в желудочно-кишечном тракте. По современным представлениям, большинство лекарств поэтому рекомендуют применять за 0,5- 1 час до еды. В некоторых случаях врач может назначить лекарство во время или после еды. Это делается, например, с целью снижения раздражающего действия препарата на желудок, удлинения или усиления его действия, уменьшения нежелательных побочных эффектов лекарственных средств. Конкретное решение в каждом случае принимает врач. Действие лекарств зависит также от общего состояния организма и сопутствующих заболеваний. Например, жаропонижающие средства действуют только при повышенной температуре, антибактериальные средства эффективны только в отношении определенных микроорганизмов. Особенно очевидна зависимость действия лекарств от функционального состояния печени, почек и сердечно-сосудистой системы. При тяжелых заболеваниях этих органов токсичности препаратов значительно усиливается. Существует и другие факторы, влияющие на лечебный эффект (курени, прием спиртных напитков, физическая нагрузка, психическое состояние, наследственные особенности), учесть которые может только врач!


Лекарственные формы.

Лекарственные формы - это формы, придаваемые лекарственным препаратам для удобства их применения. Лекарственные формы изготовляют в аптеках или на фармацевтических предприятиях. Различают жидкие, мягкие и твердые лекарственные формы, а также лекарственные формы для инъекций. Одно и то же лекарственное средство может быть изготовлено в различных лекарственных формах.

Жидкие лекарственные формы – растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, микстуры, слизи, эмульсии и суспензии.

Раствор получают путем растворения твердых или жидких лекарственных веществ в растворителе. В качестве растворителя чаще всего используют дистиллированную воду, в некоторых случаях – этиловой спирт, глицерин, жидкие масла (вазелиновое, оливковое, подсолнечное). Растворы должны быть прозрачными, не должны содержать взвешенных частиц или осадка. Их принимают внутрь или применяют наружно (примочки, полоскания, обтирания, капли в нос, глаза и уши, клизмы, компрессы, спринцевания).

Настои и отвары – это лекарственная форма, представляющая собой водные извлечения из лекарственного растительного сырья, главным образом травы, листьев, корней, коры и цветков.

Настои и отвары имеют ограниченный срок годности. Их готовят в аптеках непосредственно перед выдачей больному и выписывают в количестве, рассчитанном на приеме в течение 3 – 4 дней.

Настойки – это прозрачные жидкие спиртовые, спиртоводные или спиртоэфирные вытяжки из растительного лекарственного сырья, которые изготовляют без термической обработки на фармацевтических предприятиях. Настойки предназначены главным образом для приема внутрь, и дозируют их каплями, которые перед приемом можно развести в небольшом количестве воды.

Экстракты, подобно настойкам, также являются вытяжкам из растительного сырья, только более концентрированными. В зависимости от консистенции различают жидкие, густые и сухие экстракты. Применяют экстракты главным образом внутрь.

Эмульсии являются такой разновидностью жидких лекарственных форм, в которых нерастворимые в воде жидкости ( жирные масла, бальзамы) находятся во взвешенном состоянии в виде мельчайших частичек.

Суспензии (взвеси) – это жидкие лекарственные формы, в которых мелко раздробленные лекарственные вещества (в виде твердых частиц) находятся во взвешенном состоянии в какой- либо жидкости (вода, растительные масла, глицерин). Суспензии готовят в тех случаях, когда лекарственное вещество нерастворимо в жидкости. Перед употреблением суспензии необходимо тщательно взбалтывать.

Микстурами называются смеси различных лекарственных веществ, растворенных или находящихся во взвешенном состоянии в той или иной жидкости. В состав микстур могут входить настои, отвары настойки, экстракты, эмульсии, растворимые и нерастворимые порошки.


Мягкие лекарственные формы – мази, линименты, пасты, суппозитории и пластыри.

Мази представляют собой однородные, без крупинок, мягкие на ощупь массы. Мази состоят из лекарственных веществ и мазевых основ. В качестве мазевых основ используют жиры растительного и животного происхождения, жироподобные вещества. Мази назначают только наружно в целях воздействия на кожу и слизистые оболочки.

Линименты (жидкие мази) отличаются от мазей по консистенции и представляют собой густые жидкости или студнеобразные массы. Они предназначены только для наружного применения.

