.RU

Густав Шпет: русская философия как показатель европеизации России

Владимир Кантор

Шпет и история русской философии

Еще не так давно, в конце 40-х гг. прошлого века, Г.Г.Шпет был фигурой не очень осознанной. Воспринимался он всеми как правоверный гуссерлианец, слишком европеец даже среди русских западников, и его философская и историософская позиция не воспринималась как нечто своеобразное, имеющая самобытное значение. Более того, сама жизнь и смерть его были скрыты столь густой завесой, что дало основание Зеньковскому написать такую фразу: «После 1927 г. Шпет, по-видимому, ничего не печатал, и самая судьба его остается неизвестной»[1] . Но и в 1989 г. в предисловии к первому изданию сочинений (однотомнику избранных работ) Густава Шпета Е.В.Пастернак писала: «К сожалению, в его родной стране уровень исследования творчества философа находится почти на нулевой отметке; так, двадцать лет пролежала без движения книга работ Шпета по эстетике, составленная в 1967 г. его дочерью Л.Г.Шпет, но, надо надеяться, в связи с рядом намечающихся переизданий интерес к идеям Шпета будет развиваться»[2] . Этот том был издан в серии «Из истории отечественной философской мысли». В него вошли три работы: «Очерк развития русской философии», «Эстетические фрагменты», «Введение в этническую философию». Выбор этот объясняется просто: у меня как издателя были только эти книги.

Впрочем, был и другой резон в таком выборе: шпетовская история русской философии признавалась даже таким ироничным по отношению к Шпету исследователем, как о. Василий Зеньковский. Он писал: «Книга Шпета, к сожалению, вышедшая лишь в ч. 1-й, является самым ценным и основательным исследованием по истории русской философии (курсив мой. – В.К.). Ч. 1 обнимает период от начатков философии до начала 40-х гг. Автор – превосходный этого периода, его работа вся основана на первоисточниках, дает почти всегда точное и ясное изложение. К сожалению, книгу очень портит докторальный тон автора, с высоты своей позиции (Шпет – последователь Husserl’я) делающего иронические нотации различным авторам. Это лишает автора исторической вдумчивости, но при всей неуместности насмешливых, а иногда и презрительных замечаний автора книга Шпета является все же очень ценным трудом по истории русской философии»[3] . Об этой насмешливости Шпета необходимо что-то сказать, но чуть позже, в контексте его взгляда на Россию. Зеньковский, разумеется, был не одинок в своих похвалах-порицаниях этому трактату Шпета. Задолго до него такое отношение уже было артикулировано в русских эмигрантских кругах. Так, Александр Койре в 1924–1925 гг. во Франции читал курс лекций по истории русской философии, который потом был им опубликован по-французски в 1929 г. и недавно переведен у нас под названием «Философия и национальная проблема в России начала XIX века». Он писал там: «К сожалению, история философских идей в России никогда (или, по крайней мере, до самого последнего времени) толком не изучалась»[4] . В примечаниях к этой фразе (о «последнем времени») Койре замечал: «Мы имеем в виду превосходный труд Г. Шпета "Очерк развития русской философии" (М., 1922). Шпету можно бросить упрек лишь в связи с его чрезмерно суровой оценкой русских философов, да и судит он их с точки зрения, которая никак не могла быть их собственной. Как бы то ни было, "Очерк…" Шпета представляет собой первый по-настоящему научный и полный труд о первых этапах философии в России»[5] . А.М.Руткевич в послесловии не без основания при этом пишет о Койре, что «иной раз он просто пересказывает "Очерк развития русской философии" Г.Шпета»[6] .

Публикуя этот том в нашей серии, мы ходили тогда в дом к Елене Владимировне Пастернак, и из семейного архива по рукописным копиям восстанавливали пропуски «Эстетических фрагментов», которые в прижизненную книгу не вошли, изъятые при первопубликации. Хотя при этом было ощущение, что сохранились лишь отдельные прижизненные издания и переиздать – это максимум того, что мы можем сделать. Но, как оказалось, эта публикация стала началом, далее пошли другие переиздания, в том числе и издания архивные. К счастью, архив не пропал. Его начали печатать, в том числе и в нашем журнале «Вопросы философии», – публикации Л.В.Федоровой, Н.К.Гаврюшина, Т.Г.Щедриной и т.д. И вроде бы сожженный ствол вдруг начал распрямляться, оживать, зеленеть. Вышли в свет интересные работы о Шпете В.П.Зинченко, В.Г.Кузнецова, А.А.Митюшина… Четыре года назад опубликована книга В.П.Зинченко «Мысль и Слово Густава Шпета» (М., 2000). Издана замечательная книга Т. Г.Щедриной («Я пишу как эхо другого»…». Очерки интеллектуальной биографии Густава Шпета. М.: Прогресс-Традиция, 2004), рассматривающая творчество философа в контексте русской общественной мысли и русской культуры. И стало понятно (впрочем, это было и раньше некоторым понятно, а потом это стало явно для всех), что это большая фигура, крупный мыслитель, что сам Шпет – часть истории русской философии, о которой он написал свой блистательный «Очерк развития русской философии». И конечно, об этом нельзя забывать, даже говоря о нем лишь как об историке русской мысли. Не случайно ему посвящены главы не только в труде Зеньковского, но и в «Истории русской философии» Б.В.Яковенко (хотя он не вошел в «Историю…» Н.О.Лосского), в современных историях – И.И.Евлампиева, Б.В.Емельянова и др.

