.RU

Государственная итоговая аттестация. Сочинение на лингвистическую тему


Торопчина Лариса Васильевна.

Государственная итоговая аттестация. Сочинение на лингвистическую тему.

Темы экзаменационных сочинений на лингвистическую тему разнообразны, связаны с разными разделами науки о языке. На мой взгляд, они иногда неравнозначны по сложности: сравним, например, темы «Зачем нужны знаки препинания?» и «Нужно ли использовать знаки препинания в интернет-общении?». Безусловно, первая требует обширных знаний по разделу «Функции знаков препинания», умения их систематизировать и изложить в небольшой по объёму работе. Вторая предполагает рассуждение о том, что грамотное письмо необходимо всегда и везде: без правильно поставленных знаков препинания не во всех случаях можно понять смысл написанного. В качестве примера, иллюстрирующего необходимость правильной постановки запятой, каждый сможет привести общеизвестное «казнить нельзя помиловать». Но, как говорится, темы не выбирают, к сочинению нужно готовиться в течение всего учебного года. И здесь учителю и учащимся нужно работать в содружестве.

Прежде всего следует выделить темы, связанные с тем или иным разделом лингвистики. Учащимся может быть предложено задание найти как можно больше тем лингвистических сочинений (это могут быть темы из Интернета, из различных сборников материалов по подготовке к ГИА, допущенных ФИПИ). В зависимости от степени подготовленности класса, ученики могут либо просто подобрать материал, чтобы на уроке или на факультативе по подготовке к экзамену вместе с учителем распределить его по разделам науки о языке, либо систематизировать темы самостоятельно. Задание по подбору тем можно давать как индивидуальное, так и групповое. Так, например, темы «Зачем нужны запятые?», «Зачем нужны знаки препинания?», «Зачем нужно тире?», «Зачем нужны знаки конца предложения?» и им подобные связаны с разделом «Пунктуация»; «Может ли русский язык обойтись без заимствованных слов?», «Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?» - с разделом «Лексика»; «Какая лексика (нейтральная, книжная, разговорная) используется в науно-популярных текстах?» - с разделами «Лексика» и «Стилистика текста»; «Нужно ли при написании слова учитывать его лексическое значение и морфемное строение?» - с разделами «Лексика» и «Морфемика. Словообразование»; «Зачем нужны правила орфографии?», «Нужно ли соблюдать орфографические правила в интернет-общении?», «Есть ли в русском языке морфемы, написание которых нарушает главный принцип орфографии?», «Можно ли отказаться от использования прописных букв на письме?», «Почему возникают орфографические затруднения при написании слов типа то(же), так(же), что(бы)?» - с разделом «Орфография».

Определив принадлежность тем к тому или иному разделу лингвистики, можно дать задание учащимся, лучше групповое, связанное с конкретным разделом языка. Например, подготовить презентацию на темы: «Функции знаков препинания в русском языке» (раздел «Пунктуация»), «Основной принцип русской орфографии и отступления от него», «Слитно-раздельно-дефисные написания», «Использование прописных букв в русском письме» (раздел «Орфография»), «Состав русской лексики» (раздел «Лексика»), «Стили языка и стили речи» (раздел «Стилистика»). Это поможет не только повторить обширный материал, но и систематизировать его в виде схем и алгоритмов. Презентация в электронном варианте сегодня даёт возможность учащимся сохранить её в папке «Электронный репетитор», чтобы непосредственно перед экзаменом ещё раз вспомнить различные правила русского языка. В качестве примеров такого материала привожу презентации, созданные моими учащимися: «Функции знаков препинания» и «Стили языка и стили речи».

Имея такой систематизированный наглядный материал, можно приступать непосредственно к работе над сочинением на лингвистическую тему. Прежде всего следует напомнить учащимся, что сочинение должно быть построено следующим образом: тезис – аргументы – вывод. В качестве аргументов предлагается использовать примеры из текста, данного на экзамене. Помимо этого, можно использовать и другие примеры, не забывая при этом, что объём сочинения ограничен. В работе должно быть не менее 50 слов, но я обычно рекомендую своим учащимся писать от 60 до 95 слов. На мой взгляд, это оптимальный вариант. Замечу, однако, что при этом я советую девятиклассникам не засчитывать как отдельные лексемы предлоги типа У, С, ПО, В, союзы И, А, НО, частицы ЖЕ, ЛИ, БЫ, потому что их графический объём крайне незначителен. Таким образом, количество слов в сочинении увеличивается. Необходимо продумать план сочинения, исходя из элементов его композиции, и подобрать к каждой микротеме опорные слова и словосочетания; определить, какие предложения из текста послужат аргументами в подтверждение заявленного тезиса; чётко сформулировать вывод.