Суппозитории (свечи) – представляют собой лекарственную форму, имеющую твердую консистенцию при комнатной температуре и расплывающуюся при температуре тала. Состоят суппозитории из лекарственных средств и основы. В связи с тем, что лекарственные средства, содержащиеся в суппозиториях, легко всасывают в кровь, следует строго соблюдать указания врача относительно дозировки данной лекарственной формы.


Твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, пилюли.

Порошки – это твердая лекарственная форма, обладающая свойством сыпучести. Порошки предназначены для наружного и внутреннего применения. Порошки для наружного применения выписываются обычно не разделенными на дозы. Их используют главным образом для нанесения на раневые поверхности и слизистые оболочки, в том числе и в виде присыпок. Порошки, предназначенные для внутреннего применения, принимают, запивая достаточным количеством воды, молока или минеральной воды. Порошки для внутреннего применения могут быть раздельными и не разделенными на дозы. В виде неразделенных порошков выпускаются малотоксичных лекарственные средства. Больные дозируют такие порошки по указанию врача, чаще всего столовыми или чайными ложками и т.п. Раздельными порошками отпускаются из аптек в пакеты из обычной, пергаментной или вощаной бумаги.

Капсулы представляют собой оболочки для дозированных порошкообразных, пастообразных или жидких лекарственных средств, применяемые внутрь. В капсулах выписывают лекарственные средства, обладающие неприятным вкусом, запахом или раздражающим действием на слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта. Различают желатиновые и крахмальные капсулы.

Гранулы – это твердая лекарственная форма в виде крупинок (зернышек) круглой, цилиндрической или неправильной формы. Гранулы назначают для приема внутрь.

Таблетки – это твердая лекарственная форма, получаемая путем прессования лекарственных веществ на специальных автоматах. Таблетки имеют вид круглых, овальных или иной формы пластинок с плоской или двояковыпуклой поверхностью. Они удобно для применения, портативны и сохраняются в течение длительного времени. В них менее заметен неприятный вкус лекарственных веществ. Кроме того, путем создания многослойных таблеток можно обеспечить определенную последовательность всасывания в желудочном - кишечном тракте входящих в состав ингредиентов.

Драже – твердая лекарственная форма, получаемая послойным наращиванием ( дражированием ) лекарственных средств и вспомогательных веществ на сахарные гранулы. драже имеют правильную шарообразную форму, ровную и гладкую поверхность. Принимают драже внутрь, не разжевывая и не измельчая.

Особой разновидностью твердых лекарственных форм являются лекарственные сборы, которые представляют собой смеси нарезанного или крупно измельченного, реже – цельного растительного лекарственного сырья, иногда с примесью солей и эфирных масел. Сборы используют для наружного и внутреннего применения.


^ К лекарственным формам для инъекции относят водные и масляные растворы, суспензии, эмульсии, а также стерильные порошки и таблетки, которые растворяют в стерильном растворителе непосредственно перед введением. Основное требование, предъявляемое к этим лекарственным формам, - стерильность, так как они служат главным образом для инъекций, то есть подкожного, внутримышечного, внутривенного и внутриартериального введения, а также достигается высокая точность дозировки; лечебный эффект обычно проявляется значительно быстрее, чем при введении веществ через желудочно-кишечный тракт.


О самолечении.

Известно давно, что любое лекарство в зависимости от того, кто им пользуется, может быть как средством избавления от страданий, так и веществом, представляющим определенную угрозу для здоровья человека. Лекарство становится особенно опасным в том случае, когда оно используется без достаточных на то оснований. Осложнения, которые возникают в результате применения лекарственных препаратов, являются своеобразной расплатой за эффективное во многих случаях лечение.

Самостоятельное же применение лечебных средств без непосредственной рекомендации и контроля со стороны медицинских работников, значительно чаще приводят к различным осложнениям, включая инвалидность и даже гибель больного. Такое «лечение» называется самолечением и никак не может рассматриваться положительно.

Очень небольшое количество препаратов являются практически безопасными. В основном же лекарства наряду с лечебными обладают и нежелательными побочными эффектами. Далеко не все больные знают о них. Определить меру опасности при их использовании может только врач! Ведь даже строгий медицинский контроль не всегда позволяет избежать осложнений. Тем более самостоятельное применение без рекомендации врача дозы лекарства или замена его аналогичным препаратов. Следует также учитывать, что тяжесть осложнений часто не зависит от дозы приятного лекарства. В медицинской практике известно много случаев смерти, наступившей после приема всего лишь одной таблетки препарата. Особенно опасным бывает неоправданное использование нескольких препаратов одновременно.

