.RU

Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая







Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия

Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им.Д.Батожабая

Сектор краеведческой литературы


САГААЛГАН

Дайджест


Улан-Удэ. 2006.

К63.5

С 13


Составитель М.А.Ильина

Ответственный за выпуск: Е.Ю.Рябушева


С13 Сагаалган: Дайджест /ГЮБ РБ им. Д.Батожабая; Сост. М.А.Ильина. – Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 2006. – 81 с.

В настоящем сборнике представлены статьи из республиканских периодических изданий, посвященные национальному празднику «Сагаалган». В дайджест вошли статьи с 1992 года по 2006 год, выявленные в фондах Юношеской библиотеки и представляющие интерес для широкого круга читателей.


ББК К63.5


От составителя


«Сагаалган» - новый год по лунному календарю. Корни этого национального праздника уходят в далекое прошлое. В советские времена многие традиции и обычаи бурятского народа были утеряны, претерпели некоторые изменения, но не были совсем забыты. И вот наступили времена, когда возвращаются народные праздники, восстанавливаются народные обряды, традиции. С 1990 года в Бурятии официально празднуют «Сагаалган», праздник Белого месяца, праздник Нового года по лунному календарю. В последние годы появилось немало статей, рассказывающие о «Сагаалгане», об истории этого праздника, об обычаях празднования. В настоящий сборник вошли статьи, выявленные в фондах Юношеской библиотеки с 1992 года по 2006 год, материал расположен в обратной хронологии. Статьи, помещенные в дайджесте, будут интересны широкому кругу наших читателей.


УКАЗ


Президиума Верховного Совета Бурятской АССР

^ О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника в Бурятской АССР

В целях сохранения исторических и трудовых тра­диций бурятского народа, усиления воспитания тру­дящихся в духе интернационализма и дружбы на­родов Президиум Верховного Совета постановляет: Придать национальному празднику «Сагаалган» статус народного праздника в Бурятской АССР.

Председатель Президиума Верхов­ного Совета Бурятской АССР

Секретарь Президиума Верховного Совета Бурятской АССР.

24 января 1990 г.


Инна Бальчинова

( Правда Бурятии.- 2006.- 26 января).


САГААЛГАН:

с миром и благополучием

Запах благовоний, зажженная лампадка перед бурханом, молочные пенки и ароматные боовы (бурятский хворост). А еще подъем спозаранку, карусель гостей и множество благопожеланий - так Сагаалган воспринимаю я.

^ МЕСЯЦ ДОБРЫХ НАДЕЖД

Позитивное отношение к окружающим, внутренняя гармония с самим собой всегда были важными со­ставляющими душевного на­строя бурят. В дни праздно­вания Сагаалгана эти чув­ства лишь усиливались. Так оно и есть на самом деле, ведь Белый месяц надо встречать с чистой душой и добрыми помыслами. Такого мнения придерживаются и врачи, в частности наш экс­перт - заслуженный врач РБ, врач РЦМП Лилия Андреева.

Вот уже более 10 лет светлый праздник, символи­зирующий начало Нового года, отмечается в Бурятии как государственный. Издав­на наши предки поклонялись этому языческому празднику, символизирующему плодо­родие земли, в сентябре-октябре. Позже, с распрост­ранением буддизма, Новый год был перенесен на фев­раль. Сегодня Сагаалган - культовый праздник в буд­дийском мире, один из самых почитаемых и уважаемых. Интерес к нему растет из года в год. Мы снова возвра­щаемся к своим истокам, вспоминаем обычаи и тради­ции наших дедов и прадедов.

Для многих Сагаалган - особенное время, когда мы стараемся навести порядок не только в доме и в делах, но и в своем внутреннем мире. Посмотрите, как торо­пятся люди перед праздни­ком попасть на прием к ла­мам или же просто посетить дацан, чтобы заказать молит­вы и хуралы. Обряд «Дугжуба» (в народе «костер») нака­нуне праздника собирает ог­ромное количество людей. Сагаалган у большинства буддистов (и не только у них) ассоциируется с избавлени­ем от невзгод прошлого года и желанием вступить в новый год очищенными и одухотво­ренными. Такие порывы тоже, оказывается, возника­ют неспроста.

ДУША И ТЕЛО

Все наши душевные пере­живания тесно взаимосвяза­ны с болезнями тела. Врачи наряду с таблетками и пилю­лями рекомендуют своим па­циентам поменьше волно­ваться, беспокоиться и раз­дражаться. И этому есть до­казательства:

•Нервное и психическое напряжение (которого в на­шей жизни хватает с избыт­ком) запускают в организме массу физиологических фун­кций. Дыхание замирает, сердце колотится, мозг ли­хорадочно ищет выход из си­туации... Психотравмирующие ситуации могут длиться часами и днями. Такая «кон­сервация» стресса приводит к риску ожирения, болезней сердца, депрессии и множе­ства других заболеваний.

• В буддийских сутрах есть высшее учение о том, что все есть проявление души. Она оказывает влияние на тело. Например, если человек на­ходится в депрессии, если душа находится в подавлен­ном состоянии, то давление крови человека понижается. У людей, которые легко сер­дятся, давление повышено. Можно сказать, что если че­ловек обретет спокойное, ровное состояние сознания, то не будет испытывать про­блем с давлением.