Рассмотрим работу над сочинением на примере раскрытия темы «Зачем нужна запятая?». Это сочинение предлагалось написать ученикам в варианте №1 диагностической работы по русскому языку для 9 класса, проводившейся 28 сентября 2010 года. Материалы вариантов (их было четыре) можно найти на сайте ФИПИ, поэтому я не буду приводить текст, данный для выполнения заданий второй и третьей части работы работы – ограничусь упоминанием о том, что это отрывок из произведения современного детского и юношеского писателя Владислава Крапивина, в котором рассказывается о случайной встрече пассажира поезда «Ленинград – Свердловск» на маленькой станции с двумя мальчишками, поведавшими взрослому мужчине о том, что в ковше Большой Медведицы не семь, а восемь звёзд. Ребята были уверены, эта почти незаметная глазу, «тусклая и маленькая», по мнению пассажира, звёздочка достойна внимания и изучения, потому что «может быть, она больше и ярче в сто раз, чем Полярная звезда… она, может, просто очень далеко».

Итак, данная тема относится к разделу «Пунктуация», поэтому следует вспомнить об условиях выбора того или иного знака препинания и о функциях знаков препинания. Условия выбора знака препинания – это грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей; функции же заключаются в том, что знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, а также для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Отсюда они делятся на три группы: отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении). Поскольку запятая не относится к отделительным знакам, или знакам завершения, мы будем говорить о двух последних группах: разделительных и выделительных.

Далее следует продумать план сочинения. Он может быть разным. Предлагаю один из вариантов.

  1. Функции знаков препинания в русском языке.

  2. Запятая как разделительный знак препинания.

  3. Запятая как выделительный знак препинания.

  4. «На письме без запятой обойтись невозможно».*

*Цитатой обозначено высказывание Антона в споре с Кириллом, доказывающим, что на письме можно обойтись и без запятой.

Подбираем опорные слова и словосочетания к каждой микротеме.

  1. Отделение предложений друг от друга, разделение и выделение смысловых отрезков, три группы знаков препинания.

  2. Обозначение границ между однородными членами, обозначение границ простых предложений в составе сложного.

  3. Осложнение простого предложения, обращения, вводные слова и словосочетания, обособленные второстепенные члены.

  4. Очень важный пунктуационный знак.

Наконец, нужно подобрать примеры из текста, иллюстрирующие разные функции запятой. Это могут быть предложения 2: « Впереди синело чистое небо, и первые звёзды дрожали над чёрными кронами тополей», 19: «Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд…», 3: «… я вышел на перрон, вынул папиросы…» (запятая как разделительный знак препинания); 23: «Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку», 36: «Ну, прощайте, космонавты!» (запятая как выделительный знак препинания).

В заключение предлагаю вариант текста сочинения на тему «Зачем нужна запятая?».

Знаки препинания в русском языке выполняют несколько функций. Они служат для отделения предложений друг от друга, разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Запятая не относится к отделительным знакам, или знакам завершения, я буду говорить о ней как о разделительном и выделительном знаке.

Как разделительный знак запятая служит для обозначения границ между однородными членами, обозначения границ простых предложений в составе сложного. Можно привести примеры из текста, иллюстрирующие эту функцию запятой (предложение 3 – запятая между однородными членами, предложения 2, 19 – запятая между частями сложного предложения).

Как выделительный знак запятая обозначает границы обращений, вводных слов и словосочетаний, обособленных второстепенных членов. В качестве подтверждения приведу следующие примеры из текста: предложение 23 (выделение обособленного обстоятельства), предложение 36 (выделение обращения).

Таким образом, можно сделать вывод: запятая - очень важный пунктуационный знак и «на письме без неё обойтись невозможно».

Материалов для подготовки к Государственной Итоговой аттестации сегодня много, главное – уметь ими распорядиться. Хотелось бы, чтобы эта статья также послужила подспорьем в подготовительной работе к выпускному экзамену в 9 классе.