Однако врачи хорошо знают о том, что лекарства могут быть несовместимы между собой по различным причинам. Конечный же результат их взаимодействия может быть самым различным. Это могут быть: усиление или ослабление лечебного эффекта, появление нежелательных побочных эффектов и осложнений. Любой из этих вариантов может принести вред больному. Проявление побочного действия лекарств не всегда является поводом для самостоятельного прекращения их приема, так как оно часто бывает обязательным спутником лечебного эффекта или может быть устранено различными способами. В любом случае необходимо об этом доложить врачу, который и примет окончательное решение о целесообразности дальнейшего лечения.

Популярная медицинская литература, разумеется , помогает больному ориентироваться в лечебных и нежелательных свойствах лекарственных препаратов. Однако ни один справочник или пособие не позволит людям, далеким от медицины, избежать всех опасностей самолечения. Поэтому больной должен хорошо представлять себе риск бесконтрольного и неграмотного применения лекарств.


Хранение лекарств в домашних условиях.

В каждой семье, как правило, имеется домашняя аптечка. Часто она содержит не только рекомендуемый для домашней аптечки минимальный набор лекарств, но и различные препараты, когда- либо полученные по рецепту врача. Между тем в процессе хранения лекарства могут разлагаться (под влиянием солнечного света, влаги, тепла и других факторов) с образованием неактивных, а в некоторых случаях и ядовитых продуктов. Поэтому очень важно соблюдать установленные правила и сроки хранения препаратов.

Все лекарства как заводского, так и аптечного изготовления, имеют этикетку. На этикетке лекарств заводского изготовления, как правило, указывается срок годности препарата, например «Годен до… (месяц и число)». На этикетах лекарств, изготовляемых в аптеке по рецепту врача, кроме названия препарата указаны даты изготовления, способ применения, различные предупредительные надписи и в частности условия хранения, например « хранить в прохладном, защищенном от света месте». Это значит, что данный препарат нужно хранить при температуре не выше 12 – 15 С0, лучше в холодильнике. Лекарства, на этикетках которых имеются предупредительные надписи, например, « Яд», «обращаться с осторожностью», «Беречь от огня», «Беречь от детей» и др., необходимо хранить в особых условиях. Большинство лекарственных форм аптечного изготовления рассчитано на непродолжительные сроки хранения и применения. Поэтому лекарства, заказанные в аптеке, должны быть использованы в ближайшие дни после изготовления.

Быстрее всего портятся при хранении водные настои, отвары и микстуры из лекарственных растений (алтея, горицвета, термопсиса, толокнянки и др.). при комнатной температуре эти лекарственные формы нельзя хранить более 2 – 3 дней, а в холодильнике – не более 5 – 6 дней. Первым признаком непригодности настоев и отваров является их помутнение или появление плесени. Очень нестойкие лекарственные формы с пенициллином (растворы, мази), а также глазные капли, которые можно использовать только в течение 7 – 10 дней.

Необходимо помнить, что от соблюдения правил хранения лекарств зависит и гарантия их качества. Не реже чем каждые полгода, необходимо осматривать лекарства, хранящиеся в аптечке. Лекарства без этикеток, с неясными этикетками ( когда их трудно прочитать), изменившие внешний вид (помутнели, расплылись, покрылись пятнами), а также препараты, срок годности которых истек, необходимо выбросить, чтобы исключить возможность роковых ошибок. Лекарства следует хранить в местах, не доступных детям, лучше в закрытых шкафах. Лекарства надо расставить так, чтобы на одной полке были внутренние средства, на другой наружные. Ядовитые средства должны быть отдельны от всех остальных. Лекарства для детей желательно хранить отдельно.

Неправильное хранение и небрежное обращение с лекарствами могут повлечь тяжелые последствия и несчастные случаи!


Расчётные задачи по теме:

«Лекарственные препараты».