•Установлено: нервное на­пряжение угнетает репродук­тивную систему, да и физи­ческий стресс не лучше. Женщины, которые держат в себе боль, обиду, ненависть, очень часто страдают от вос­палительных заболеваний половой сферы.

•Волнуясь, одни напрочь теряют аппетит, другие, на­оборот, «заедают» его. Ока­зывается, все зависит от того, с какой стороны стресс наносит удар по пищеваре­нию. Кортиколиберин угнета­ет выработку в желудке соля­ной кислоты, задерживает прохождение пищи из желуд­ка в кишечник и усиливает его перистальтику, а это приводит к «медвежьей болез­ни». Тут уж не до еды. Зверс­кий аппетит возникает при хронических психотравмирующих ситуациях, когда заш­каливает уровень кортизола. Этот гормон стимулирует ап­петит, заставляя человека все время жевать.

Подобных примеров, дока­зывающих связь между душой и телом, очень много. Такой светлый и добрый праздник, как Сагаалган, должен про­буждать в каждом из нас же­лание стать добрее и мудрее не только на благо окружаю­щих, но и с пользой для соб­ственного здоровья.

^ НАРОДНЫЕ ЗАВЕТЫ

Я знаю молодую семью, которая почитает все тради­ции своих предков. Накануне Сагаалгана они строго выпол­няют все необходимые ритуа­лы: заказывают молитвы о благополучии не только для себя, но и для всех своих близких, знакомых и даже не­доброжелателей, в дни Бело­го месяца они спешат навес­тить всех старших родствен­ников с подарками. Оба суп­руга всегда спокойны, урав­новешены и доброжелатель­ны. При этом они современ­ны: посещают ночные клубы, увлекаются новыми видами спорта, мыслят новаторски. Может, в этом и есть смысл благополучия, когда соблю­дается баланс между тради­циями предков и новинками цивилизации? Может, поэто­му к ним в гости идешь с удо­вольствием и чувствуешь себя в их доме комфортно и уютно? Может, так и нужно жить?

Об этом говорят и многие буддийские учения. Прислу­шайтесь к ним накануне праздника Белого месяца.

• Основа религиозной жиз­ни и всех достоинств мирс­кого человека - держать твердо свое слово и обеща­ния исполнять со смыслом.

• Всю жизнь вести умеренно ровную жизнь, отдалять от себя всякие удручающие зат­руднения. Говорят же, что если постоянно думать о пло­хом, оно обязательно мате­риализуется.

• Все сказанное говорить, обдумавши.

• В каждом случае посту­пать дружественно и спокой­но. Врага нельзя оставлять без внимания, а нужно содей­ствовать примирению с ним всеми средствами. Тщатель­но заботясь о своих близких и друзьях, нужно постоянно по­мнить их прежние услуги.

•Старшим нужно оказы­вать высокое почтение и быть в душевном согласии с много­численными родственниками и друзьями.

• Воздерживаться от зависти.

• Выполнять свои дела ос­новательно, так, чтобы не раскаиваться.

•По мере возможностей стараться помогать больным, неимущим и угнетенным.

^ ДВИЖЕНИЕ - ПУТЬ К ГАРМОНИИ

Достичь внутренней гар­монии людям издавна помо­гают различные физические упражнения. К тому же это от­личный способ обрести стройный силуэт, избавиться от душевного дискомфорта и восстановить свои силы пос­ле напряженного рабочего дня. Недаром многие голли­вудские звезды все чаще об­ращаются к различным техни­кам йоги. Попробуйте и вы выполнять это упражнение.

Одеяло расстелить на полу. С закрытыми глазами, лежа на спине, мысленно расслабляйте поочередно пальцы ног, подошвы, икры, колени, бедра. Затем пояс­ницу, живот, спину, грудь, шею, затылок, лоб, лицо. Гла­за и лицо при этом мягкие, расслабленные. Женщины могут в эти минуты релакса­ции представлять себя моло­дыми, красивыми, привлека­тельными. Можете прибавить к упражнению спокойную ме­лодию, например, мантры буддийских монахов. Это эф­фективное 15-минутное уп­ражнение отлично снимает нервное напряжение, повы­шает работоспособность.

^ КАНОНЫ БЕЛОГО МЕСЯЦА

1. Новогоднее привет­ствие - золгох - заслуживает особого внимания. Это дань уважения старшим, связь по­колений, когда младший про­тягивает старшему по возра­сту обе руки ладонями вверх. Старший, в свою очередь, кладет свои руки сверху ла­донями вниз, младший под­держивает старшего под лок­ти. У агинских бурят он допол­няется еще одной деталью: младший подходит к старше­му, держа на вытянутых руках хадак, возлагает его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, переклады­вая на кисть правой руки младшего, и лишь после это­го оба совершают золгох

2.Считается, что чем больше гостей посетит ваш дом в первый день празднова­ния Сагаалгана, тем счастли­вее будет наступающий год.

3.Первый гость или пер­вый встреченный на улице - очень важное лицо у многих народов. В них ценились раз­ные качества: богатство, мно­годетность, ум. Желательно, чтобы это был мужчина.