История философии как философия истории

И сразу надо сказать, что знаменитая книга Шпета 1922 г. «Очерк развития русской философии» – практически первая история философии в послереволюционный период. И это отнюдь не академическое сочинение, несмотря на богатство, даже преизобилие фактического материала, собранного в книге. Честно говоря, потом все мне известные «Истории русской философии» такого количества материала не давали. По сути, это анализ духовного и исторического развития России, где философия лишь показатель развития России, индекс взрослости национальной культуры как таковой. Т.е. появление философии, сама возможность философии, это проверка того, превратилась ли культура из этнографического материала в самостоятельный субъект. Кстати сказать, такой методологический подход дал возможность Шпету осуществить, пожалуй, самую – после Чаадаева – энергийную и мощную самокритику культуры. Дело в том, что, говоря об истории философии в России, Шпет, по сути дела, выстраивает свою философию русской истории и культуры.

Начнем с простых констатаций. Скажем, те из русских эмигрантов, кто писал о Серебряном веке, представляли русскую философию рубежа веков как русский Ренессанс. Бердяев писал о «русском культурном Ренессансе начала ХХ века», когда очевидной стала «эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму»[7] . Для Шпета Ренессанса в России просто по определению быть не могло. В 1922 г. в «Эстетических фрагментах» он писал, оценивая символизм как центральное течение Серебряного века: «Исторически символизм – время всяческих реставраций и стилизаций. У нас, например, – классицизма, романтизма, народничества. Но нам теперь, сейчас, не реставрации нужны, а Ренессанс»[8] . Т.е. для него Ренессанс в будущем, хотя большевиков он не очень жаловал. Почему? Для начала посмотрим, что такое философия для Шпета? И первый ответ будет такой: Густав Шпет полагал, что философия есть показатель не просто взрослости, но европеизма культуры: «Чистый европеизм пробудился в тот момент, когда первый луч рефлексии озарил человеку его собственные переживания. Европа — это умственное напряжение, но не труд, а «досуг», восторг и праздник жизни; самое дорогое для нее — творчество мысли; и никакая сила — ни меч, ни моральная проповедь — не могла уничтожить в европейце его страсти мыслить. Европа пережила сказок и мифов, мудрости и откровений не меньше, чем Восток, но она не только их переживала, она их также передумывала»[9] .

Какова же, по Шпету, судьба философии в России? Вопреки восторгам наших мыслителей софийно-православного толка Шпет смотрел на историю отечественной философии достаточно жестко, поэтому среди прочего и мог стать, по словам Хоружего, «трезвым критиком софийных миражей»[10] .

В России философия привозной продукт. И главная русская проблема поначалу – проблема усвоения: «Впервые философия проникает к нам, хотя и в скромной, на Западе отжитой роли служанки богословия. Само возникновение наукообразного богословия уже должно считаться свежим веянием в душном тумане всеобщего невегласия»[11] . Путь был долог и шел сквозь десятилетия невежества и невегласия. Такая позиция вызывает сомнения у современных ученых. Сошлюсь на доклад Б.Ф.Егорова: «Жажда Шпета увидеть свободную национальную интеллигенцию и отчаяние от деспотических рогаток, мешающих ее становлению, приводило его к крайним выводам. Ниже он будет также отчаянно и утрированно говорить о своей любимой научной области: “История русской философии как мысли, проникнутой духом утилитаризма, есть история до-научной философской мысли. История философии, которая не познала себя как философию свободную, неподчиненную, как философию чистую”»[12] . Дальше Егоров продолжает: «Шпет вообще заявляет нигилистически: “наш общественный и государственный порядок всегда был основан на невежестве. Создавалась традиция невежества. Наша история есть организация природного, стихийного русского невежества”»[13] . Мне кажется, что нигилизма у Шпета все-таки не было. Был трезвый и жестокий взгляд на возможность чистой философии, философии как знания в России. Надо заметить, что современный мыслитель, как кажется, по взглядам не совсем близкий шпетовскому феноменологизму (я говорю о С.С.Хоружем), тем не менее, так определял положение с философией в России до Соловьева: «Главной чертой философской ситуации было затянувшееся отсутствие русской философии»[14] . Почему оно затянулось? Дело в том, что сразу сложиться, выходя из невегласия, философия, разумеется, не могла. Надо было внимательно разглядеть предпосылки этой чистой философии, что Шпет и пытался делать.