1. При взаимодействии салициловой кислоты с уксусным ангидридом получают ацетилсалициловую кислоту, известную в медицине под названием «Аспирин»:

COOH COOH

| OH | O – C – CH3

/ / ||

+ (CH3 – CO)2O → O + CH3 - COOH


Рассчитайте массу аспирина, который можно получить из 690 кг. салициловой кислоты, если массовая доля выхода продукта составляет 75% от теоретически возможного.


Решение.

М(салициловой кислоты) = 138 кг/кмоль; М(аспирина) = 180 кг/кмоль;

n(салициловой кислоты) = 5 кмоль; n(аспирина) = 5 кмоль;

m(аспирина) = 5 ٠ 180 = 900 кг.


 = m(практ.)/m(теор.)

0,75 = х/900; х = 675 кг.


Ответ: m(аспирина) = 675 кг.


2. Двухосновную адипиновую кислоту НООС - (СН2)4 - СООН в больших количествах используют для получения различных лекарственных препаратов. В пищевой промышленности она может заменять лимонную и винную кислоты. Сейчас адипиновую кислоту получают окислением циклогексана кислородом. Рассчитайте массу адипиновой кислоты, которую можно получить из 336 кг циклогексана, если массовая доля выхода кислоты составляет 75% от теоретически возможного.


Решение.


С6H12 + [O] → HOOC – (CH2)4 – COOH


M(С6Н12) = 84кг/кмоль;

M(адипиновой кислоты) = 146 кг/кмоль;


n = m/M; n(C6H12) = 4кмоль;

m(адипиновая кислота) = 4 ٠ 146 = 584кг.


 = m(практ.)/m(теор.)

0,75 = х/584; х = 438кг.


Ответ: m(адипиновой кислоты) = 438кг.


3. Анилин широко применяется в производстве фармацевтических препаратов. В последнее время анилин часто получают из хлорбензола и аммиака


С6Н5Сl + 2NH3  C6H5NH2 + NH4Cl


Определите массу анилина, который можно получить из 450 кг хлорбензола, если массовая доля выхода анилина составляет 94% от теоретически возможного.


Решение.


М(С6Н5Сl) = 112,5 кг/кмоль;

M(C6H5NH2) = 93 кг/кмоль;


n(C6H5Cl) = 4 кмоль; m(С6Н5NH2) = 94 ٠ 93 = 372 кг.


 = m(практ.)/m(теор.)

0,94 = х/372; х = 349,7кг.


Ответ: m(C6H5NH2) = 349,7кг.


4. Горькая или английская соль (крисаллогидрат сульфата магния) впервые была выделена из воды минерального источника Эпсоли - при пригороде Лондона. Эта соль применяется в медицине при заболеваниях нервной системе, для снижения артериального давления, а также как слабительное средство. Составьте формулу английской соли, если массовые доли химических элементов в ней составляют 9,86% (Mg); 13,01% (S); 71,4% (O); 5,73% (H).


Решение.


Формулу соли представим как MgxSyOzHk,

x : y : z : k = 0,0986/24 : 0,1301/32 : 0,7140/16 : 0,0573/1 = 1 : 1 : 11 : 14


Следовательно, формула соединения MgSO4 ٠ 7H2O


Ответ: MgSO4 ٠7H2O.

5. Фармацевт получил задание приготовить глазные капли, представляющие собой водный раствор сульфата цинка и борной кислоты (массовая доля сульфата цинка - 0,25%; массовая доля борной кислоты - 2%). Определите массы сульфата цинка и борной кислоты, которые необходимы фармацевту для приготовления капель, если дистиллированной воды он взял 200 мл.


Решение.


х – масса сульфата цинка;

у – масса борной кислоты.




0,25% = х ٠ 100% ;

200 + х + у


2% = у ٠ 100% ;

200 + х + у

х = 0,508г.

у = 4,092г.

Ответ: m(сульфата цинка) = 0,508г; m(борной кислоты) = 4,092г.


6. Порошок «Регидрон» используют при обезвоживании организма. Одна доза порошка содержит 3,5 г хлорида натрия; 2,5 г хлорида калия; 2,9 г цинката натрия и 10 г глюкозы. При употреблением дозу растворяют в 1 литре воды. Определите массовые доли всех компонентов порошка «Регидрон» в полученном растворе.


Решение.


m = ٠V; M(H2O) = 1000мл ٠ 1г/мл = 1000г.

m(раствора) = 1000 + 3,5 + 2,5 + 2,9 + 10 = 1018,9г.