Но самое главное пра­вило встречи священного праздника Белого меся­ца, которое нужно сохра­нять и в последующем, это доброжелательное отношение к окружаю­щим, гармония души и тела. Вот увидите, что тогда год Огненной Соба­ки будет счастливым и безмятежным.

Елена НИКИФОРОВА.

( Правда Бурятии. - 2006.- 26 января).


^ ВОСТОЧНЫЕ ТОНКОСТИ

Под марш Красной Собаки

В конце прошлого века нашей стране началось повальное увлечение восточным календарем: все вдруг стали именовать себя «змеями», «обезьянами», «крысами»... А прибавив и этим животным еще несуразные цвета типа «синей козы», «фиолетовой свиньи» или «розового тигра», мы собрались в совершенно непонятный для европейца диковинный зверинец. Восточный гороскоп таит в себе множество тонкостей, и вот только некоторые из них.

Согласно календарю, при­нятому в Японии и других странах Востока, начало нового года привязано к первому новолунию, происходящему в зна­ке Водолея. Новый, 2006 год по-во­сточному настает 29 января в 17 ча­сов 16 минут по московскому зим­нему времени. На смену году Голу­бого Петуха приходит время Красной Собаки. В восточном гороскопе 12 животных (Крыса, Бык, Тигр, Кот (Кролик), Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака и Кабан), 5 стихий (металл, вода, дере­во, огонь и земля) и 10 цветов (се­рый, черный, фиолетовый, синий, голубой, красный, розовый, желтый, лимонный и белый). Таким об­разом, каждый год мы «пляшем под дудку» животного определен­ного цвета и темперамента. Чело­век, рожденный в том или ином го­ду, получает ряд врожденных свойств, в зависимости от которых будет складываться его судьба.

Чтобы определить стихию сво­его года и его цвет, обратим вни­мание на последнюю цифру в годе рождения и в таблице найдем ей соответствие.

Итак, люди, родившиеся в 2006 году, будут называться Красными огненными Собаками. Астролог Владимир Копылов объяснил, что стихия огня в гороскопе ассоции­руется с активным, творческим, резким, бурным началом, волей. Люди этой стихии заражают окру­жающих своей энергией, вдохновляют на новые свершения. Можно утверждать, что «горячие» Собаки будут обладать всеми этими каче­ствами, а также лучшими челове­ческими чертами - верностью и честностью.

Стихия земли определяет чело­века приземленного, конкретного, практичного. Металл придает хара­ктеру индивида непоседливость, общительность, коммуникабель­ность. Дерево порождает интерес ко всему новому. Люди, рожденные под этой стихией, отличаются боль­шим энтузиазмом. Вода же соответ­ствует человеку интуитивному, замкнутому, живущему семейными, домашними интересами. Для таких людей важно не столько матери­альное благополучие, сколько эмо­циональный комфорт.

Заметим, что одна и та же сти­хия господствует в течение двух лет. А следующий год огненной Собаки наступит только через 60 лет, в 2065 году.

^ БРАЧНЫЙ ГОРОСКОП

Оковы векторных браков

Как показывает практика, не обязательно быть профессиональным астрологом, чтобы выявить некоторые важные связи между человеческими судьбами и восточным астрологическим календарем. Так, российский ученый-химик Григорий Кваша в 1987 году открыл так называемое векторное кольцо. Это фундаментальный закон, действующий в мире людей, который показывает их взаимоотношения в зависимости от года рождения. В интервью «Интерфакс ВРЕМЯ» Григорий Кваша объясняет свое открытие исключительно собственной наблюдательностью и анализом взаимоотношений людей. «Я никогда не изучал астрологию, векторную» говорит он.

Итак, восточный кален­дарь позволяет составить 144 комбинации возмож­ных взаимоотношений между людьми, рожденными в различ­ные года. Из этого множества ком­бинаций Кваша выделил 12 пар, которые назвал векторными. В ве­кторных парах один человек не­вольно оказывается «слугой», дру­гой - «хозяином», всегда безраз­дельно властвующим над первым. Каждый человек (в зависимости от года своего рождения) обязатель­но является чьим-то «хозяином» и чьим-то «слугой» одновременно. В этих парах (будь то браки или дру­гие связи людей) отношения не подвластны контролю разума, они возникают и развиваются помимо воли человека и его желаний - не­осознанно.

Вот эти 12 союзов, где на пер­вом месте указан «хозяин», на вто­ром - «слуга».

Крыса - Лошадь, Лошадь - Кабан,

Кабан - Дракон, Дракон - Кот,

Кот - Петух, Петух - Собака,

Собака - Бык, Бык - Тигр,

Тигр - Коза, Коза - Змея,

Змея - Обезьяна, Обезьяна - Крыса.

Круг замкнулся, и такая после­довательность животных названа векторным кольцом.

Векторность отношений прояв­ляется в том, что насколько бы «слуга» ни превосходил «хозяи­на», он всего лишь пьедестал. «Слуга» воздвигает его доброволь­но, с любовью и обожанием. В присутствии «хозяина» «слуга» ни­когда не сможет продемонстриро­вать все свои достоинства, да и «хозяин» не сможет оценить их полностью. Недаром так ярко про­является стремление «хозяина» переделать «слугу».

«Хозяин» - неосознанный, мис­тический идеал, к которому стре­мится «слуга», и это является осно­вой обожания, терпения и всепро­щения «слуги».

