.RU

«Готовность к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций»


«Готовность к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций»


ВВЕДЕНИЕ

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы весьма частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.

Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражения, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Каждая по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной степени снизить все виды потерь, в чем и заключается основная помощь данных методических рекомендаций.

Готовность персонала и воспитанников школьных образовательных учреждений к своевременным и умелым действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее по тексту – ЧС) является одним из основополагающих условий для безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в целом.

Проведение мероприятий по эвакуации это важный этап формирования готовности администрации и персонала школьных образовательных учреждений к действиям в ЧС, поскольку создает условия для совершенствования соответствующих знаний, умений и навыков по защите от возникающих опасностей. Также мероприятия способствуют формированию у детей навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, определения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, на природе, выработке умения защищать  свою жизнь и здоровье.

Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации включают в себя заблаговременное обучение персонала, проведение учений и тренировок по отработке планов по действиям при угрозе или возникновении ЧС природного или техногенного характера и выполнению мероприятий ГО.

Обучение персонала, руководителей и должностных лиц, уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится в рамках единой государственной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями Федеральных законов от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Определение цели и задач

Одним из способов выработки навыков безопасного поведения является – проведение учебной эвакуации.

Основные цели мероприятия:

Основными задачи могут быть:

^ Основные этапы планирования и организации проведения эвакуации:

Мероприятия проводятся ежегодно два раза в сентябре и мае.

Успех его проведения зависит от грамотного управления, подразумевающего подготовку нормативной и планирующей документации, правильное распределение обязанностей и четкое руководство.

К руководящему составу ОУ относятся: директор, завуч, преподаватель-организатор ОБЖ ответственный за вопросы ГО ЧС в учреждении.

Все необходимые документы разрабатываются ответственным за вопросы ГО ЧС в учреждении, под руководством директора с привлечением сотрудников.

В подготовительный период целесообразно:

  1. провести совещание по определению конкретных задач, тематики мероприятий, по назначению ответственных за их подготовку и проведение;

  2. изучить имеющиеся нормативные документы и методические материалы по проведению эвакуации;

  3. повторить положения «Инструкции по действиям персонала при угрозе или возникновении ЧС природного или техногенного характера и выполнению мероприятий ГО»;

  4. активизировать пропаганду знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, используя при этом работу по 3 направлениям: персонал, родители и дети;

  5. обновить наглядную агитацию, оборудовать тематическую выставку.

Администрацией ОУ должны быть в обязательном порядке разработаны и утверждены руководителем следующие документы:

В подготовительный период необходимо провести учения руководящего состава (командно-штабные учения – КШУ) с целью подготовки органов управления ОУ к выполнению комплекса поставленных задач, а также выработки навыков в проведении мероприятий в области защиты от ЧС.

При выборе темы КШУ необходимо учитывать специфику учебного заведения с точки зрения возможности возникновения различных ЧС природного и техногенного характера, а также руководствоваться рекомендациями территориальных управлений ГОЧС и управлений образования.

Основные мероприятия по эвакуации должны быть запланированы как общие для всего личного состава учебного заведения, так и раздельные (дифференцированные) с постоянным составом и детьми по возрастным группам.

Всех воспитанников ОУ в процессе подготовки целесообразно разделить на возрастные категории и своевременно, в понятной форме, довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.

Проведение мероприятий по эвакуации предусматривает:

- пожар в школьном образовательном учреждении (или в соседнем жилом доме; на расположенном вблизи предприятии);

- авария на химически опасном объекте при движении облака аварийно - химически опасных веществ в сторону ОУ с герметизацией помещения;

В основу проведения эвакуационных мероприятий должны быть положены элементы игр, которые вызывают у детей интерес и позволяют лучше усвоить и закрепить знания, приобрести необходимые навыки.

Все запланированные мероприятия должны проводиться без нарушения воспитательного процесса.

При поведении мероприятий по эвакуации предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности детей и медицинский контроль.