 = m (вещества) ٠ 100% ;  (NaCl) = 3,5 ٠ 100% = 0,34%

m (раствора) 1018,9

 (KCl) = 2,5 ٠ 100% = 0,245%

1018,9

 (цитрат натрия) = 2,9 ٠ 100% = 0,28%

1018,9

 (глюкозы) = 10 ٠ 100% = 0,98%

1018,9

Ответ: (NaCl) = 0,34%, (KCl) = 0,245%, (цитрат натрия) = 0,28%, (глюкозы) = 0,98%.



7. АЦЦ-средство от кашля. Одна доза АЦЦ массой 3 г содержит 100 мг ацетилцестеина и 2,9 г сахарозы. Перед употреблением АЦЦ растворяют в 100 мл воды. Определите молярную концентрацию сахарозы в полученном растворе, если плотность раствора 1,01 г/мл.


Решение.


M(С12Н22О11) = 342г/моль; n(C12H22O11) = 2,9/342 = 0,00848моль;

m =  ٠ V; m(Н2О) = 100мл ٠ 1г/мл = 100г

m(раствора) = 100 + 3 = 103г

V(раствора) = 103г ٠ 1,01г/мл = 104,03мл.


104,03мл – 0,00848моль

1000 мл – х

х = 0,008моль/л


Ответ: молярная концентрация сахарозы в полученном растворе составляет 0,008моль/л.


8. При изжоге и болях в желудке используют средство «Маалокс», содержащее в 100 мл суспензии 3,49 г гидроксида алюминия 3,99 г гидроксида магния. Сколько молей гидроксидов попадает в организм человека при приёме 1 столовой ложки (15 мл) препарата?


Решение.


Суспензия 100мл – 3,49г Al(OH)3

суспензия 15 мл – х г Al(OH)3

х = 0,5235г.


M[Al(OH)3] = 78г/моль; n[Al(OH)3] = 0,00661моль.


суспензия 100мл – 3,99г. Mg(OH)2

суспензия 15мл – х г. Mg(OH)2

х = 0,5985г.


M[Mg(OH)2] = 58г/моль; n[Mg(OH)2] = 0,0103моль


n(гидроксидов) = 0,0103 + 0,0066 = 0,017моль.


Ответ: n(гидроксидов) = 0,017моль.


9. Для обработки ран используют 5%-ный спиртовой раствор йода, содержащий 2% йодида калия. При приготовлении такого препарата используют 95%-ный раствор этанола. Определите массовую долю воды в спиртовом растворе йода.


Решение.


Возьмём 100г раствора.

m(I2) = 5г; m(KI) = 2г.

m(95%-ного раствора этанола) = 100г – 5г – 2г = 93г.

(H2O) = 100% - 95% = 5%


5% = х ٠ 100%

93

х = 4,65г.


(Н2О) = 4,65г ٠ 100%

100г

(Н2О) = 4,65%


Ответ: (Н2О) = 4,65%.


10. При пониженной кислотности желудочного сока больным назначают разбавленную соляную кислоту, в которой массовая доля хлороводорода равна 8,2% ( = 1,04 г/мл). В аптеке её готовят из 37%-ной соляной кислоты ( = 1,19г/мл). Определите объём разбавленной кислоты, которую можно приготовить из 20 мл 37%-ной соляной кислоты (103,27 мл).

Решение.


m =  ٠ V; m(раствора) = 20г ٠ 1,19г/мл = 23,8г.


 = m (вещества) ٠ 100%

m (раствора)


37% = х ٠ 100% ; х = 8,806г. х – масса соляной кислоты

23,8г.

8,2% = 8,806г ٠ 100% ; у = 107,39г. у – масса раствора 8,2%-ного

у раствора соляной кислоты

V = m/; V(разбавленной кислоты) = 107,39г/1,04г/мл = 103,26мл.


Ответ: V(разбавленной соляной кислоты) = 103,26мл.


11. Больной получил внутривенно в качестве противоаллергического средства 10 мл 30%-ого раствора тиосульфата натрия  = 1,2 г/мл. Сколько ионов натрия попало при этом в его организм?


Решение.


m =  ٠ V; m(раствора) = 1,2г/мл ٠ 10мл = 12г.