«Слуга» никогда не сможет вы­рваться от «хозяина», если тот его не отпустит. Жизнь подтверждает, что отпущенный из кольца «слуга» сразу же начинает добиваться ус­пехов в тех сферах, которые ему были недоступны из-за «занято­сти» в столь тесном браке. Впро­чем, многие предпочитают жить в векторном браке, несмотря на все трудности.

Смягчить жизнь в векторном со­юзе могут большая разница в воз­расте супругов, заключение брака в зрелые годы. Если «слуга» - женщи­на, то такой брак бывает тоже тер­пимым для супругов. Сильное об­легчение приносит стиль жизни с частыми разлуками. Но самый удач­ный вариант состоит в том, чтобы «слуга» мог «откупиться» - боль­шой зарплатой, особым участием в семейном хозяйстве. Если, конечно, на это есть еще силы. Ведь бывает, что «хозяину» приходится ухажи­вать за обессилевшим «слугой».

Как же все-таки жить в вектор­ном браке? Ведь есть любовь, сов­местное хозяйство, часто есть и де­ти. Трудно давать советы, не зная конкретной ситуации. Но мы попро­буем. Не паникуйте. Приглядитесь к своей жизни, сравните ее с другими случаями векторных браков, попро­буйте оценить силу власти этого яв­ления над вами.

Помните, «хозяин» всегда прав, прав в своих глазах, глазах окружающих и даже в глазах «слуги», поэтому не надо пытать­ся что-либо доказать. Не следует «слуге» пытаться переломить судьбу и отвоевать главенство. Лучше замереть - шаг влево, шаг вправо... это пропасть. «Хозяин» должен всегда жалеть «слугу», ведь мы не выбираем год рожде­ния.

Если отношения перешли пре­дел допустимого, то отдавайте се­бе отчет - улучшений ждать не приходится. Расставшись с «хозяи­ном», никогда не пытайтесь ему отомстить.

И все-таки, можно ли прожить в векторных отношениях всю жизнь? Да, можно. Только пом­ните о цене вашего счастья и тог­да - «безумству храбрых поем мы песню!»

Может быть, предупреждение об опасности кольца остановит но­вых любителей острых ощущений? Совет простой: пусть острые ощу­щения останутся до брака. Надо понять, что семья не место для бесконечных баталий и роковых страстей.

^ ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ

Напомним, что в восточном календаре начало нового года не совпадает с европейским. Особенно надо быть внимательным тем, у ко­го дни рождения выпали на январь и февраль. Например, день рождения жены 29 ноября 1966 года. Она по гороскопу Лошадь. Муж родился 15 января 1960 года. Обычно обобщенно указывается, что 1960 год - это год Крысы, однако год этого животного в 1960 году на­ступил только 29 января, поэтому муж родился под знаком Кабана. Это существенно меняет картину. Лошадь служит Крысе, но Кабан служит Лошади.

Поскольку только специалист знает точно даты восточного календаря, приводим эти данные, чтобы избежать возможных ошибок.



Крыса

24.01.1936

10.02.1948

29.01.1960

15.02.1972

01.02.1984

18.02.1996

Бык

11.02.1937

29.01.1949

15.02.1961

03.02.1973

21.01.1985

07.02.1997

Тигр

31.01.1938

17.02.1950

05.02.1962

23.01.1974

09.02.1986

28.01.1998

Кот

19.02.1939

06.02.1951

25.01.1963

11.02.1975

29.01.1987

16.02.1999

Дракон

09.03.1940

27.01.1952

13.02.1964

31.01.1976

17.02.1988

05.02.2000

Змея

10.01.1929

27.01.1941

14.02.1953

01.02.1965

18.02.1977

06.02.1989

Лошадь

30.01.1930

15.02.1942

03.02.1954

21.01.1966

07.02.1978

26.01.1990

Коза

17.02.1931

05.02.1943

24.01.1955

19.02.1967

28.01.1979

14.02.1991

Обезьяна

06.02.1932

25.01.1944

12.02.1956

28.01.1968

16.02.1980

03.02.1992

Петух

26.01.1933

13.02.1945

31.01.1957

17.02.1969

04.02.1981

22.01.1993

Собака

14.02.1934

02.02.1946

16.02.1958

30.01.1970

25.01.1982

10.02.1994

Кабан

04.02.1935

22.01.1947

08.02.1959

26.01.1971

13.02.1983

30.01.1995


Энциклопедия семей

ЗМЕЯ. Тип мышления - логический. Психологический тип - жалостливый, чувствительный. Темперамент - драматический (холерик), мировосприятие -адекватное возрасту 43-55 лет. Векторный хозяин - Коза, векторный слуга -Обезьяна. Романтический брак - Кот, Кабан. Патриархальный брак - Бык, Змея, Петух. Равный брак - Тигр, Лошадь, Собака. Духовный брак - Крыса, Дракон.

ЛОШАДЬ. Тип мышления - волевой, новаторский, политический. Соци­альный тип - открытый, зкстравертный. Темперамент - природный оптимист (сангвиник), мировосприятие - адекватное возрасту 7-12 лет. Векторный хозя­ин - Крыса, векторный слуга - Кабан. Романтический брак - Дракон, Обезья­на. Патриархальный брак - Лошадь, Собака, Тигр. Равный брак - Петух, Змея, Бык. Духовный брак - Кот, Коза.