Для подготовки и проведения приглашаются представители родительских комитетов, пожарных подразделений, аварийно-спасательных служб, ГИБДД, которые окажут методическую и организационную помощь, укажут на неточности и ошибки, допущенные при проведении этого мероприятия. Присутствие родителей придаст детям уверенность в их действиях и поступках.

^ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

Это опасные природные явления или процессы геофизического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных. Подлинной проблемой человечества являются землетрясения, наводнения, массовые лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. Они только за последние 20 лет унесли более 3 млн. человеческих жизней. Почти 1 млрд. жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот период испытал последствия стихийных бедствий.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Это подземные удары (толчки) и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре. Проекция центра очага землетрясения на поверхность земли называется эпицентром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей частью в 20-30 км. от поверхности.

По своей интенсивности (проявлению сил природы на поверхности) землетрясения подразделяют на 12 градаций - баллов. Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушаются целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро - и газоснабжение, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв. Когда землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны - цунами. Порой их высота достигает 60 м. (16 этажный дом), вызывая огромные разрушения на суше (2011 год, Япония). Возникают землетрясения неожиданно, и хотя продолжительность главного толчка не превышает несколько секунд, его последствия бывают трагическими. Предупредить начало землетрясения точно пока невозможно. Прогноз подтверждается в 80 случаях и носит ориентировочный характер. Но, например сибирские ученые в 1995 году предсказали землетрясение в Японии довольно точно. Они пришли к выводу, что страшное стихийное бедствие силой в 7 баллов может произойти в Японии в период с 10 по 12 января 1995 г. Как оказалось, ученые ошиблись в сроках примерно на 5 дней, а в силе подземного толчка – всего на 0,2 балла. Надо помнить: 1/5 часть территории России подвержена землетрясениям силой более 7 баллов. К чрезвычайно опасным зонам относятся Северный Кавказ, Якутия, Прибайкалье, Сахалин, Камчатка, Курильские острова.

Наибольший ущерб наносят каменным, кирпичным, железобетонным и земляным постройкам. Поэтому они так страшны они для городов и других крупных населенных пунктов.

7 декабря 1988 г. землетрясение в Армении привело к необычайно большому числу жертв из-за низкого качества построенных домов. Серьезным испытанием явилось происшедшее с 28 на 29 мая 1995 г. Северосахалинское землетрясение. Город Нефтегорск оказался полностью разрушен. Погибло до 70% населения.

^ Правила поведения при землетрясении. Если первые толчки Вас застали дома (на первом этаже), надо немедленно взять детей и как можно скорее выбежать на улицу. В Вашем распоряжении не более 15 - 20 сек. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, встать в дверных и балконных проемах, распахнув двери и прижав к себе ребенка.
Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колон, т.к. эти места наиболее прочны. Здесь больше шансов остаться невредимым. Ни в коем случае не прыгать из окон и с балконов. Как только толчки прекратятся, немедленно выйти на улицу, подальше от здания, на свободную площадку.

Категорически запрещается пользоваться лифтом. В любой момент он может остановиться, и люди застрянут, а это опасно (При пожаре в Останкинской телебашне в 2000г. в лифте погибли 2 человека). Если первые толчки застали Вас на улице, немедленно отойдите дальше от зданий, сооружений, заборов и столбов – они могут упасть и придавить Вас. Помните, после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому сами и предупредите тех, кто рядом. Этого можно ожидать через несколько часов, а иногда и суток. Не приближайтесь к предприятиям, имеющим воспламеняющиеся, взрывчатые и аварийно химически опасные вещества. Не стойте на мостах. Не прикасайтесь к проводам – они могут оказаться под током.
В момент разрушения опасность представляют также разлетающиеся кирпичи, стекла, карнизы, украшения, дорожные знаки, столбы. Почти всегда землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа или замыканием электрических проводов.

^ Как свести потери до минимума? Во-первых, заранее обдумать и знать свои правила поведения и поступки. Сохранять порядок, дисциплину и самообладание.
Во-вторых, не загромождать коридоры, проходы, лестничные клетки. В спальне над кроватями не должно быть полок и тяжелых картин. В-третьих, каждый обязан незамедлительно принять участие в спасательных работах, но при этом помнить о мерах предосторожности, т.к. возможны смещения обломков.