Успехов ученикам и моим коллегам!

grafik-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-ix-klassov-v-novoj-forme-v-2012-godu.html
grafik-provedeniya-municipalnogo-etapa-departament-obrazovaniya.html
grafik-provedeniya-prezentacij-v-vuzah-goroda-krasnodara.html
grafik-provedeniya-tekushih-konsultacij-priema-otrabotok-i-zashiti-kursovih-rabot-prepodavatelyami-kafedri-grazhdanskogo-prava-na-iyun-2012-g.html
grafik-provedeniya-uchebnih-gruppprofessionalnojperepodgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii.html
grafik-publikacii-trenirovochnih-rabot-11-klassa-2-polugodie-20102011-uchebnogo-goda-cherez-sistemu-statgrad.html
  • klass.bystrickaya.ru/ajgil-kergord-svetlana-smirnova-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-s-prisyazhnij-avtorskij-kollektiv-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-i-zakoni-himii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-tema-perspektivi-razvitiya-atomnoj-energetiki-tomskoj-oblasti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-i-metodika-provedeniya-zanyatij-po-fakultativu-osnovi-specialnoj-teorii-otnositelnosti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iiirazvitie-chelovecheskogo-potenciala-koncepciya-dolgosrochnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossijskoj-federacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/torij-pozvolil-ptice-virvatsya-iz-ruki-edva-li-on-smozhet-snova-pojmat-ee-vechnaya-filosofiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vcelyah-povisheniya-otvetstvennosti-kazhdogo-uchitelya-predmetnika-za-rezultati-truda-za-stepen-osvoeniya-obuchayushimisya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standart.html
  • institut.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-obespechennosti-obrazovatelnogo-processa-uchebno-metodicheskij-kompleks-razrabotan-na-osnove-gosudarstvennogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-geometriya-tekstura-poristih-tel.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-petrovskij-a-v-obshaya-psihologiya-m-1976.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchet-truda-i-zarabotnoj-plati-2-izuchenie-i.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-g-kolichev-oforml-serii-s-vlasova-m-eksmo-2010-3502-s-master-kriminalnoj-intrigi-isbn-978-5-699-44-189-1-v-per-18000-stranica-34.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uproshennij-raschet-elementov-zahoda-na-posadku-metodom-malogo-pryamougolnogo-marshruta-dlya-samoleta-an-24.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vosstanovitelno-ozdorovitelnaya-fizicheskaya-kultura.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pk-2-zona-proizvodstvenno-kommunalnih-obektov-iii-klassa-vrednosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-anatomiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-ij-podgotovki-specialnosti-ej-060103-pediatriya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-8-nekotorie-voprosi-makroekonomike-sobrano-sraznih-sajtov-zhelayu-uspehov.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-konspekt-provedeniya-zanyatij-s-personalom-nasf-v-oblasti-obespecheniya-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-tema-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-53-kalininskogo-rajona-gorodskogo-okruga-gorod-ufa-respubliki-bashkortostan-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/chernomorskij-teatr-voennih-dejstvij-predislovie.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-1-po-teme-izuchenie-internet-v-celyah-ispolzovanii-ego-v-teorii-sistem-i-sistemnom-analize-po-kursu-ts-i-sa.html
  • learn.bystrickaya.ru/fok-st-prep-pushkina-n-v-obshaya-psihologiya-l-48.html
  • crib.bystrickaya.ru/h-otnoshenij-i-prava-grazhdansko-pravovaya-konstitucionno-pravovaya-i-ugolovno-pravovaya-ohrana-nravstvennosti-sbornik-moskva-200-9-bbk-71-01-74-200-53-87-7-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/moskva-v-epohu-kamnya-i-bronzi-chast-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vash-prazdnik-serdechnoj-ulibkoj-uvenchan-scenarij-prazdnichnogo-koncerta-k-8-marta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-modulyu-istoriya-dlya-napravleniya-podgotovki-073400-62-vokalnoe-iskusstvo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-sociologiya-truda-belorusskij-gosudarstvennij-universitet-informatiki-i-radioelektroniki.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-intellektualnie-informacionnie-sistemi-labunec-l-v.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-materialnimi-resursami-predpriyatiya-2.html
  • student.bystrickaya.ru/061-37-ot-12-01-2012-goda-na-osnovanii-zayavleniya-generalnogo-direktora-oao-udmurtvtormet-o-a-permyakova-o-dosrochnom-prekrashenii-osushestvleniya-licenziruem.html
  • control.bystrickaya.ru/dati-provedeniya-trenirovochnih-i-diagnosticheskih-rabot-11-klassa-2-polugodie-v-sisteme-statgrad.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-i-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-molodih-uchenih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vopros-22-zigmund-frejd-o-religii-vopros-predmet-filosofii-religii-filosofiya-religii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-k-volochkova-arheologi-rasskazivayut-o-drevnem-pskove-pskovskij-gos-obed-ist-arhit-i-hud-muzej-zapovednik-pskov-1991-s-100-106-bibliogr-s-106.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.