 = m (вещества) ٠ 100%; 30% = х ٠ 100%

m (раствора) 12г

х = 3,6г. (Na2S2O3)

M(Na2S2O3) = 158г/моль; n(Na2S2O3) = 3,6/158 = 0,0228моль.

n(Na+) = 0.0228моль ٠ 2 = 0,0456 моль.

NA(Na+) = 0,0456моль ٠ 6,02 ٠ 1023моль-1 = 2,74 ٠ 1022 ионов.


Ответ: NA(Na+) = 2,74 ٠ 1022 ионов.



12. При язвенной болезни пациентом назначают пить 0,05%-ный раствор нитрата серебра. Суточная доза нитрата серебра составляет 0,1 г. На сколько дней больному хватит 2 л 0,05%-ного раствора нитрата серебра? Плотность этого раствора считать равной плотности воды.


Решение.


m(раствора) = 2000мл ٠1г/моль = 2000г.


 = m (вещества) ٠ 100%; 0,05% = х ٠ 100%

m (раствора) 2000г

х = 1г. (AgNO3)


AgNO3 0,1г – 1 сутки

AgNO3 1г – х сутки; х = 10 суток.


Ответ: на 10 дней хватит 2л 0,05%-ного раствора нитрата серебра.


13. Шестиводный кристаллогидрат хлорида кальция, поступающий в аптеку не используют для приготовления лекарств, так как он гигроскопичен и имеет непостоянный состав, что может привести к неточной дозировке. Из кристаллогидрата готовят 50%-ный раствор хлорида кальция, который в дальнейшем применяют для приготовления лекарств. Определите массу кристаллогидрата, который потребуется для приготовления 50%-ного раствора, если в распоряжении фармацевта имеется 100 мл дистиллированной воды. Определите массы воды и 50%-ного раствора хлорида кальция необходимых для приготовления 100 г 10%-ного раствора этого вещества.


Решение.


m(H2O) = 100г.

Для получения 50%-ного раствора необходимо взять х моль СaCl2٠6H2O.

M(CaCl2٠6H2O) = 111 + 108 = 219г/моль

 = m (вещества) ٠ 100%; 50% = х٠ 111 ٠ 100%

m (раствора) 100 + 219х

х = 33,333моль.

m(CaCl2٠H2O) = 33,333моль ٠ 219г/моль = 7299г. = 7,3кг.

10% = х ٠ 100%; х = 10г (CaCl2)

100г.


50% = 10г ٠ 100%; х = 20г (раствора)

х

m(H2O) = 100 – 20 = 80г.


Ответ: m(CaCl2٠6H2O) = 7,3кг; m(H2O) = 80г; m(50%-ный раствор CaCl2) = 20г.


14. Для рентгеноскопии желудка используют взвесь сульфата бария и воды. Сульфат бария получают из минерала витерита, состоящего, в основном, из карбоната бария. Рассчитайте массу 35%-ного раствора хлороводорода, который потребуется для полного растворения 100 г витерита, содержащего 5% некарбонатных примесей. Определите массу 20%-ного раствора сульфата натрия, необходимого для полного осаждения ионов бария в виде сульфата из полученного раствора хлорида бария.


Решение.


BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2↑

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl


(BaCO3) = 100% - 5% = 95%.

95% = х ٠ 100%; х = 95г (BaCO3)

100г

M(BaCO3) = 197г/моль; n(BaCO3) = 95/197 = 0,482моль

n(HCl) = 0,482моль ٠ 2 = 0,964моль.

M(HCl) = 36,5г/моль; m(HCl) = 0,964 ٠ 36,5 = 35,2г


35% = 35,2г ٠ 100%; х = 100г (раствора соляной кислоты)

х

n(Na2SO4) = n(BaCl2) = 0,482моль.

M(Na2SO4) = 142г/моль;

m = M ٠ n; m(Na2SO4) = 0,482 ٠ 142 = 68,44г.


20% = 68,44г ٠ 100%; х = 342,2г (раствора сульфата натрия)

х

Ответ: m(раствора Na2SO4) = 342,2г; m(раствора HCl) = 100г.


Тестовые задания по теме:

«Лекарства и организм человека».