НАВОДНЕНИЯ

Это временное затопление значительной части суши водой в результате действий сил природы. Происходят они по трем причинам. Во-первых, в результате обильных осадков или интенсивного таяния снега. Такое часто бывает в Свердловской, кировской, Читинской областях, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях. В Северо-Кавказском регионе в марте 1994 г. в связи с наводнением эвакуировали около 2 тыс. человек, восстановили автомобильные дороги, мосты, дамбы, водозаборные сооружения.

Во-вторых, из-за сильных нагонных ветров, которые наблюдаются на морских побережьях, например, Каспия и в устьях рек, впадающих в море (залив). Нагонный ветер задерживает воду в устье, в результате чего повышается ее уровень в реке. Наводнение такого рода характерны для Санкт-Петербурга, населенных пунктов низовья рек Волги и Урала.

Дважды, 3 и 11 мая 1990 г., в месте впадения реки Урал в Каспийское море высокая морская волна, поднятая сильным ветром, как бы наполнила реку и погнала ее вспять, заливая все вокруг на 20 км. Оказалась затопленной часть Гурьевской области.

В-третьих, подводные землетрясения. Возникают гигантские волны – цунами. Скорость их распространения достигает 400 – 800 км/час. Они с колоссальной силой обрушиваются на побережье, смывая все на своем пути. В России цунами наблюдаются в основном на побережье Камчатки и у Курильских островов.

^ Правила поведения при наводнении

При угрозе наводнения проводят предупредительные мероприятия, позволяющие снизить ущерб и создать условия для эффективных спасательных работ. В первую очередь надо информировать население о возникновении угрозы, усилить наблюдение за уровнем воды, привести в готовность силы и средства. Проверяется состояние дамб, плотин, мостов, шлюзов, устраняются выявленные недостатки. Возводятся дополнительные насыпи, дамбы, роются водоотводные канавы, готовятся другие гидротехнические сооружения.

Надо помнить – времени мало и его надо использовать с максимальной пользой.
Если угроза наводнения будет нарастать, то в предполагаемой зоне затопления работа предприятий, организаций, школ и дошкольных учреждений прекращается. Детей отправляют по домам или переводят в безопасные места. Продовольствие, ценные вещи, одежду, обувь переносят на верхние этажи зданий, на чердаки, а по мере подъема воды и на крыши. Может быть принято решение об эвакуации из опасной зоны, тогда в первую очередь вывозят детей, детские учреждения и больницы. В каждом районе Красноярска имеются возвышенности находящиеся вне зоны затопляемости. Например, в Центральном районе Покровская гора, в Железнодорожном Николаевская сопка, В Октябрьском район Академгородка и т.д.

^ Проведение спасательных работ

Эвакуация – один из способов сохранения жизни людей. Для этого используются все имеющиеся плавсредства: боты, баржи, катера, лодки, плоты, машины – амфибии и т.д. Входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила. Во время движения запрещается меняться местами, садится на борта, толкаться. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся на суше. Когда плавсредства отсутствуют, надо воспользоваться тем, что имеется поблизости под рукой – бочками, бревнами, деревянными щитами и дверями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способными удерживать человека на воде. Отпускать в такое плавание детей одних нельзя. Обязательно рядом должны быть взрослые. Может быть и такое: Вода застала Вас в поле или в лесу. Как быть, что делать? Срочно выходить на возвышенные места, а в лесу забраться на прочные развесистые деревья.

К тонущим подплывать лучше со спины. Приблизившись взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, работая свободной рукой и ногами. При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде – против ветра и потока воды. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.

^ ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ

До 80% пожаров возникает из-за нарушения населением мер пожарной безопасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха, а также в результате использования в лесу неисправной техники. Бывает, что лес загорается от молнии во время грозы. По характеру пожары подразделяются на низовые, подземные и верховые. Чаще всего происходят низовые пожары – до 90% от общего количества. В этом случае огонь распространяется только по почвенному покрову, охватывая нижние части деревьев, траву и выступающие корни. При верховом беглом пожаре, который начинается только при сильном ветре, огонь продвигается обычно по кронам деревьев «скачками». Ветер разносит искры, горящие ветки и хвою, которые создают новые очаги за несколько десятков, а то и сотни метров. Пламя движется со скоростью 15 – 20 км/час.
В России наибольшее распространение это бедствие получило в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Ленинградской, Архангельской областях, Красноярском крае, республиках Саха и Хакасия. Летом 2010 года это бедствие охватило центральную часть России и Московскую область. Потребовались огромные усилия пожарных, подразделений МЧС РФ и населения, чтобы остановить и ликвидировать огонь. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются «зоной бедствия».

^ Правила поведения при пожаре.

Захлестывание кромки пожара – самый простой и вместе с тем достаточно эффективный способ тушения слабых и средних пожаров. Для этого используются ветви деревьев длиной 1 – 2 м. или небольшие деревья, преимущественно лиственных пород. Группа из 3 – 5 человек за 40 – 50 мин. Может погасить захлестыванием кромку пожара протяженностью до 1000 м. В тех случаях, когда захлестывание огня не дает должного эффекта, можно забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом. Лучше, когда это делается с помощью техники. Для того чтобы огонь не распространялся дальше, на пути его движения устраивают земляные полосы и широкие канавы. Когда огонь доходит до такого препятствия, он останавливается: ему некуда больше распространятся. Не исключено, что огонь все больше и больше приближается к деревне или другому населенному пункту. Что предпринять? Главное – эвакуировать основную часть населения, особенно детей, женщин и стариков. Вывод или вывоз людей производится в направлении, противоположном распространению огня. Двигаться следует не только по дорогам, а также вдоль речек и ручьев, а порой и по самой воде. Рот и нос желательно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем. Необходимо взять с собой документы, деньги и крайне необходимые вещи. Помните, огонь безжалостен.
Главное – предупредить возникновение пожара.

^ УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ

Ураган это чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха. Скорость урагана достигает 30 м/с и более. Он является одним из мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию может сравниться с землетрясением. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий электропередачи и связи, ломает и выворачивает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные магистрали. Бури – разновидность ураганов и штормов.

В России ураганы, бури и штормы чаще всего бывают в Приморском, Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке и Курильских островах. В ночь с 13 на 14 марта 1988 г. на Камчатке бушевал ураган. Скорость ветра в Петропавловске-Камчатском достигла 38 м/с. В тысячах квартир выбило стекла и двери, в сотнях домов сорвало крыши. Ветер валил деревья, гнул светофоры и опоры уличного освещения, словно с игрушками расправлялся с газетными киосками и продовольственными ларьками.
Хотя синоптики заранее передали местным властям и населению тревожный сигнал, мало что было сделано для предотвращения стихии. Вышли из строя электро - и теплоснабжение. Город оказался без света, воды и тепла. Замолчали телевидение и радиовещание. Нельзя было передать населению нужную информацию.

К ветрам огромной разрушительной силы, следует отнести и смерчи – восходящие вихри быстро вращающегося воздуха, имеющие вид темного столба диаметром от несколько десятков до сотен метров с вертикальной, иногда и загнутой осью вращения. Смерч как бы «свешивается» из облака к земле в виде гигантской воронки. Внутри его давление всегда пониженное, поэтому туда засасывает любые предметы.
Смерчи наблюдались в Поволжье, Сибири, на Урале и средней полосе России (в 1984 г. Ивановская, Ярославская и Костромская область).