КОЗА. Тип мышления - реалистический. Социальный тип - ортодоксаль­ный. Темперамент - драматический (холерик), мировосприятие - адекватное возрасту 2-5 лет. Векторный хозяин - Тигр, векторный слуга - Змея. Романти­ческий брак - Бык, Петух. Патриархальный брак - Кот, Коза, Кабан. Равный брак - Крыса, Обезьяна, Дракон. Духовный брак - Лошадь, Собака.

ОБЕЗЬЯНА. Тип мышления - мистический. Социальный тип - закрытый, психологический тип - приземленный, деятельный. Темперамент - меланхо­лик, мировосприятие - адекватное возрасту 8 месяцев - 2 года. Векторный хо­зяин - Змея, векторный слуга - Крыса. Романтический брак - Тигр, Лошадь, Собака. Патриархальный брак - Обезьяна, Дракон. Равный брак - Кот, Коза, Кабан. Духовный брак - Бык, Петух.

ПЕТУХ. Тип мышления - логический. Психологический тип - приземлен­ный, деятельный. Темперамент - флегматик, мировосприятие - адекватное возрасту - младенец до 1 года. Векторный хозяин - Кот, векторный слуга - Со­бака. Романтический брак - Коза, Кабан. Патриархальный брак - Петух, Змея, Бык. Равный брак - Тигр, Лошадь. Духовный брак - Крыса, Обезьяна, Дракон.

СОБАКА. Тип мышления - волевой, новаторский. Психологический тип -приземленный, деятельный. Темперамент - меланхолик, мировосприятие -адекватное возрасту 32-43 года. Векторный хозяин - Петух, векторный слуга -Бык. Романтический брак - Крыса, Обезьяна, Дракон. Патриархальный брак -Тигр, Лошадь, Собака. Равный брак - Змея. Духовный брак - Кот, Коза, Кабан.

КАБАН. Тип мышления - реалистический. Социальный тип - закрытый, психологический тип - безжалостный (возмужание, грубость). Темперамент -природный оптимист, сангвиник; мировосприятие - адекватное возрасту 23-32 года. Векторный хозяин - Лошадь, векторный слуга - Дракон. Романтиче­ский брак - Бык, Змея, Петух. Патриархальный брак - Кот, Коза. Равный брак - Крыса, Обезьяна. Духовный брак - Тигр, Собака.

КРЫСА. Тип мышления - мистический. Социальный тип - открытый, пси­хологический тип - безжалостный (возмужание, грубость). Темперамент -драматический, холерик; мировосприятие - адекватное возрасту 17-24 года. Векторный хозяин - Обезьяна, векторный слуга - Лошадь. Романтический брак - Собака, Тигр. Патриархальный брак - Крыса, Дракон. Равный брак -Кот, Коза, Кабан. Духовный брак - Бык, Змея, Петух.

БЫК. Тип мышления - логический. Социальный тип - ортодоксальный, психологический тип - безжалостный (возмужание, грубость). Темперамент -природный оптимист, сангвиник; мировосприятие - адекватное возрасту 13-17 лет. Векторный хозяин - Собака, векторный слуга - Тигр. Романтический брак - Кот, Коза, Кабан. Патриархальный брак - Бык, Змея, Петух. Равный брак - Лошадь. Духовный брак - Крыса, Обезьяна, Дракон.

ТИГР. Тип мышления - волевой. Социальный тип - закрытый, психологи­ческий тип - мечтатель. Темперамент - флегматик, мировосприятие - адек­ватное возрасту 85 лет и больше. Векторный хозяин - Бык, векторный слуга - Коза. Романтический брак - Крыса, Обезьяна, Дракон. Патриархальный брак - Тигр, Лошадь, Собака. Равный брак - Змея, Петух. Духовный брак. -Кот, Кабан.

КОТ. Тип мышления - реалистический. Социальный тип - открытый, пси­хологический тип - мечтатель. Темперамент - меланхолик, мировосприятие - адекватное возрасту 70-85 лет. Векторный хозяин -Дракон, векторный слу­га - Петух. Романтический брак - Бык, Змея. Патриархальный брак - Кот, Ко­за, Кабан. Равный брак - Крыса, Обезьяна. Духовный брак - Тигр, Лошадь, Собака.

ДРАКОН. Тип мышления - мистический. Социальный тип - ортодоксаль­ный, психологический тип - мечтатель. Темперамент - флегматик, мировос­приятие - адекватное возрасту 55-70 лет. Векторный хозяин - Кабан, вектор­ный слуга - Кот. Романтический брак - Тигр, Лошадь, Собака. Патриархальный брак - Крыса, Обезьяна, Дракон. Равный брак - Коза. Духовный брак - Бык, Змея, Петух.


^ С.Б. БАРДАЛЕЕВА

ст. науч.сотруд­ник Музея истории Бурятии.

( Буряад унэн.- 2005.- 10 февр.)