issledovanie-cennostej-stranica-11.html
issledovanie-cennostej-stranica-18.html
issledovanie-chuvstvitelnoj-i-dvigatelnoj-sferi-pri-patologii-centralnoj-nervnoj-sistemi-i-golovn.html
issledovanie-dannoj-tematiki-a-imenno-gotovnosti-personala-razvivatsya-i-izmenyatsya-predlagat-novie-idei-i-proekti-avtori-schitayut-ochen-perspektivnim-i-aktualnim-dlya-reformiruyushegosya-obshestva.html
issledovanie-dinamiki-koefficientov-perehoda-tyazhelih-metallov-iz-kormov-raciona-v-moloko-v-hozyajstvah-prigorodnoj-zoni-g-krasnoyarska-borcova-i-yu.html
issledovanie-dinamiki-tverdofaznih-reakcij-i-strukturnih-perehodov-v-organicheskih-kristallah-metodami-kolebatelnoj-spektroskopii-02-00-04-fizicheskaya-himiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/marketing-reflections-on-learning-outcomes.html
  • institute.bystrickaya.ru/garri-potter-i-uznik-azkabana-stranica-11.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zapros-kotirovochnoj-ceni-zapros-kotirovochnoj-ceni-dlya-subektov-malogo-predprinimatelstva.html
  • turn.bystrickaya.ru/perepis-naseleniya-odin-iz-vazhnejshih-istochnikov-informacii-o-naselenii-vobshem-vide-perepis-naseleniya-nauchno-organizovannij-process-sbora-obrabotki-i-anali.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/reakciya-zapada-vojna-i-mi-voennoe-delo-glazami-grazhdanina.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-ob-avtorskom-prave.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-solnechnie-znaki-i-aromaterapiya-vse-rozhdennoe-v-nekij-moment-vremeni-priobretaet-kachestva-etogo-momenta.html
  • predmet.bystrickaya.ru/severnij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-konkursnaya-komissiya-opredelit-prioriteti-18.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/o-citrusovih.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-frazeologicheskie-srasheniya-sovremennij-russkij-yazik.html
  • bukva.bystrickaya.ru/relyacionnie-modeli-bazi-dannih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aviaciya-ili-polet-vibirajte-richard-bah-dar-tomu-kto-rozhden-letat.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-sonin-n-i-zaharov-v-b-obshaya-biologiya-2007.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ikonografiya-drevnih-ikon-gostinopolskogo-monastirya.html
  • school.bystrickaya.ru/5-poryadok-priema-na-celevie-mesta-pravila-priema-v-uralskij-gosudarstvennij-ekonomicheskij-universitet-v-2010.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-chtobi-ti-delal-esli-bi-razreshili-ne-hodit-v-shkolu-psihologiya-xxi-stoletiya-t-2-pod-redakciej-kozlova.html
  • letter.bystrickaya.ru/obespechenie-obrazovatelnogo-processa-bibliotechno-informacionnimi-resursami-i-sredstvami-neobhodimimi-dlya-realizacii-obrazovatelnih-programm-pp.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-2soderzhanie-modulya-kemerovskij-gosudarstvennij-universitet-osnovnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-d-golland-voprosnik-professionalnih-predpochtenij-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2003.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-lekcij-lekciya-tamozhennij-soyuz-es-i-tamozhennoe-pravo-es-4-chasa-pravovie-osnovi-tamozhennogo-soyuza-es.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/okazanie-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-na-territorii-sverdlovskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shibryaev-s-b-litievie-smazki-na-smeshannoj-osnove.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-podgotovki-specialistov-agroinzhenernogo-profilya-v-oblasti-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/statya-19-punkt-39-nalogovaya-zadolzhennost-priznannaya-nalogoplatelshikom-stranica-6.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-po-viboru-studentov-professionalnij-inostrannij-yazik.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-mou-redkinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-na-2010-2011-uchebnij-god-kaluzhskaya-oblast-dzerzhinskij-rajon.html
  • reading.bystrickaya.ru/luchevie-nagruzki-na-pacienta-pri-legochnoj-flyuorografii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-xx-veka-mareev-stranica-32.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blank-dostizhenij-fotochtenie-kurs-personalnogo-obucheniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proektt-cennosti-i-nachin-na-zhivot-direktno-prilozhenie-na-jerarhiyata-na-potrebnostite.html
  • tests.bystrickaya.ru/level-12-viktor-pelevin-princ-gosplana.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhalosuzhe-iya-otnositelnosti-reshavshaya-problemu-elektrodinamiki-dvizhushihsya-tel.html
  • college.bystrickaya.ru/38-uderzhaniya-za-formennuyu-odezhdu-zarplata-ot-a-do-ya-buhgalterskij-uchet.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-ii-gangutskoe-srazhenie.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofiya-uchebnik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.