^ Правила поведения при урагане, буре, смерче

Гидрометеослужба за несколько часов, как правило, подает штормовое предупреждение. Следует закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна. Стекла заклеить полосками бумаги или ткани. С балконов, лоджий, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы людям. Выключить газ. Подготовить аварийное освещение – фонари, свечи. Создать запас воды и продуктов на 2-3 суток. Положить на безопасное и видное место медикаменты и перевязочные материалы. Радиоприемники и телевизоры держать постоянно включенными: могут передать различные сообщения и распоряжения. Из легких построек людей перевести в прочные здания. Остерегайтесь ранения стеклами и другими разлетающимися предметами.
Если Вы оказались на открытой местности, Лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке: лечь на дно и плотно прижаться к земле.

^ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ

Авария – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Происходят аварии на коммунально-энергетических сетях, промышленных предприятиях. Если эти происшествия не столько значительны и не повлекли за собой серьезных человеческих жертв – их обычно относят к разряду аварий.

Катастрофа – это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с трагическими последствиями. Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв.
В результате аварий на производстве возможны взрывы и пожары, а их последствия – разрушения и повреждение зданий, техники и оборудования, затопление территории, выход из строя линий связи, энергетических и коммунальных сетей.
Наиболее часты они на предприятиях, производящих, использующих или хранящих аварийные химически опасные вещества (АХОВ). Следствиями аварий являются взрывы и пожары.

При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и человеческим жертвам. Степень и характер разрушений зависят, кроме мощности взрыва, от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.
На каких предприятиях чаще всего происходят взрывы? Там, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях. Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ. Взрывы на газопроводах происходят при плохом контроле за их состоянием и соблюдением требований безопасности при их эксплуатации, как это имело место в Башкортостане 3 июля 1989 г. Взорвалась смесь из пропана, метана и бензина. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказалось два пассажирских встречных поезда. Пострадало большое количество людей, многие получили травмы и увечья.

К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызывающие пожары, обвалы, затопление подземными водами. Большой материальный ущерб, а в ряде случаев и человеческие жертвы приносят внезапные обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений. Причины – ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строительных работ. 23 марта 1993 г. в руины превратился один из цехов Братского алюминиевого завода. Под обломками здания оказались 14 рабочих ночной смены.

Пожары происходят везде: на промышленных предприятиях, на объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, в детских дошкольных учреждениях, в жилых домах.
Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфара, нафталин. В процессе горения поролона выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отравлениям.
В процессе производства при определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна. Летом 1985 г. тонкий хлопковый пух, который образовался после стирки и сушки белья в прачечной гостиницы «Космос» (Москва), забил вентиляционную шахту. Работники прачечной решили избавиться от него с помощью … огня, забыв, что при определенных условиях он взрывается как порох. Так, собственно и произошло. Как только чиркнули спичкой – прогремел взрыв. Восемь человек получили ожоги и ранения. Ударная волна разворотила перекрытие. Прачечная – производство мирное, но ведь взорвалось.

Каждые 4-5 мин. В России вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей. Каждый час в огне погибает 1 человек и около 20 получают ожоги и травмы. При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и организовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность. В первую очередь необходимо организовать спасательные работы, оказать пострадавшим первую медицинскую помощь и доставить их в лечебные учреждения. После разведки пораженных участков объекта организуется локализация и тушение пожара, принимаются меры к предотвращению дальнейших разрушений. Отдельные конструкции, которые угрожают падением, обрушают или наоборот укрепляют, проводят неотложные работы на коомунально-энергетических сетях. При этом огромное значение имеет соблюдение требований безопасности. Например, запрещается без надобности ходить по завалам, входить в разрушенные здания, проводить работы вблизи сооружений, грозящих обрушением. Нельзя прикасаться к оголенным проводам и различным электрическим устройствам.
Участок спасательных и восстановительных работ должен быть огражден, своевременно выставлены охрана и наблюдатели. В результате аварии или катастрофы могут растекаться горючие и агрессивные жидкости. Это надо учитывать при организации работ.

Наиболее характерными видами травм при авариях и катастрофах бывают ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, поражение электрическим током, ожоги, отравления.

^ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно. Например Арзамас. 9 ч 30 мин. 4 июня 1988 г. В 300 м. От вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м. Железнодорожных путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м., диаметром 53 м. Необходимо отметить, что начальник ГО – председатель горисполкома И. Скляров и штаб ГО во главе с его начальником В. Синицыным сработали оперативно и грамотно. Уже через 17 мин. После взрыва по местному радио передали первую информацию о происшедшем. Население призывали сохранять спокойствие и по возможности оказывать помощь пострадавшим. Руководителям предприятий и служб ГО города были поставлены четкие задачи.

Первыми в очаг прибыли бойцы противопожарной службы ГО, которые локализовали пожар и перекрыли газ на разрушенной магистрали. Основная тяжесть работ легла на медиков. Арзамасцы действовали самоотверженно, не покладая рук. На следующий день в 11 ч. 40 мин. Через станцию Арзамас проследовал первый поезд по восстановленному пути. Ровно через год 3 июня в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. В зоне взрыва продуктопровода оказались два встречных поезда. Разрушено 350 м. пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В поездах находилось 1284 пассажира и 84 работника из поездных бригад. Многие погибли, еще больше людей получили ожоги и травмы.

В течение 10 минут были оповещены руководители республики и члены комиссии по ЧС. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекались значительные силы ГО и ВС. В ходе работ решались главные задачи – оказание пострадавшим первой медицинской помощи и отправка их в ближайшие медицинские учреждения. Место проведения работ было оцеплено и ограждено.
К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается, стали происходить случаи террористических актов.

^ АВАРИИ НА ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ

Опасность возникновения затопления низинных районов происходят при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные нарушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды. Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, в горной местности доходит до 100 км/ч. Значительные участки местности через 15 – 30 мин. обычно оказываются затопленные слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м. и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий. Однако в Республике Башкортостан, Воронежской, Ростовской, Рязанской областях подобные нарушения имели устойчивый характер. Например, в 1994г. дважды прорывалась плотины в Башкортостане и Свердловской области, дамбы в Оренбургской. В г. Серове 250 домов и 12 предприятий оказались в зоне затопления. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС могла вызвать более трагичные последствия.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки.

В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не получено сообщение, что опасность миновала. При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться – возможно, присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родителям вместе с детьми необходимо более детально изучать правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В образовательных учреждениях необходимо использовать наглядную агитационную литературу для приобретения необходимых знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Необходимо совершенствовать мероприятия по проведению учебной эвакуации, которые способствуют формированию у детей навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, определения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, на природе, выработке умения защищать  свою жизнь и здоровье.

Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации включают в себя заблаговременное обучение персонала, проведение учений и тренировок по отработке планов по действиям при угрозе или возникновении ЧС природного или техногенного характера и выполнению мероприятий ГО.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Письмо Минобразования России от 28 июня 2001 г. № 05-51-15ин/13-05

  2. Сайт ГУ МЧС России по Красноярскому краю раздел «Культура безопасности» (раздел «Сайт детской безопасности») http://www.24.mchs.gov.ru/

  3. Сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий http://www.fire.mchs.gov.ru/propaganda/

  4. Журнал «Гражданская защита»