БУДДИЙСКИЙ КУЛЬТ БОГИНИ ПАЛДАН ЛХАМО

Богиня Балдан Лхамо - хранительница Уче­ния Будды, дакини, богиня вре­мени, проявление Всемилосердной Тары. Культ этой богини яв­ляется одним из самых распро­страненных в тибетском буддиз­ме. В Бурятии, где исповедуют традиции тибетской школы «ге-луг-па», ритуалы и почитания Балдан Лхамо были очень по­пулярны и продолжают оста­ваться такими и доныне.

Тибетские традиции этой богини аналитически осмысли­вались, адаптировались для ме­стного населения. Культ Балдан Лхамо популярен на всех уров­нях и существует во многих формах. Множество обрядов совершается как в дацане, так и в быту. Ей посвящено вели­кое множество ритуальных текстов, гимнов, слагаются о ней мифы, легенды, передающиеся из поколения в поколение. Каж­дый верующий обращается к ней с мольбой о защите, совер­шая утреннее подношение чаем, носит на груди оберег с ее ман­трой или хранит на божнице изображения богини с талисма­ном.

Художественное воплощение ее образа встречается как в иконах - танка, так и в скульп­туре из камня, глины, дерева, металла.

Популярность Балдан-Лхамо объясняется тем, что она явля­ется древним, еще добуддийским культом, имеет древнеин­дийские корни. Неоднознач­ность, многоликость образа буд­дийской Балдан Лхамо имеет длительную предысторию раз­вития культового образа Шри Дэви в Индии, также адапта­цию данного культа в Тибете и Центральной Азии.

Балдан Лхамо в буддийском пантеоне находится на нижних ступенях иерархической лестни­це в форме гневной хранитель­ницы. В то же время она высту­пает как ийдам в форме богини искусств Сарасвати, также в облике дакини Ваджраварахи и как повелительница Времени.

В Монголии имя Балдан Лха­мо переводят как Охин Тэнгри, которая в мифологии восприни­мается как всеобщая прароди­тельница, называемая «един­ственной матерью». Калмыки почитают ее богиней плодоро­дия и возрождения жизни.

В Бурятии прочно утвердил­ся культ Балдан Лхамо как За­щитницы, карает она только за несоблюдение данных обещаний. Она входит в высший раз­ряд десяти хранителей Учения — дхармапала (санскр.) или са-хюусан (бур.).

Проведение обряда посвящения Балдан Лхамо перед наступ­лением Сагаалгана напоминает о том, что призывается богиня, которая вобрала в себя древ­нейшие отголоски культа «ма­тери-прародительницы», что с приходом Нового года наступа­ет новое рождение, Природа просыпается для новой созида­тельной жизни. Предпоследняя ночь уходящего года целиком посвящается хуралу Балдан Лхамо- покровительницы Все­ленной и всех живых существ на земле. В первый день Ново­го года проводится ритуал под­ношения балина Балдан Лхамо, который изготавливается специ­ально и хранится целый год пе­ред алтарем.

Образ самой богини, ее ико­нография сложна, ее формы бывают мирными, гневными, демоническими.

Классическое изображение богини представляет собой гневный женский образ Балдан Лхамо иссиня-черного цвета, мчащийся на трехглазом муле через горы по озеру Мулетинг. Существуют особые тексты садханы (санскр.), которые яв­ляются описанием ритуала при­зывания божества, проведения следующих действ: благослове­ние подношений, подношение, восхваление, призывание, под­ношение атрибутов, побужде­ние и т. д. Благословения совер­шаются с помощью жестов - мудр, молитвы - мантр и меди­тации. Затем следует подноше­ние музыки и других подноше­ний, затем благословляется еще одно подношение - балин. Чи­тается мантра и визуализирует­ся божество со всей свитой. Подробно описывается ее вне­шний облик, произносятся при­глашения: «Из пустоты, в сере­дине моря крови, покрытого за­пекшейся пеной, в центре чер­ного воздушного вихря, на сав­расом муле, у которого белое пятно на лбу, уздечки и недоуз­дки из ядовитых змей, седло из головы ракшаса, сверху накры­тое шкурой, возникает из слога ДЖО величественная богиня Воительница Ремати с оружи­ем «сор». Тело ее иссиня чер­ного цвета, один лик у нее и две руки. В правой руке ваджрой-булавой бегон бьет по головам клятвопреступников, в левой, у сердца держит сосуд из череп­ной коробки - габала, полную крови. Лицо искажено, зубы оскалены, поедает труп челове­ческий; смех ее подобен звуку грома. Три глаза красны, вра­щаются в глазницах, брови и борода горят огнем конца кальпы; спутанные волосы на голо­ве рыже-желтого цвета, стоят дыбом. Правое ухо украшает лев, левое - змей. Голова увен­чана короной из пяти челове­ческих черепов. Она носит оже­релье из 50 окровавленных го­лов. На теле капли крови и пят­на жирной кровавой пены, вся покрыта кремационным пеплом. На макушке горит лунный диск, на пупке солнечный.

В ее свите 4 богини времен года, мамо, мара, духи ями, ракшасы, множество духов, разные божества, наги, демоны, ганд-харвы, вампиры, пресмыкаю­щиеся и неисчислимое множе­ство других существ. Поднима­ют они в правых руках, сверкающих огнем, кто ваджру и кривой нож, кто кинжал или алебарду, пику, железный крюк, железный кол; в левых руках у всех габалы, полные ядовитой крови. У всех них, у госпожи и ее прислуги знаки: в глазах КШИМ, на ушах ДРАМ, на ноге КХАМ, на языке РАМ, на пупке САМ, на голове ОМ, на горле АА, в сердце ХУМ.»