1. Причина вспенивания пероксида водорода, при дезинфекции ранки, это -


а) выделение водорода при его контакте с кровью;

б) выделение углекислого газа и воды при окислении глюкозы;

в) разложение пероксида водорода на воду и кислород под воздействием фермента каталазы;

г) образование озона при взаимодействии пероксида водорода с гемоглобином крови.


2. ^ Активированный уголь (карболен) применяют при химических отравлениях потому, что:


а) химически активен и реагирует с токсическими веществами;

б) благодаря очень большой поверхности адсорбирует токсические вещества;

в) является ингибитором взаимодействия токсических веществ с жидкими средами организма;

г) повышает иммунитет организма.


3. Слабый раствор марганцовки (перманганата калия) обесцвечивается, если добавить к нему:


а) столовый уксус;

б) сок щавеля;

в) сахарный сироп;

г) раствор поваренной соли.


4. Свойства соединения холина [(CH3)3N+ - CH2 - CH2 - OH] OH-, содержащегося в животных тканях, растениях и микроорганизмов:


а) сильной кислоты;

б) сильного основания;

в) амфотерного органического вещества;

г) растворимой в воде соли, неподвергающейся гидролизу.


5. Для лечения синяков и ушибов используют свинцовую примочку, которая представляет собой раствор соли свинца в воде. Если к 1 моль этой соли добавит 1 моль гидроксида натрия образуется ацетат натрия и гидроксид свинца (II).

Соль, входящая в состав свинцовой примочки -


а) ацетат свинца (II);

б) гидроксоацетат свинца (II);

в) ацетат свинца (IV);

г) гидроксоацетат свинца (IV).


6. Вещество, которое не возможно получить брожением глюкозы:


а) этанол;

б) диэтиловый эфир;

в) масляная кислота;

г) молочная кислота.


7. Две молекулы, образующиеся при гидролизе мальтозы:


а) глюкозы;

б) фруктозы;

в) галактозы;

г) рибозы.


8. Причиной того, что сахароза, в отличие от глюкозы, не обладает восстанавливающими свойствами является:


а) отсутствие у сахарозы альдегидной группы;

б) сахароза - дисахарид;

в) наличие у сахарозы гидроксильных групп;

г) глюкоза - многоатомный спирт.


9. Реагент, для доказательства двойной связи в молекуле витамина А:


а) свежеприготовленный гидроксид меди (II);

б) раствор хлорида железа (III);

в) аммиачный раствор оксида серебра;

г) бромная вода.


10. “Лишнее” с точки зрения химического строения вещество в ряду:


а) окситоцин;

б) изолейцин;

в) аспарагин;

г) цистеин.


11. Группа, к которой относится адреналин (биологически активное вещество):


а) витамины;

б) ферменты;

в) аминокислоты;

г) гормоны.


12. “Лишнее”, с точки зрения фармакологического действия, лекарство в ряду:


а) тетрациклин;

б) новокаин;

в) эритромицин;

г) пенициллин.


13. Сильными антисептическими свойствами обладает:


а) этановая кислота;

б) раствор фенола;

в) диметиловый эфир;

б) бензол.


14. Наименее токсичными являются ионы:


а) Pb2+;

б) Hg2+;

в) Na+;

г) Zn2+.


15. Раздражающее действие на организм не оказывает:


а) NO2;

б) N2;

в) Cl2;

г) Br2.


16. Не ядовитым является каждый из трёх газов:


а) NO; NO2; F2.

б) H2S; NH3; O3.

в) СO2; Cl2; SO2.

г) H2; O2; N2.