ii-opasnie-svideteli-f-m-dostoevskij-bratya-karamazovi.html
ii-opit-nakoplennij-v-svyazi-s-drugimi-mnogostoronnimi-prirodoohrannimi-soglasheniyami-i-kasayushijsya-povtoryayushihsya-sluchaev-nesoblyudeniya.html
ii-organizacionnie-formi-alpinizma-zadachi-orientirovanie-v-gornoj-mestnosti-59-orientirovanie-v-srednegore-60.html
ii-organizaciya-dezinfekcionnih-i-sterilizacionnih-meropriyatij-v-organizaciyah-osushestvlyayushih-medicinskuyu-deyatelnost.html
ii-organizaciya-priema-grazhdan-v-tgu-ii-organizaciya-priema-grazhdan-v-tgu.html
ii-organizaciya-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-tekushego-remonta-zhilishnogo-fonda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10th-international-symposium.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-1-tema-ekonomicheskij-analiz-i-ego-rol-v-upravlenii-proizvodstvom.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utverdit-plan-provedeniya-osnovnih-meropriyatij-severnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya-v-dni-osennih-shkolnih-kanikul-s-31-10-2011g-po-06-11-2011g-prilozhenie-1-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-20-nasledstvennoe-pravo-6-chasov-kontrolnaya-rabota-1-var-2-var-3-var-ukazaniya-i-literatura-metodicheskie.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-analiz-raboti-selskohozyajstvennogo-predpriyatiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/maksimalnaya-shirina-vklyucheniya-pb-10-574-03-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-adipokinovogo-profilya-i-metabolizma-kollagena-pri-razlichnih-variantah-techeniya-beremennosti-03-01-04-biohimiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechenmeropriyatij-po-vipolneniyu-nauchno-issledovatelskih-i-opitno-konstruktorskih-rabot-na-2006-2008-godi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-takoe-internet.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovanie-1271-74-mln-rub-obshegosudarstvennie-voprosi-335-19-mln-rub.html
  • spur.bystrickaya.ru/lesson-12-prichitajte-tekst-i-obyasnite-zachem-ohrannik-poprosil-doroti-ee-druzej-nadet-zelenie-ochki-velikij-volshebnik.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pri-taksacii-lesa-aerofotosnimki-m-1-10000-pri-i-ii-i-1-15000-1-20000-pri-iii-razryadah-lesoustrojstva-preimushestvenno-cvetnie-spektrozonalnie-ispolzuyut-d.html
  • studies.bystrickaya.ru/guchkov-aleksandr-ivanovich.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnaya-disciplina-ekonomicheskaya-teoriya-specialnost-stranica-23.html
  • control.bystrickaya.ru/dokumenti-kommersant-04072006-119-str-2-gosduma-rf-monitoring-smi-4-iyulya-2006-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/236-harakternie-svojstva-osobennosti-i-harakteristiki-lichnosti-lidera-organizacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/korol-e-a-socialno-ekonomicheskie-usloviya-sozdaniya-i-organizacii-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-v-rossii-finansi-i-kredit-problemi-metodologii-i.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9214-polufabrikati-myasnie-i-kulinarnie-izdeliya-0251-nefteprodukti-svetlie-alternativnie-vidi-topliva.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/preobrazovaniya-strahovogo-dela-v-sovetskoj-rossii-referat-po-discipline-ekonomika-tema-referata-ekonomicheskaya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svidetelstvo-ob-oficialnoj-registracii-programmi-dlya-evm.html
  • report.bystrickaya.ru/ivanovskaya-oblast-informaciya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-uroka-metalli.html
  • composition.bystrickaya.ru/pogranichnie-psihicheskie-rasstrojstva-u-bolnih-perenesshih-travmu-golovnogo-mozga.html
  • klass.bystrickaya.ru/413-prakticheskoe-zanyatie-13-statisticheskij-priemochnij-kontrol-kachestva-produkcii-po-alternativnomu-priznaku.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-meropriyatij-grazhdansko-patrioticheskoj-i-kraevedcheskoj-napravlennosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vosmaya-lekciya-sushestvo-cheloveka-zapisi-iz-lekcii-v-rime-11-aprelya-1910-goda.html
  • turn.bystrickaya.ru/oplata-truda-informacionnij-byulleten-profsoyuza-284-2008-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-mirdada.html
  • institut.bystrickaya.ru/teologicheskaya-teoriya-prava.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ili-kak-zhit-s-neuzhivchivim-suprugom.html
  • klass.bystrickaya.ru/81-vvedenie-generalnij-plan-zadonskogo-selskogo-poseleniya-azovskogo-rajona-rostovskoj-oblasti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/naznachenie-programmi-programma-kursa-anglijskij-yazik-prednaznachena-dlya-uchashihsya-10-11-klassov-obsheobrazovatelnoj-shkoli-status-dokumenta-stranica-4.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzglyadi-fridriha-nicshe-na-obshestvo-i-gosudarstvo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zheke-osali-sharuashilii-bar-ekendg-turali-anitama-beru-memlekettk-krsetletn-izmett-pasporti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.