Далее следует приглашение богине воплотиться в образ (скульптурный или живопис­ный на танка). Перечисляются имена разных форм и эманации богини, каждое с приглашени­ем. Затем следует призывание Балдан Лхамо со всей свитой. Пятью богинями долголетия (Церинма) и Двенадцатью боги­нями Земли (Тенма).

После этого следуют подно­шения и восхваления разным ее аспектам. Как Повелительнице Времени ей подносят: 1) восемь видов внешних подношений: ваза для омовения ног и лица, цветы, лампада, воскурения, благовония для тела, яства, му­зыка, т. е. приятное для ощуще­ния, прекрасное для взора, бла­гозвучное для слуха, приятный аромат, наилучшее для осязания: 2) внутренние подношения: это чистая кровь, мясо пяти ви­дов, пять нектаров, балин. Все это подносится двадцать один раз. Затем следуют: Подноше­ния Пяти богиням Церинма и двенадцати богиням Торма. Де­лаются поклонения телом, ре­чью и мыслью. После этого призываются Учителя преем­ственности. Громко читаются гимны призывания, затем под­носится балин. Далее произно­сится стослоговая мантра Ваджрасаттвы. Завершаются все эти действия молитвой благопожеланием. Шри Дэви (Балдан Лхамо) является на гребне чер­ного смертельного вихря, что связывает ее с потусторонним, подземным миром Ямы. В то же время она украшена знаками солнца и луны, что ассоцииру­ется с тибетской богиней небес, оружием которой является гром небесный. Мешок с болезнями и ядовитые змеи свидетельству­ют о том, что она воплощение заразных болезней и лекарка одновременно. Перья павлина или зонт из них - это знак цар­ственности и защиты от вредо­носной магии, отравления, сгла­за. Считается, что павлин - цар­ственная птица, переваривает любой яд, поэтому ее невоз­можно отравить, Габала, полная крови атрибут тантрийских бо­жеств, - символ силы, непобе­димости и бесстрашия. Гада­тельные кубики и свита из че­тырех богинь времени свиде­тельствуют о том, что она вла­дычица судьбы и времени. Ее гнедой мул имеет три глаза, у самой - три глаза, что говорит о ее всеведении.

Много мифологических тол­кований образа этой богини. «У монгольских народов известна одна легенда, возможно, цейлон­ская, о богине Лхамо. Согласно легенде, богиня вышла замуж за Шинье, короля области Дудпо, который узурпировал королев­скую власть на Цейлоне. Боги­ня поклялась смягчить дикий нрав своего мужа и обратить его в буддийскую веру. Но из этого ничего не получилось, и она убивает собственного сына, что­бы истребить королевский род. После этого покинула дворец и поехала верхом на муле на се­вер. Когда король вернулся и узнал, что случилось, он схва­тил лук и пустил в след ей стре­лу со страшным проклятьем. Стрела попала в круп мула, бо­гиня выдернула стрелу и про­изнесла следующее заклина­ние: «Да сделается рана моего мула глазом достаточно широким, чтобы обозреть 24 страны, и да смогу я сама истребить Злобный род Цейя Королей». Затем богиня продолжила свое путешествие, проехала Индию, Тибет, Монголию, часть Китая, и, наконец, остановилась на горе Ойхан, что в области Олгон, предположительно в Вос­точной Сибири. Гора эта была окружена Океаном и необита­емыми пустынями. Буряты счи­тают, что это остров Ольхон на Байкале».

Таким образом, Балдан Лха­мо приветствуется в конце Сагаалгана как богиня времени и судьбы, как мать прародитель­ница, как защитница Буддий­ского Учения.

На графических образах Бал­дан Лхамо можно увидеть ее неизменный атрибут - черно-бе­лые гадательные кубики шо, пристегнутые к торокам гнедо­го мула.

В гадании с опорой на Бал­дан Лхамо используются гадаль­ные кубики и тексты, коммен­тирующие выпавший жребий. Для проведения гадания шомо используются три кубика. Из­готавливаются они из дерева, которое должно обязательно расти на северной стороне горы. Стороны кубика раскрашиваются в 3 разных цвета: белый, красный, синий. Глазки на кубиках должны распреде­ляться определенным образом, на шести гранях они должны равняться в сумме 21. При га­дании задаются различные воп­росы, касающиеся быта, семьи, духовной жизни, духовной практики, предыдущего рожде­ния, срока жизни, опасностях жизни, о времени и причине смерти, о перерождении и пред­почтениях в науках. Если ре­зультат по жребию оказался тяжелым, сразу же надо посмот­реть, что можно сделать, чтобы поправить положение. У бурят существует специальный сэржем - подношение Балдан Лха­мо. Это кропление первой не­тронутой части какого-нибудь напитка: молока, чая, кумыса, водки. Этот ритуал имеет очи­щающее значение, способству­ет сакральному очищению сре­ды. Кроме этого, Балдан Лхамо, как одной из 10 хранителей -сахюусанов, посвящается каж­додневный хурал в любом да­цане, проводятся специальные службы - поклонения.