Номер задания


1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ


в

б

в

б

б

б

а

а

Номер задания


9

10

11

12

13

14

15

16

Ответ


г

а

г

б

б

в

б

г

izuchenie-slovarya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya.html
izuchenie-sosredotochennosti-vnimaniya-programma-utverzhdena-na-kafedre.html
izuchenie-sostava-kadrov-na-promishlennom-predpriyatii-chast-2.html
izuchenie-spektra-vodoroda-i-opredelenie-postoyannoj-ridberga-rukovodstvo-k-vipolneniyu.html
izuchenie-strukturi-cennostnih-orientacij-studentok-sportsmenok-v-celyah-psihologicheskogo-konsultirovaniya.html
izuchenie-summatorov-teoriya-diskretnih-ustrojstv-chast-ii-odobren-metodicheskimi-komissiyami-fakulteta-bezotrivnogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-kommunikativnaya-lichnost-kommunikatori-i-kommunikanti-kak-subekti-kommunikacii-4ch.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-kucherena-prizval-glavu-mosgorsuda-podat-v-otstavku-novosti-rbk-on-line-smi-moskva-10-03-2011-17-stranica-47.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/z-a-ya-v-l-e-n-i-e-pravila-ohrani-zhizni-lyudej-na-vnutrennih-vodoyomah-i-v-pribrezhnoj-polose-akvatorii-chernogo-morya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b-b-straumal-m-frizel-m-jokota-k-j-bergsten-metallicheskih-materialov.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-3-filosofiya-i-psihologiya-vremeni-lekciya-vvedenie-v-hristianskuyu-psihologiyu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2004-2005-uchgod-koncepciya-distancionnogo-obucheniya-v-rossijskom-novom-universitete.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-matematicheskie-osnovi-kompyuternoj-geometrii-napravlenie-540200-fiziko-matematicheskoe-obrazovanie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-bashkirii-pri-pozhare-evakuirovali-54-cheloveka-v-tom-chisle-10-detej-internet-resurs-gorobzorru-21102011.html
  • klass.bystrickaya.ru/argumenti-i-fakti-kubanskie-novosti-25.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-sankt-peterburg.html
  • learn.bystrickaya.ru/eticheskie-momenti-ucheniya-dosokratikov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-i-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnostej-kulturologiya-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnaya-karta-uchrezhdeniya-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-goou-npo-professionalnoe-uchilishe24-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scena-4-na-avanscene-molodoj-lejtenant-benedikto-beatti-on-zhdet-yago-poyavlyaetsya-yago-s-rasprostertimi-obyatyami-yago.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-21-istoricheskie-tipi-gosudarstva-programma-vstupitelnih-ekzamenov-v-aspiranturu-gu-vshe-po-specialnosti-12-00-01-.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kachestvennij-metod-sociologicheskih-issledovanij-chast-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/45-konkurentnoe-differencirovanie-transportnih-uslug-1-transp-marketing-osnovnie-ponyatiya-opr-ie-napravleniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/osovete-nauchno-issledovatelskoj.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-koncu-uchebnogo-goda-deti-dolzhni-umet-programma-predshkolnoj-podgotovki-detej-5-7-letnego-vozrasta-p-sinij-utyos-2010-god.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-metkij-strelok-voenno-patrioticheskoj-napravlennosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/monarhicheskaya-gosudarstvennost-stranica-9.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-reglamentaciya-ispolzovaniya-mezhdunarodnih-kreditnih-sredstv-obrasheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/2-podklyuchenie-k-sisteme-instrukciya-po-bezopasnosti-na-rabochem-meste-abonenta-30-rabota-s-skzi-kripto-pro-csp-34.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-12-dryu-k-istoriya-podvodnogo-shpionazha-protiv-sssr.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/znanie-ego-priroda-i-tipologiya-vera-i-znanie-kazhdij-chelovek-intuitivno-ponimaet-chto-takoe-znanie-prinimaet-ego-prisutstvie-naryadu-s-realnostyu-kak-samo-sob.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poverhnostnoe-uprochnenie-e-e-deryugin-doktor-fiziko-matematicheskih-nauk.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-i-o-sostave-voennogo-suda-pri-bolshoj-dejstvuyushej-armii-i-ego-predmetah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dnm-1-osnovi-psiholingvistiki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-celi-zadachi-i-prioriteti-dolgosrochnogo-razvitiya-tyumenskoj-oblasti.html
  • turn.bystrickaya.ru/otdelnie-voprosi-pravovogo-regulirovaniya-socialnoj-reklami.html
  • bystrickaya.ru/v-effektivnost-provodimoj-metodicheskoj-raboti-v-gimnazii-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/327-sovmestnaya-deyatelnost-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-volgatelekom-kod-emitenta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-krspe-masati-aza-debiet-izmet-turali-imdarin-aliptastiru.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-9-sharlin-harris-mertvim-snom.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tuelszdk-trd-rpaa-bergen-lken-baiti-halimizdi-mglk-ndilii-bz-bgnge-dejng-barli-zhetstktermzge-tuelszdkt-arasinda-ol-zhetkzdk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.