^ Н-Ц. Д. ДОНДОКОВА

(Буряад Унэн.- 2005.- 10 февр.)


gsef04-filosofiya-1-obshaya-harakteristika-specialnosti-071401-053100-socialno-kulturnaya-deyatelnost.html
gsef06-politologiya-1-obshaya-harakteristika-specialnosti-071401-053100-socialno-kulturnaya-deyatelnost.html
gsef10-nomer-gosudarstvennoj-registracii-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
gsef9-filosofiya-zadachi-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-5-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-osnovnoj.html
gser02-regionalnaya-ekonomika-universitetskij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
gsev02-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-654300-proektirovanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/t-e-m-a-27-osobij-poryadok-ugolovnogo-sudoproizvodstva-po-otdelnim-kategoriyam-del-i-v-otnoshenii-otdelnih-kategorij-lic.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-14-mo-kushevskij-rajon-v-2009-2010-uchebnom-godu-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-matematika-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/marafon-uchashihsya-emu-20092010-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-fakt-godovoj-otchet-proekt-otkritogo-akcionernogo-obshestva-orenburgenergosbit.html
  • school.bystrickaya.ru/i43-forma-anketi-uchastnika-razmesheniya-zakaza-konkurs-provodit-gosudarstvennoe-uchrezhdenie-alatirskij-leshoz.html
  • writing.bystrickaya.ru/arhitektura-drevnej-grecii-chast-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-tehnologiya-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-o-tom-chto-neizrechenna-nebesnaya-radost-i-slava-ugotovannaya-svyatim-pochemu-i-dolzhno-stremitsya-k-nej-vsem-sushestvom-ved-nichto-iz-sushestvuyushego-ili-sozdannogo-nami-ee-ne-stoit.html
  • turn.bystrickaya.ru/pbk-daily-moskva-n035-232009-sobitiya-anonsi-sobitij-na-ponedelnik-2-marta-2009-g-2-lenta-novostej-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-diplomnomu-proektirovaniyu-po-specialnosti-060800-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-gorodskogo-hozyajstva-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-sankt-peterburg.html
  • turn.bystrickaya.ru/perehod-na-redakciyu-20-polzovatelej-predidushej-redakcii-spravochnik-po-programmnim-produktam.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-predmet-i-metod-teorii-gosudarstva-i-prava-uchebno-metodicheskoe-posobie-kratkij-uchebnik-dlya-vuzov-rekomendovano.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-po-napravleniyu-080100-ekonomika-profil.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-gosudarstvennij-standart-obshego-obrazovaniya-i-ego-naznachenie-1-mesto-uchebnogo-predmeta-informatika-i-ikt-v-fbup-2-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viii-optimizaciya-funkcij-municipalnogo-upravleniya-i-povishenie-effektivnosti-ih-obespecheniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/agronomicheskie-osnovi-proektirovaniya-sevooborotov.html
  • tests.bystrickaya.ru/mamut-otkril-knigu-press-obzor-rinka-nedvizhimosti-s-22-iyunya-po-28-iyunya-2011-goda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azrabotka-veb-sajtov-podderzhka.html
  • control.bystrickaya.ru/dejstvie-chetvertoe-dejstvie-pervoe.html
  • studies.bystrickaya.ru/anizotropiya-provodimosti-magnitnoj-zhidkosti-v-magnitnom-pole.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionno-spravochnij-material-po-minskoj-oblasti-k-edinomu-dnyu-informirovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-irkutskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-stranica-25.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-razrabotki-triggerov-i-hranimih-procedur-v-subd.html
  • turn.bystrickaya.ru/podprogramma-102-ohrana-audiovizualnih-ispolnenij-ohrana-prav-organizacij-efirnogo-veshaniya-i-ohrana-baz-dannih.html
  • credit.bystrickaya.ru/podderzhat-innovacii-obespechit-proriv.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-poznakomit-s-pravilami-i-vidami-zakalivaniya-razvivat-stremlenie-vesti-zdorovij-obraz-zhizni-pobuzhdat-k-primeneniyu-zakalivayushih-procedur-hod-zanyatiya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-vipolneniya-domashnej-kontrolnoj-raboti-1-po-discipline-ekonomika-organizacii-dlya-uchashihsya-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnost-2-25-01-31-finansi-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/3-osnovnie-mezhdunarodnie-organizacii-uchastvuyushie-v-torgovo-tamozhennom-regulirovanii-ved.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vistupleniya-uchastnikov-plenarnogo-zasedaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-tatarstan-na-2005-2010-godi-stranica-21.html
  • student.bystrickaya.ru/3dostup-k-informacii-i-znaniyam-c3-otchet-ob-analize-vipolneniya-reshenij-vvuio-soderzhanie-1-rol-pravitelstv.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kanalizacionnuyu-set-predlagaetsya-prinyat-iz-polietilenovih-trub-po-gost-18599-01.html
  • abstract.bystrickaya.ru/19-o-selskohozyajstvennoj-nauke-i-prezidentah-akademii-sobranie-sochinenij-kniga-5-vospominaniya-i-razmishleniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-vskritie-i-ocenka-tendernih-zayavok-instrukciya-dlya-uchastnikov-otkritogo-tendera.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.